Товарная политика предприятия социально-культурной сферы

Разработка частных стратегий социально-культурной деятельности с оценкой номенклатуры выпускаемой продукции и ее движения до по­требительских рынков составляет суть товарной политики предприятия Она включает:

♦ анализ действующих рынков по объектам творческой деятельности;

♦ определение жизненного цикла создаваемого продукта творческо­
го труда (включая предпроизводственный период) и условий перехода на
выпуск нового товара (услуги);

♦ формирование спроса и предложения;

♦ оценку конкурентноспособности продукции предприятия.
Эта стратегия осуществляется путем:

♦ определения перечня рынков, на которых реализуется продукция
социально-культурной сферы;

♦ сегментирования рынка культуры (условного распределения номен­
клатуры выпускаемой продукции по соответствующим группам потре­
бителей);

♦ экономической оценки преимущественной поставки очередных
групп творческого продукта, в котором наиболее заинтересован потре­
битель или посредник (антрепренер, предприниматель, продюсер).

Существенное влияние на стратегию товарной политики производите­ля оказывает оценка возможности реализации товаров и услуг (к приме­ру, гастрольно-выездной деятельности) не только на местном рынке, но и в регионах России, а также за границами страны (макро - и микросег­ментация рынков культуры).

Разделение потребителей на группы предлагается производить, исходя из характерных признаков этих групп и сегментации (просматриваемос-ти) рынка (18;433):

географическая сегментация (регион, административное деление, чис­ленность, плотность и структура населения, транспортные условия, кли­мат);

демографическая сегментация (возраст, пол, размер семьи, уровень до­хода и образования, религия, национальность);

психологическая сегментация (социальный слой, стиль жизни, личные качества);

поведенческая сегментация (культурные интересы, потребности и го­товность их удовлетворить, эмоциональное отношение к тому или ино­му жанру, исполнителю, автору).

Для каждого рынка и его сегментов определяется их товарная и номен­клатурная емкость, производится позиционирование спроса на продукцию социально-культурной деятельности по его видам: длительный; кратков­ременный; особый; пассивный; ажиотажный; повседневный; спрос пред­варительного выбора.

Заметим, что ценовойрычаг не воздействует на спрос в той степени, как в сфере материального производства. Прежде всего потому, что конку­ренция между предложением в социально-культурной сфере всегда ост­рее конкуренции спроса. Во-вторых, задача нынешнего этапа заключена не столько в изучении спроса, сколько в создании его руками творческих работников социально-культурной сферы.

Из опыта США вытекает, что перспективной тенденцией в организа­ции театрального искусства является комбинация методов коммерчес­кого и некоммерческого театра, следствием которой становится разде­ление коммерческих рисков и прибыли от удачных спектаклей.

Для внедрения продукции на конкурентном рынке используется спе­циальная схема, непременными частями которой являются:

♦ учет «потребительского суверенитета», приспособление к требова­
ниям потребителя культурных благ;

+ инициативное предложение в виде сделки с двусторонней неустой­кой;

♦ свободное предложение, без обязательств, для выяснения спроса;

♦ разнообразие форм исполнительского искусства (передвижные те­
атры, театры-кафе, этнические труппы и др.);

♦ определение потенциального потребителя и его подготовка путем
рекламы, сервиса и маркетинга;

♦ презентация и демонстрация социально-культурных благ с учетом
возрастной характеристики потребителя;

♦ ликвидация выявленных недостатков;

♦ заключение сделки купли-продажи культурных благ;

♦ контроль результата.

Сложность форм реализации интеллектуального продукта социаль­но-культурной сферы предполагает разработку аналитической рыноч­ной матрицы, включающей перспективы роста рынка (высокие; средние; низкие) и экономическую позицию производителя культурных благ (силь­ная; средняя; слабая). В зависимости от соотношения перспектив роста и финансирования проекта, стратегически могут быть выработаны:

♦ долгосрочные проекты, поддерживающие наступательную страте­
гию;

♦ защитные проекты для сохранения рыночной позиции;

♦ проекты, предусматривающие выход на рынок с различными стра­
тегиями;

♦ отказ от программы и проекта (при низких перспективах роста и
слабой экономической позиции).

