Методы экономической теории, экономические законы и категории

Метод в переводе с греческого означает «путь (к чему-либо)» или способ достижения цели. Изучение экономических явлений предполагает наличие особых методов научного познания.

Первым способом изучения экономических явлений стал эмпирический метод, который заключается в сборе и описании фактов и событий. Эмпирический метод опирается на данные наблюдений и эксперименты. Эмпирическим методом пользовались уже меркантилисты, остается он в арсенале экономистов и сейчас, как основной способ получения исходной информации об экономике.

В XVII в. Вильям Петти усовершенствовал эмпирический метод. Он создал статистический метод, впервые дополнив простой сбор информации ее количественным анализом. Впоследствии экономическая статистика стала важной самостоятельной наукой.

К эпохе классической политической экономии восходит причинно-следственный или казуальный (от латинского causa – причина) метод. Суть этого метода заключается в выявлении причинно-следственных связей между отдельными явлениями.

Важную роль в его использовании играет создание четкого понятийного или категориального аппарата науки. Экономическими категориями называются формы осознания экономических явлений, отраженные в понятиях науки. Примерами экономических категорий могут быть товар, стоимость, деньги, капитал и др. Важно иметь в виду, что категории выражают в объектах изучения лишь их общие черты. Так, категория «деньги» включает рубли и доллары, монеты и бумажные купюры, т.е. предметы, различающиеся по многим параметрам, но объединяемые свойством быть деньгами.

Одним из таких методов при изучении хозяйственных процессов является метод научной абстракции (лат. «abstractio» – отвлечение). Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают такие общие понятия, как производство вообще, потребности, распределение, обмен и другие понятия абстрактного мышления, шаг за шагом происходит раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, более или менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии.

Метод научной абстракции хотя и важнейший, но не единственный метод научного познания, используемый в экономической теории. Здесь активно применяются и такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический методы, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент и др.

Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.

Широко также используются индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве.

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономической теории (политической экономии) это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые явления, возникающие раньше других и являющиеся основой возникновения более сложных. Например, в анализе рынка такое экономическое явление – обмен товаров.

В соответствии с методом логического восхождения от простого к сложному курс лекций строится таким образом, что после введения и общих основ теории рыночного хозяйства нам предстоит изучить сначала микроэкономику – экономическую среду, определяющую характер поведения отдельных рыночных субъектов (предприятий – производителей и потребителей), затем макроэкономику – систему национального хозяйства, и, наконец, завершим курс переходом к исследованию мирового хозяйства – глобальной экономики.

Экономическим процессам и явлениям присуща качественная и количественная определенность. Поэтому экономическая теория (политическая экономия) широко использует математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования. Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и издержки влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализав экономической теории.

Функции – это переменные величины, зависящие от других переменных величин.

Функции встречаются в нашей повседневной жизни, и мы чаще всего не осознаем это. Они имеют место в технике, физике, геометрии, химии, экономике и т.д. Применительно к экономике, например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит о цены. Если повышается цена на товар, величина спроса на него при прочих равных условиях уменьшается. При этом цена является независимой переменной или аргументом, а спрос – зависимой переменной или функцией. Таким образом, можно кратко сказать, что спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут меняться местами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может быть функцией спроса.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получил широкое распространение в XX в. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногда ведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии М.Аллэ писал 1989 г., что в течение сорока лет экономическая литература развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что представляет собой, по сути дела, большой шаг назад.

В зарубежной учебной экономической литературе зачастую термины «теория», «модель», «принципы» и «законы» используются как синонимы (К.Макконнелл и С.Брю).

Большинство моделей, принципов экономической теории можно выразить графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении экономической теории важно знать математику и уметь составлять и читать графики.

При анализе экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализ. На основе этого различают позитивную и нормативную экономические теории. Позитивный анализ дает нам возможность увидеть экономические явления и процессы такими, какие они есть на самом деле, что было или что может быть. Нормативный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение чаще всего выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ложность. При нормативном анализе выносятся оценки: справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

Сознательное массовое экономическое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р.Оуэна, П.Ж. Прудона, Ф.Тейлора, Г.Форда и Э.Мейо, а на макроуровне – с именами Дж.М. Кейнса и М.Фридмена. Широкие эксперименты на макроуровне проводились и в СССР.

Используя разнообразные научные методы, теория выявляет повторяющиеся, устойчивые связи экономических явлений, которые получили название экономических законов. Экономический закон – это устойчивая, многократно повторяющаяся причинно-следственная связь, характерная для данного экономического процесса или явления.

Есть два взгляда на законы. С одной стороны, экономические законы существуют в реальном хозяйстве вне зависимости о того, открыты они исследователями или нет. В этом смысле говорят, что экономические законы существуют объективно и не могут быть изменены не только по воле ученого, но и путем законодательной деятельности государства, решений отдельных фирм и людей.

Второй взгляд на экономические законы связан с тем, что сама экономика о действующих в ней взаимосвязях ничего не говорит. Все они должны быть найдены учеными. И здесь, естественно, возможны ошибки, неточности, недостаточно полное понимание законов. В этом состоит субъективная сторона законов.

Отдельные экономические теории имеют четыре общие черты, так как каждая из них:

- основана на наблюдениях за событиями и процессами в экономике;

- представляет собой абстрактно-теоретическое моделирование экономических систем;

- включает прогнозирование последствий наблюдаемых событий:

- предлагает рекомендации для хозяйственной практики.

