Регулирование белорусского рубля

Основными органами национального регулирования выступают центральные банки и министерства финансов. Среди действий правительства, влияющих на валютный курс, можно выделить меры прямого и косвенного регулирования. К последним в условиях открытой экономики относится почти весь арсенал денежно–кредитной и финансовой политики. На курс национальной валюты влияют количество денег, находящихся в обращении, реальные нормы процента, темпы инфляции и т.п. Государство может использовать и меры прямого воздействия. Среди них можно отметить следующие:

1) Валютные интервенции центральных банков – операции ЦБ на валютных рынках по купле–продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют. Цель валютных интервенций – противодействовать снижению курса национальной валюты или, наоборот, его повышению.

Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы и изменение их уровня может служить показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования валютного курса.

2) Дисконтная политика заключается в манипулировании учетным процентом.

Стремясь повысить курс национальной валюты, Центральный банк повышает учетный процент, что стимулирует приток иностранных капиталов. Улучшается состояние платежного баланса, повышается валютный курс.

3) Валютные ограничения – это совокупность мероприятий и нормативных правил государства, установленных в законодательном или административном порядке, направленных на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями. Валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса не распространяются на свободно конвертируемые валюты.

Методы регулирования валютного курса могут быть направлены как на девальвацию, так и на ревальвацию. Это зависит от экономической ситуации в стране и цели, которую на данный момент ставит перед собой правительство. Оно может попытаться увеличить совокупный спрос за счет экспортных возможностей, опираясь на девальвацию валюты, или ограничить его с помощью ревальвации.

Как и для всех форм мировых экономических отношений, для валютного регулирования характерно маневрирование в рамках протекционизма и либерализма. К числу протекционистских мер можно отнести такую форму прямого вмешательства государства в валютную сферу, как валютные ограничения. При их использовании государство осуществляет контроль над операциями с золотом и валютой. Национальные экспортеры не имеют права продавать вырученную иностранную валюту на рынке. Они обязаны сдавать ее в обмен на национальную по официальному курсу. Могут ограничиваться переводы за границу и вывоз, а иногда и ввоз капитала.

45. Цели и параметры денежно-кредитной политики в 2016 году. Цели денежно-кредитной политики классифицируют по следующим признакам:

по времени действия: конечные (общеэкономические); промежуточные (монетарные); тактические, или оперативные.

по границам действия: внешние – равновесие платёжного баланса, стабильность валютного курса; внутренние – стабилизация производства, уровня цен, обеспечение максимальной занятости населения.

В соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики РБ на 2016 год в 2016 году НБ продолжит применение режима монетарного таргетирования (это при проведении монетарной стабилизации центральный банк принимает величину того или иного агрегата денежной массы в качестве основной промежуточной цели денежной политики), используя в качестве промежуточной цели широкую денежную массу, в качестве операционной цели – рублевую денежную базу. Прирост средней широкой денежной массы прогнозируется на уровне 18 процентов

Проведение курсовой политики будет осуществляться на основе правила, предусматривающего минимизацию валютных интервенций Национального банка и обеспечение динамики обменного курса на основе спроса и предложения на валютном рынке. Важной общегосударственной задачей в 2016 году останется сохранение и наращивание золотовалютных резервов страны.

В 2016 году НБ продолжит работу, направленную на обеспечение устойчивости и эффективности банковского сектора, снижение долларизации экономики, формирование условий для дальнейшего развития и внедрения новых банковских технологий, повышения стандартов и качества банковских услуг. В 2016 году действия НБ сохранят направленность на стимулирование банков к наращиванию устойчивой ресурсной базы и активному участию в развитии экономики путем вовлечения на долгосрочной основе средств населения и юридических лиц с использованием различных финансовых инструментов. В 2016 году НБ продолжит работу по совершенствованию регулирования банковских операций в части проведения операций на рынках денежных переводов и документарных операций. В 2016 году будет обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы путем совершенствования и поддержания в актуальном состоянии нормативной правовой базы, развития электронного документооборота, совершенствования тарифной политики на расчетные услуги, развития программно-технической инфраструктуры, ограничения (снижения) рисков в платежной системе посредством внедрения в нее международных стандартов для инфраструктур финансового рынка и проведения надзора.

В 2016 году развитие цифровых банковских технологий, в том числе на основе использования банковских платежных карточек и электронных денег, будет направлено на увеличение доли безналичных операций, расширение спектра новых банковских продуктов и услуг.

Наши рекомендации