Достижение максимального результата при минимизации затрат явля­ется целью ориентированной на рынок логистики, стратегия которой на­правлена на достижение наиболее устойчивых позиций в соревновании с конкурентами, и, соответственно, на укрепление позиций и обеспечение предприятию условий выживания на рынке.

В целях выявления резервов повышения эффективности использова­ния денежных средств и инвестиционных затрат, направляемых в основ­ной капитал, разработана система показателей для оценки соответству­ющих бизнес-планов. В соответствии с "Методическими указаниями по расчету показателей эффективности и окупаемости инвестиций", утвер­жденными постановлением Госкомстата России от 16. 07. 99 г. № 60, эта система включает:

1. Фактический срок окупаемости инвестиций в основной капитал.

2. Фактический бюджетный эффект от реализации инвестиционных
проектов.

3. Фактический чистый доход.

4. Количество созданных рабочих мест.

5. Продолжительность реализации инвестиционного проекта.

Для конкретной оценки альтернативных возможностей вложения ка­питала используются расчетные показатели вероятности успеха и веро­ятности неуспеха инвестиций в тот или иной проект, умножаемые на ожи­даемый процент прибыли в случае успеха и неуспеха альтернативных вариантов инвестиционного проекта. Выгодность вложения капитала оп­ределится при этом большей величиной среднеожидаемой прибыли.

Коммерческим высокоэффективным инвестиционным проектам фирм в социально-культурной сфере с долей собственных средств не

менее 20 % от стоимости проекта, предоставляется государственная под­держка.

Вместо резюме, подчеркнем очевидное: происходящие на наших гла­зах изменения в социально-культурных ценностях, связанные с отноше­нием к труду, семье и обществу, стимулируют новое качество жизни, отраженное в характере общественного производства, интеллектуализа­ции труда и повышении уровня образования. Особое значение приобре­тает ценность здоровой экологии, чистой окружающей среды, гармония с природой. Компьютеризация отнюдь не означает устранения прежних форм передачи знаний и информации.

Рост духовных потребностей населения экономически преуспеваю­щих стран приводит к возрастанию расходов на культуру. Так, с 1960 по 1980 г. численность рабочих и служащих в США выросла на 40 %, в то время как количество художников, писателей и артистов возросло на 144 %. Около полутора миллиона американцев занято в сфере искусства, и в это число не входят те, кто занят менеджментом в социально-куль­турной сфере или обслуживает ее индустрию. Меняется и структура по­требления внутри самой социально-культурной сферы. Искусство все больше замещает спорт в качестве основного времяпрепровождения в часы досуга. В конце 60-х гг. американцы тратили на посещение спортив­ных состязаний времени в два раза больше, чем на культуру. В 1988 г. любители спортивных зрелищ потратили 2,8 млрд. долларов, а за куль­турные мероприятия они заплатили 3,7 млрд. долларов (10;543-544).

Общественное переустройство немыслимо без признания основопо­лагающей роли социально-культурной деятельности в духовном обще­нии людей, обмене производственным опытом, достижениями науки и художественного творчества, в освоении продуктов духовного производ­ства. Социально-культурные факторы содействуют развитию и саморе­ализации личности, гуманизации общества, развитию демократии, соци­ально-экономического прогресса, укреплению целостности Российской Федерации на основе межнационального культурного сотрудничества и интеграции отечественной культуры в мировую культуру на основе за­конов рынка.

Список использованной литературы

1. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культу­
ры. - М.: Наука, 1991. 238 с.

2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие.- Ново­
сибирск, 1996. 408 с.

