Эластичность рыночного спроса

Если имеется только одна-единственная фирма (чи­стый монополист), ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса. Тогда степень монопольной власти фир­мы полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса ус­танавливает нижний предел для эластичности спроса каждой фирмы. Вспомним пример с производителями зубных щеток, показанный на рис. 10.5. Рыночный спрос на зубные щетки мог бы быть не очень эластичным, но спрос каждой фирмы будет более эластичным. На­сколько — это зависит от того, как фирмы конкурируют друг с другом (на рис. 10.5 эластичность рыночного спроса составляет — 1,5, а эластичность для каждой фир-

мы — 6). Но независимо от того, как конкурируют фирмы, эластичность спроса для каждой из них никогда не бу­дет менее — 1,5.

Спрос на нефть весьма неэластичен, по крайней мере в краткосрочный период, вот почему ОПЕК смог поднять цены на нефть значительно выше предельных издержек на ее добычу в 70-е годы — начале 80-х годов. Спрос на такие товары, как кофе, какао, медь и олово, значитель­но эластичнее, и именно поэтому попытки производи­телей картелизировать эти рынки и поднять цены почти ни к чему не привели. В каждом случае эластичность рыночного спроса ограничивает потенциальную монополь­ную власть отдельных производителей.

ЧИСЛО ФИРМ НА РЫНКЕ

Вторым определяющим фактором кривой спроса для фирмы и, стало быть, ее монопольной власти является количество фирм, действующих на рынке. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фир­мы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать по­терь от уменьшения объема реализации.

Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а число так называемых «основных игроков» (т. е. фирм, имеющих существенную долю на рынке). Например, если только на две крупные фирмы приходится 90 % объема реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм — 10 %, у двух крупных фирм большая монопольная власть. По­ложение, когда только несколько фирм захватывают бо­льшую часть рынка, называется концентрацией рынка.

Иногда говорят (и в этом есть доля правды), что са­мый большой страх американского бизнесмена — страх перед конкуренцией. Мы можем уверенно предполагать, что, когда на рынке действует всего несколько фирм, их руководители предпочтут, чтобы в отрасль на рынок не проникли новые фирмы. Рост числа фирм может только сократить монопольную власть основных фирм в отрас­ли. Важным аспектом конкурентной стратегии является создание препятствий проникновению в отрасль новых фирм — условие, которое удерживает от вступления в дело новых конкурентов.

Иногда для вступления в дело имеются естественные препятствия. К примеру, одна фирма может иметь патент

на технологию, необходимую для производства какого-то продукта. Это делает невозможным вступление на рынок других фирм, по меньшей мере до тех пор, пока не исте­чет срок действия патента. Другие законодательно уста­новленные права действуют в том же направлении, например копирайт (авторское право) может ограничить продажу книги, музыкального произведения, программного обеспече­ния для ЭВМ в рамках деятельности отдельной компа­нии, а необходимость обладания правительственной ли­цензией ограничивает доступ новых фирм на рынок те­лефонного обслуживания, телевизионных передач или вну­тренних грузовых перевозок. Наконец, эффект масштаба может ограничить число фирм, выступающих на одном рынке. В ряде случаев положительный эффект масшта­ба может привести к созданию такой ситуации, когда на­личие на рынке только одной фирмы будет наиболее эффективным решением проблемы. Такая ситуация назы­вается естественной монополией.

Наши рекомендации