Основные теоретические положения Л. Вальрас
1. Общее экономическое равновесие. Вальрас был первым, кто разработал теорию общего экономического равновесия. Общее экономическое равновесие — это такое состояние экономики, когда все рынки одновременно находятся в равновесии, а каждый хозяйствующий субъект максимизирует свою целевую функцию полезности при заданных бюджетных ограничениях. Это возможно при нахождении определенной системы цен. В модели общего экономического равновесия Вальраса дается система уравнений, неизвестными в которых являются цены всех потребительских благ и факторов производства, покупаемых и продаваемых каждым потребителем и производителем. Сами же уравнения отражают максимизирующее поведение потребителей и производителей. Вальрас показал, что такая система уравнений имеет решение, если количество независимых уравнений равно числу неизвестных в системе. Система уравнений решается совместно. Это означает, что величина спроса и предложения на отдельное благо зависит не только от его цены, но и от цен на все другие блага, что состояние одного рынка зависит от состояния других.
Вальрас делит все народное хозяйство на четыре рынка: рынок предметов потребления, рынок факторов производства, рынок денежных капиталов и рынок денег как средства обращения — и находит условия равновесия (системы уравнений) на каждом из них. Затем ставится проблема взаимосвязи этих рынков. Прежде всего речь идет о взаимодействии рынка предметов потребления и факторов производства. Потребительский спрос на товары зависит от доходов потребителей; в свою очередь, их доходы зависят от находящихся в их распоряжении факторов производства и их цен. В то же время спрос на факторы производства со стороны предприятий зависит от спроса на конечные товары со стороны потребителей. Далее существует взаимосвязь рынка факторов производства и рынка денежных капиталов, равенство инвестиций и сбережений. И наконец, взаимосвязь рынка денежных капиталов (сбережений) и рынка денег как средства обращения. Увеличение накопления денег ведет к сокращению денежной массы, что влияет на цены и т.д. Рынок денег Вальрас характеризует следующим образом: «Цена фактора денежных знаков повышается или понижается в зависимости от соответствия желаемой кассовой наличности реальному количеству денег».
В то же время Вальрас доказал, что экономика стремится к общему равновесию, но никогда его окончательно не достигает.
В своей модели общего экономического равновесия Вальрас скорее сформулировал проблему, но окончательно математически не решил ее. В последующий период целый ряд ученых, начиная с исследований А. Вальда (1936) и кончая моделью Эрроу— Дебре (1954), продолжали ее математически совершенствовать.
В. Парето
1. Общее экономическое равновесие. Если Вальрас рассматривал модель общего экономического равновесия только для условий совершенной конкуренции, то Парето рассматривает эту проблему для трех типов экономики. В первом случае потребители и производители принимают свободные рыночные цены как данное и пытаются достигнуть своих целей, приспосабливаясь к этим ценам. Такая ситуация соответствует «свободной конкуренции». В экономике второго типа главной целью хозяйствующих субъектов является изменение цен для максимизации своей выгоды. Это — монополизированная экономика. И наконец, в экономике третьего типа — центрально-управляемой, социалистической цены определяет государство «для достижения максимума благосостояния всех членов общества».
В отличие от марксистов, утверждавших в начале XX в., что при социализме не будет товарно-денежных отношений, а будет прямое распределение продуктов, Парето доказывал, что для достижения общего экономического равновесия и при социализме необходимо соблюдение стоимостных пропорций. «...Если бы социалистическое государство подавило всякую возможность обмена... цены, несмотря на это, не исчезли бы, оставаясь как минимум счетным средством в распределении товаров».
Таким образом, Парето делает вывод, что, если предположить, что государство способно рассчитать равновесные цены, «чистая экономика не дает нам решающего критерия для выбора между организацией общества, основанной на частной собственности, и социалистической организацией. Эту проблему можно решить лишь с учетом других составляющих данного феномена».
2. Ординалистская теория полезности. Как уже говорилось, понятие «предельной полезности» было изначально ключевым для маржиналистской теории. Но если «предельность» связана с количественной оценкой, то «полезность» — понятие субъективное и неизмеримое. В то же время для того, чтобы максимизировать ожидаемую полезность различных благ, Менгер, Джевонс, Валь-рас и Маршалл предполагали возможность соизмерения полезности. Однако найти единицу измерения не удавалось. Попытка найти абсолютную величину полезности получила название «кар-динализм».