Усложнение отражения экономической реальности сопровождается разработкой новых парадигм. Научная парадигма включает в себя основополагающие предпосылки, методы исследования, принятые в той или иной науке, а также представления ученых о способах решения научных проблем.

Определение научной парадигмы дал Т. Кун в книге "Структура научных революций". Научная парадигма, господствовавшая до последнего времени в мировой экономической науке, сформировалась в конце XIX - начале XX века под влиянием работ А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Ст. Милля. А. Маршалла, Л. Вальраса. Одновременно с критикой неоклассической теории получены новые знания о содержании процессов экономического развития, стимулирующие разработку новой экономической парадигмы.

Таким образом, экономическая теория - это системное описание действительности на основе ее отражения и абстрактного обобщения ее основных характеристик посредством определений, понятий, категорий, представленное как закон, правило или модель хозяйственной жизни.

Контрольные тесты.

1. Проблема «что, как и для кого производить» реальна:

а) в любом обществе;

б) только в плановой экономике;

в) только в рыночной экономике;

г) только в отсталой экономике.

2. Экономическая теория включает в сферу своего изучения:

а) только рыночную экономику;

б) все системы, кроме плановой экономики;

в) все экономические системы;

г) все системы, кроме переходной экономики.

3. В отличие от классического направления в экономической теории неоклассическое направление акцентировало внимание на:

а) принципах развития экономической системы;

б) функциональных связях в экономике;

в) процессах становления рыночной экономики;

г) приоритете предложения в экономике.

4. Впервые термин «политическая экономия» ввел:

а) Р.Кантильон;

б) А.Смит;

в) А.Монкретьен;

г) Т.Ман.

5. В иерархии экономических интересов на первом месте стоят:

а) индивидуальные интересы;

б) региональные интересы;

в) коллективные интересы;

г) интересы всего общества.

6. Позитивная экономическая теория:

а) исследует отношения через призму «что должно быть»;

б) исследует фактическое состояние экономики;

в) выделяет в исследовании положительные процессы;

г) исследует отношения будущего.

7. Какая из экономических целей может быть точно измерена?

а) полная занятость;

б) справедливое распределение дохода;

в) экономическая гарантия;

г) экономическая свобода.

8. Экономический интерес - это:

а) стремление людей к удовлетворению своих потребностей;

б) стремление работать на благо общества;

в) стремление произвести продукт для других;

г) все перечисленное.

9. Какая проблема фундаментальна для всех экономических систем?

а) редкость;

б) инвестиции;

в) потребление;

г) производство.

10. Экономика эффективна, если в ней обеспечены:

а) полная занятость;

б) или полная занятость, или полное использование других ресурсов;

в) полное использование производственных ресурсов;

г) и полная занятость, и полное использование других ресурсов.

11. Какова экономическая цель, если общество ориентируется на минимизацию издержек и максимизацию выпуска продукта?

а) экономическая эффективность;

б) экономическая безопасность;

в) экономический рост;

г) полная занятость.

12. Вычеркните пункт, не характеризующий предмет экономической теории:

а) удовлетворение потребностей;

б) общественное признание;

в) использование ресурсов;

г) поведение людей.

13. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории?

а) неограниченные производственные ресурсы;

б) эффективное использование ресурсов;

в) максимальное удовлетворение потребностей;

г) материальные и духовные потребности;

д) едкость блага

14. Выберите наиболее полное определение предмета теоретической экономики:

а) экономика изучает деятельность, включающую производство и обмен товарами;

б) экономика изучает переменные величины, поведение которых воздействует на состояние народного хозяйства (цены, производство, занятость и т.д.);

в) экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей его членов;

г) экономика изучает деньги, банковскую систему, капитал.

15. Экономическая модель может быть охарактеризована с учетом:

а) форм хозяйствования,

б) экономической роли государства,

в) преобладающих форм собственности,

г) места и роли рынка в экономической системе,

д) способов осуществления экономической власти,

е) все ответы верны.

Основная литература:

1. Булатов А.С. Экономика. - М.: БЕК, 2005.

2. Курс экономической теории. /Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой.Е.А . -Киров, 2005.

3. Курс экономики: Учебник /Под ред. проф. Б.А.Райзберга. 3-е изд. доп. и дораб. /Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебника для студентов вузов. - М.: ИНФРА-М, 2005.

4. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/Под редакцией А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова. – М.: ИТД «Кно Рус», 1999.

5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2005.

6. Экономическая теория: Учеб. для вузов. /Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. 3-е издание. - Спб: Изд. СПб. ГУЭФ. Изд. Питер, 20035

7. Экономическая теория: Учеб. для вузов /Под ред. В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой. – М.: Рос. Экон. Акад., 2005.

Дополнительная литература:

1. Антология экономической классики//Под ред. И.А. Столярова. М., 1994. - Т.1, Т.2.

2. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. - М.: Прогресс, 1969.

3. Леонтьев В. Очерки политической экономии. - М., 1990.

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах./ Пер. с англ. - 11-е изд. - М., - 1996. – Т. 1.

5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. /Пер. с англ. - 11-е изд. - М., 1997. – Т. 2.

6. Маршалл А. Принципы политической экономии. - М.: Прогресс, 1984.

7. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: Экономика, 2000.

8. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономикс. – М.: Бином-КноРус., 1997.

9. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Экономика,1995.

Тема 2. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

2.1. Хозяйственная деятельность людей и ее сущность.

2.2. Структура общественного воспроизводства.

Наши рекомендации