3. Бизнес- коммерция- рынок. Словарь- справочник.- М.: Информпе-
чать, 1993. 320 с.

4. Бляхман Л.С. Экономика фирмы. Учебное пособие.- СПб., 1999. 278 с.

5. Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономика. Справочник. -
М.: «Финансы и статистика», 1998. 399 с.

6. Глушенко Е.В., Капцов А.И., Тихонравов Ю.В. Основы предпринима­
тельства. Учебное пособие.- М.: «Вестник», 1996. 411 с.

7. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. - М.: Про­
гресс, 1979. 406 с.

8. Дайджест экономической теории.- М.: "Аналитика-Пресс", 1998. 195 с.

9. Егоров В.Е. Экономика общественного сектора России. - М.: ТЕИС,
1998.193 с.

10. Ерасов Б.С. Социальная культурология.- М.: "Аспект Пресс", 1998.
591с.

11. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. Учебник,- М.:
«Инфра-М», 1998. 335 с.

12. Законодательство в сфере культуры. Сборник документов. Сост. М.В.
Сеславинский. - СПб.: "Культ-информ-пресс", 1993. 182 с.

13. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпри­
нимательства. - М.: «Магистр», 1998. 359 с.

14. Исаксен А., Гамильтон К., Гулфасон Т. Введение в экономику рынка. -
СПб.: «Судостроение», 1994. 229 с.

15. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. Учебный курс по основам
экономической теории.- М., 1999. 320 с.

16. Кодекс законов о труде Российской Федерации.- М.-СПб., 1999. 126 с.

17. Конституция Российской Федерации.- СПб., 1999. 47 с.

18. Крутик А.Б., Пименова А.Л. Введение в предпринимательство.- СПб.:
«Политехника», 1995. 583 с.

19.Культурология. XX век. Словарь. Главный редактор А.Я. Левит. - СПб.: «Университетская книга», 1997. 630 с.

20. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд. - М.: Политиздат, 1961.

21. Маяковский В.В. Избранные сочинения в двух томах. Том первый. -
М.: «Художественная литература», 1982. 531 с.

22. Менеджмент и культура. Сборник научных трудов под редакцией
И.М.Болотникова и Г.Л. Тульчинского. - СПб.: СПб ГАК, 1998. 186 с.

23. Мессенгиссер М. Экономическая сущность предпринимательства. -
М.: «Наука», 1998. 230 с.

24. Морфология культуры. Структура и динамика. Учебное пособие. -
М.: Наука, 1994. 415 с.

25. Новотный О., Фишер Я. Экономика культуры. - М.: Прогресс, 1987. 257 с.

26. О негосударственном пенсионном обеспечении.- М., 1998. 90 с.

27. Основы экономической теории. Учебное пособие под редакцией О.Ю.
Мамедова. - Ростов-на-Дону, 1994. 203 с.

28. Очерки экономической антропологии.- М.: "Наука", 1999. 126 с.

29. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: «Прогресс», 1980. 302 с.

30. Помпеев Ю.А. Основы экономической культуры. - СПб., 1999. 208 с.

31. Помпеев Ю.А. Экономика культуры.- СПб.: КультИнформПресс,
1999. 80 с.

32. Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. Том I. - М.: «Художественная
литература», 1978. С. 517.

33. Рубинштейн А.Я. Введение в экономику исполнительского искусст­
ва.-М., 1991.330 с.

34. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. - М.: ЭКОМ, 1992. 240 с.

35.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.- М.: Соцэкгиз, 1962. 682 с.

36. Соколинский В.М. Психологические основы экономики. - М.: ЮНИ-
ТИ, 1999. 215 с.

37. Столпер К., Хопкинс К. Успешный фандрейзинг культуры. (Как про­
сить деньги на культуру).- СПб.: "Нотабене", 1995. 96 с.

38. Тадевосян Э.В. Словарь - справочник по социологии и политологии. -
М.: "Знание", 1996. 271 с.

