Тема 10. Несовершенная конкуренция и рыночные структуры

Вопросы

1. Сущность монополистической конкуренции.

2. Определение цены и объемов производства в условиях монополистической конкуренции.

3. Экономические последствия монополистической конкуренции.

4. Сущность олигополии.

5. Модели олигополистического поведения.

Термины и понятия

Монополистическая конкуренция. Дифференциация продукта. Неценовая конкуренция. Олигополия. Дуополия. Индекс Герфиндаля. Олигополистическая взаимосвязь. Открытый сговор. Скрытый сговор. Картель. Ценовой лидер.

Темы рефератов

1. Особенности монополистической конкуренции.

2. Олигополия как форма несовершенной конкуренции.

Список литературы

1. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. СПб.: 1994. – С. 211-234.

2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т. / Пер. с англ. 11-го изд. – Т. II. - М.: Республика, 1993. – C. 112-140.

3. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. для вузов / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. 2-е изд. – М.: ГНОМ и Д, 2000. – С. 284-340.

4. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С. 116-128.

5. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика: Учеб. для вузов. – М.: Высш. шк., 1996. – С. 240-273.

6. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика / Под общ. ред. А.В. Сидоровича; МГУ. – М.: Дело и Сервис, 2002. – С. 206-235.

7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: Дело ЛТД, 1993. – С. 211-230.

8. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Т.II. / Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992. – С. 43-86.

9. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999. – С. 253-262.

10. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 287-299.

Вопросы для обсуждения и самоконтроля

1. Почему экономическая прибыль предприятия в условиях монополистической конкуренции тяготеет к нулевому уровню?

2. Какую роль играет реклама в экономике? Опишите позитивные и негативные стороны современной российской рекламы.

3. Насколько распространена монополистическая конкуренция в мировой и российской экономике?

4. Допустим, что в отрасли существует всего 4 фирмы, т.е. представлен олигополистический рынок. Каким путем фирма-олигополист предпочтет максимизировать прибыль:

- повышением цен на свою продукцию;

- улучшением качества своих товаров;

- активной рекламной политикой;

- снижением цен на свою продукцию;

- разработкой явного или неявного соглашения о совместной ценовой политике с другими фирмами этой же отрасли.

5. Существует ли олигополистическая взаимосвязь, тайный или явный сговор на рынке монополистической конкуренции с дифференциацией продукта?

6. Почему нефтяному картелю ОПЕК удалось существенно поднять цены? Выполнение каких условий необходимо для успешной картелизации?

7. Существует мнение, что в условиях олигополии реклама в значительной мере способствует лишь удержанию занимаемой доли рынка. Согласны ли вы с этим? Обоснуйте свой ответ.

Если у фирмы-олигополиста расходы на рекламу и прибыль имеют положительную корреляцию, то можно ли отсюда сделать вывод, что более высокие расходы на рекламу вызовут более высокие прибыли?

Задачи

1. На олигополистическом рынке оперируют две фирмы, выпускающие однородный товар. Обе фирмы обладают равными долями рынка и устанавливают одинаковые цены на товар. В таблице 8 приведена информация о спросе на товар и издержках каждой фирмы.

Таблица 8 – Спрос на продукцию и издержки фирмы

Цена, долл. Объем спроса, ед. Объем выпуска, ед. Общие издержки, долл.

- Какая цена будет установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма, определяя цену на свой товар, уверена, что ее конкурент выберет такую же цену?

- Если сохраняется данное предположение, то какой объем выпуска выберет каждая фирма?

- Появятся ли на рынке в долгосрочной перспективе новые фирмы?

Тема 11. Рынки факторов производства. Рынок труда и заработная плата

Вопросы

1. Эволюция концепций факторов производства.

2. Спрос и предложение на конкурентном рынке факторов производства.

3. Распределение и дифференциация факторных доходов.

4. Труд и заработная плата.

5. Особенности формирования цены на рынке труда в условиях совершенной конкуренции.

6. Ценообразование на рынке труда в условиях несовершенной конкуренции.

7. Рынок труда и занятость.

Термины и понятия

Рынок факторов производства. Рынок услуг факторов производства. Производный спрос. Закон убывающей производительности и убывающей отдачи. Предельный продукт фактора производства MPf. Стоимость предельного продукта фактора производства VMPf. Денежное выражение предельного продукта фактора производства MRPf. Предельные издержки фактора производства MRСf. Заработная плата. Процент. Рента. Предпринимательская прибыль. Номинальные доходы. Реальные доходы. Структура доходов населения. Дифференциация доходов. Квинтильный (децильный) коэффициент. Индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Кривая Лоренца. Кривая индивидуального предложения труда. Трансфертные заработки. Экономическая рента. Человеческий капитал. Монополия на рынке товаров и услуг, приобретающая трудовые ресурсы на конкурентом рынке. Монопсония на рынке труда. Двухсторонняя монополия. Роль профсоюзов на рынке труда. Занятость. Безработица.

Темы рефератов

1. Особенности рынков факторов производства.

2. Структура и дифференциация доходов населения.

3. Формирование спроса и предложения на рынке труда.

Список литературы

1. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. СПб.: 1994. – С. 235-258.

2. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: АСА, 1995. – С. 230-249.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т. / Пер. с англ. 11-го изд. – Т. II. - М.: Республика, 1993. – C. 142-175, 276-281.

4. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. для вузов / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. 2-е изд. – М.: ГНОМ и Д, 2000. – С. 385-414.

5. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С. 129-144.

6. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика: Учеб. для вузов. — М.: Высш. шк., 1996. – С. 293-330.

7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: Дело ЛТД, 1993. – С. 271-310.

8. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Т.I. / Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992. – С. 138-168.

9. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 1999. – С. 328-334.

10. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 307-316, 332-345.

Вопросы для обсуждения и самоконтроля

1. Почему спрос на ресурсы носит производный характер?

2. Если каждый вводимый фактор производства оплачивается в соответствии с его предельным продуктом в денежном выражении, то будет ли распределение полученного дохода этически справедливым?

3. Какие силы, стоящие за спросом и предложением труда, могли бы привести к повышению общего уровня реальной заработной платы в России?

4. Чем определяются различия в уровне заработной платы? Существует ли в современной России дифференциация зарплаты по возрастному, половому, образовательному, отраслевому признакам?

5. Что такое монопсония на рынке труда? Встречается ли она в современной России?

6. В чем состоит роль профсоюзов на рынке труда? Каковы особенности профсоюзной деятельности в нашей стране?

7. Как вы представляете себе понятия «человеческий капитал» и «инвестиции в человеческий капитал»?

8. Изобразите кривую Лоренца, характерную для античного общества.

Задачи

1. Конкурентная фирма приобретает ресурс на конкурентном рынке по цене 10 у.е. за единицу. Предельный продукт МР ресурса – 2 единицы. Цена готовой продукции – 12 у.е. Для увеличения объема прибыли фирма должна увеличить, уменьшить или сохранить неизменным объем использования ресурса?

2. Найти кривую спроса на труд в конкурентной отрасли, состоящей из 100 фирм, если выпускаемая продукция стоит 5 у.е. за единицу и для каждой из фирм существует связь между привлечением труда и выпуском продукции (таблица 9).

Таблица 9 – Зависимость выпуска от привлекаемых единиц труда

Единиц труда
Выпуск, шт.

Наши рекомендации