Парето же утверждал, что абсолютную величину полезности измерить невозможно, но можно измерить ее порядковую величину, очередность, т.е. сказать, что полезность блага А больше полезности блага Б, а полезность блага Б больше полезности блага В. Такой подход получил название «ординалистского» и после завершения его разработки в 30-е гг. XX в. в работах Р. Аллена и Дж. Хикса стал общепринятым.
При разработке новой теории полезности Парето использовал так называемые кривые безразличия, введенные в анализ английским экономистом Фрэнсисом Эджуортом (1845—1926). Сам Эджуорт использовал их для анализа бартерного обмена и исходил из количественной измеримости полезности (кардиналистский подход).
В теории Парето кривые безразличия Эджуорта стали применяться в рамках ординалистского подхода. Он отказался от использования цен как количественного проявления полезности и акцентировал внимание на фактах предпочтения одного товара другому, т.е. фактах выбора одного товара из всего многообразия благ.
28. А. Маршалл: синтез рикардианской и маржиналистской теорий ценности.
Альфред Маршалл (1842-1924 гг.)
Центральное место в исследованиях А. Маршалла занимает проблема свободного ценообразования на рынке. Рыночную цену он рассматривает как результат пересечения цены спроса, определяемой предельной полезностью, и цены предложения, определяемой предельными издержками.
Заслугой Маршалла является выявление функциональной зависимости таких факторов, как цена, спрос и предложение. Он показал, что с понижением цены спрос растет, а с ростом цены — снижается и что в свою очередь с понижением цены предложение падает, а с ростом цены — растет. Устойчивой, или равновесной, А. Маршалл считал такую цену, которая установлена в точке равновесия спроса и предложения (на графике точку пересечения кривых спроса и предложения принято называть «крестом Маршалла»). Он выдвинул концепцию эластичности спроса.
Эластичность спроса Маршалл характеризует как показатель зависимости объема спроса от изменения цены.
Он выявил разную степень эластичности спроса товаров в зависимости от структуры потребления, уровня доходов и других факторов, показал, что наименьшая эластичность спроса присуща товарам первой необходимости.
Исследования в рамках теории «предельных издержек производства» позволили А. Маршаллу выявить закономерности изменения средних издержек производства при увеличении объемов производства на предприятии. Он отмечал, что, как правило, крупный масштаб производства в конкурентной экономике обеспечивает предприятию снижение цены товарной продукции и соответственно преимущество перед конкурентами (благодаря постоянно возрастающей экономии от умения работать и от применения специализированных машин и всякого рода оборудования) и что главную выгоду от такой экономии извлекает все же общество.
Маршалл выводит два экономических закона: возрастающей отдачи и постоянной отдачи. В соответствии с первым увеличение объема затрат труда и капитала ведет к усовершенствованию организации производства, что повышает эффективность использования труда и капитала, дает более высокую отдачу. По второму закону увеличение объема затрат труда и других издержек ведет к пропорциональному увеличению объема продукции.
По мнению Маршалла, в условиях конкуренции удельные издержки с укрупнением производства либо снижаются, либо развиваются параллельно, но только не опережают темп роста объема продукции. Впоследствии на основе этих суждений микроэкономическая теория выдвинула более достоверные методические решения проблемы оптимизации производства и размеров предприятий. Подразделяя издержки производства на постоянные и переменные, А. Маршалл показал, что в длительном периоде постоянные издержки становятся переменными. На его взгляд, основной мотив, вынуждающий фирму покинуть рынок — это превышение ее издержек уровня рыночной цены.
Процент на капитал, по Маршаллу, проявляет себя как «вознаграждение» тому, кто, обладая материальными ресурсами, ожидает будущего удовлетворения от них, равно как заработную плату, на его взгляд, следует считать вознаграждением за труд. Маршалл не согласен с тем, что стоимость вещи зависит от количества затраченного на ее изготовление труда. Если это так, утверждает ученый, оказываемые капиталом услуги являются даровым благом и поэтому не нуждаются в вознаграждении в качестве стимула для дальнейшего его функционирования