39. Тульчинский Г.Л. Привлечение и аккумулирование финансовых
средств. - СПб., 1998. 98 с.

40. Флекснер К. Просвещенное общество. Экономика с человеческим
лицом.-М., 1994. 486 с.

41. Хайлбронер Р., Тароу Л. Экономика для всех. - Лондон, 1991. 336 с.

42. Хлебников В. Творения.- М.: «Советский писатель», 1986. 735 с.

43. Экономика культуры. Учебное пособие под ред. Рыбакова Ф.Ф., Алей-
ника А.З. - СПб., 1992. 86 с.

44. Экономические отношения в социально-культурной сфере. Межву­
зовский сборник под редакцией Рыбакова Ф.Ф. - СПб., 1992. 96 с.

45. Экономические основы культурной деятельности (под ред. А.Я. Ру­
бинштейна). В 3-х томах. - СПб.: "Алетейя", 2002.

94


Товарная политика предприятия социально-культурной сферы - student2.ru

Содержание

Глава первая.

Основные определения, цели и задачи курса.......................... 3

1.1. Определение понятия "социально-культурная сфера" и ее места в
системе единого народно-хозяйственного комплекса............................. 3

1.2. Цель функционирования и содержание социально-культурной
сферы; характер и особенности продукта творческого труда,
законодательная трактовка основных понятий........................................ 5

1.3. Определение понятия "экономика", содержание экономических
наук; социально-экономическая политика государства ..................... ц

1.4. Структура и нормативная база экономики социально-культурной
сферы................................................................................................................... 26

1.5. Цель, предмет, методы познания и задачи курса "Экономика
социально-культурной сферы".................................................................... 22

Глава вторая.

Конкурентно-рыночный механизм и его особенности

в социально-культурной сфере.......................................... 26

2.1. Специфика взаимоотношений рынка и культуры: история и
современность................................................................................................... 26

2.2. Определение и содержание конкурентно-рыночного механизма 31

2.3. Виды конкуренции в социально-культурной сфере ....................... 33

2.4. Товар социально-культурной сферы и платежеспособный спрос 35

2.5. Рынок социально-культурных услуг, воспроизводство условий и
защита объектов творческой деятельности............................................. 39

Глава третья.

Финансирование социально-культурной сферы ...............42

3.1. Определение, виды и функции финансов............................................ 42

3.2. Материально-техническая база культуры, состав, воспроизводство
и списание основных непроизводственных фондов ............................. 45

3.3. Источники и порядок бюджетного финансирования, формирование
фондов развития социально-культурной сферы..................................... 48

3.4. Основные типы управления экономикой социально-культурной
сферы и мировой опыт поддержки творческой деятельности............ 53

3.5. Основы хозяйственной деятельности и финансирования
некоммерческих организаций социально-культурной сферы............ 59

95

Глава четвертая.

Предпринимательство в социально-культурной сфере... 62

4.1. Оценка человеческого фактора в развитии общественного
производства...................................................................................................... 62

4.2. Бизнес и предпринимательство: определение, сущностные
признаки, трудовые ценности, культурно-исторический феномен.. 64

4.3. Сущность и виды предпринимательской культуры

и деятельности................................................................................................... 68

4.4. Типы организаций социально-культурной сферы........................... 72

4.5. Общие правила формирования информации о доходах и расходах
коммерческих организаций............................................................................ 75

Глава пятая.

Экономика предприятия социально-культурной сферы. 78

5.1 .Условия, порядок создания и основные группы предприятий .... 78

5.2 Эффективность функционирования предприятия

в условиях рынка............................................................................................... 80

5.3. Виды конечного творческого продукта и оценка деятельности
предприятий культуры.................................................................................... 82

5.4. Себестоимость творческой деятельности и прибыльность
предприятия........................................................................................................ 86

5.5. Товарная политика предприятия социально-культурной сферы 89
Список использованной литературы.......................................................... 93

Наши рекомендации