Роль образования. Реформирование и модернизация образования как отрасли социальной сферы


Роль образования. Реформирование и модернизация образования как отрасли социальной сферы - student2.ru РАЗДЕЛ III.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Глава 3.1.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБРАЗОВАНИИ

Плап:

1. Роль образования. Реформирование и модернизация образования
как отрасли социальной сферы

2. Проблемы развития образования в России

3. Основные цели и направления развития в области государствен­
ных и социальных гарантий обучающимся

4. Мероприятия программы реформирования и ожидаемые результа­
ты развития системы образования

5. Контрольные задания и задачи для самопроверки

6. Литература

Ооразование — автономная система, имеющая относительную самостоятель­ность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и разви­тие общества. Как отрасль социальной сферы образование — это процесс и ре­зультат, система учреждений и государственная политика в области получения гарантиро ванн ого Конституцией образования. Образование неотъемлемая и важ­ная сфера человеческой деятельности. В процессе получения образования непо­средственно одновременно участвуют около миллиарда учащихся и пятидесяти миллионов педагогов. Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование не может не входить в иоле зрения политики государства. Человек как субъект процесса, выступая производительной силой в общественном производст­ве, должен по своим качествам соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится.

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а сле­довательно, и состояние экономики общества. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым воздействует на политическую сферу общественной жизни. Образование через культурно-воспитательную функцию влияет на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает ус­ловия и предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение. Современное образование средство решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов, являясь одним из важнейших этапов их личной биографии. В любом государстве характер системы образова­ния определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной об­разовательной политики. Целями государственной политики в этой сфере явля­ется создание условий для реализации гражданами своих нрав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

Заботой государства становится не просто гарантия получения образования, а проблема выхода из острейшего кризиса цивилизации через получение качествен­ного, соответствующего эпохе и ее гуманным целям образования, определяющего будущее развитие.

Из доклада ЮНЕСКО о положении дел в мировом образовании мы можем отметить, что политика, направленная на борьбу с бедностью, сокращение дет­ской смертности и улучшение здоровья общества, защита окружающей среды. Укрепление прав человека, улучшение международных взаимоотношений и обо­гащение национальной культуры не дадут эффекта без соответствующей страте­гии в области образования, будут безрезультатны усилия, направленные на обес­печение и поддержание конкурентоспособности в области освоения передовой технологии.





Роль образования. Реформирование и модернизация образования как отрасли социальной сферы - student2.ru В последнее десятилетие во всем мире дают о себе знать проблемы, которые не удается разрешить в рамках традиционных методических подходов, и все чаще го­ворят о всемирном кризисе образования. Сложившиеся образовательные системы не могут выполнить своей основной функции — формировать созидательные силы общества. В зависимости от условий, сложившихся в разных странах, этот кризис проявляется в разных формах. Он проявляется в странах развитых и развивающих­ся, богатых и бедных, издавна славившихся своими учебными заведениями или с большим трудом создающих их сейчас. В конце XX в. ситуация стала в этом от-ношении еще тревожней. Констатация кризиса образования из научной литерату­ры перешла в официальные государственные документы и беспокойство государ­ственных деятелей. В отношении качества образования даже США, официально обеспокоенные ростом неграмотности учащихся в области науки и техники, опре­делили ситуацию как «безумное образовательное разоружение». До недавнего времени кризис западно-ев ролей с кого и американского образования, по мнению советских специалистов, считался зарубежной проблемой. Сегодня наличие кризи­са отечественной системы образования не оспаривается, но кризисная ситуация не тождественна упадку. Россия бесспорно обладает рядом достоинств в сфере обра­зования, выделяющих ее из систем образования США и Европы. В России кризис образования происходит на фоне глобального кризиса образования и под мощным воздействием кризиса нашего государства, всей социально-экономической и обще­ственно- политической системы.

За последние десять лет практически все промышлеино развитые страны про­водили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем обра­зования, вкладывая в это огромные финансовые средства. Реформы образования получили статус государственной политики, так как государства начали осозна­вать, что уровень образования в стране определяет ее будущее развитие.

Развитие науки и связанных с ней технологий производства потребовали ре­формирования как структуры, так и содержания образования. Среди основных на­правлений проводящейся в России в конце XX — начале XXI вв. реформы образо-| ваий я можно выделить:

• демократизацию системы обучения и воспитания;

• гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования;

• компьютеризацию;

• интернационализацию процесса образования.

В настоящее время в России образовательная политика строится на следуюши принципах, определяющих основные направления, приоритеты, а также характеобразования в нашей стране:

• гуманистическийхарактеробразования;

• приоритет общечеловеческих ценностей;

• право личности на свободное развитие;

• единство федерального образования при праве на своеобразие националы^
региональных культур;

• общедоступность образования;

• адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

• светский характер образования в государственных учреждениях;

• свобода и плюрализм в образовании;

# демографический государственно-общественный характер управления и само­стоятельность образовательных учреждений.

В России неуклонно продолжается становление новой системы образования, ппиезггарованной на вхождение в мировое образовательное пространство. Миро­вое пространство, в котором через национальные границы свободно перемещаются ресурсы, люди, идеи — доминирующая тенденция современности. Одно из следст­вий этой тенденции — сближение, интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия задействована во многих международных проектах, активно уча­ствует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом, традиции и нормы мирового образования повсеместно проникают в российское пространст­во. Происходит культурная трансформация общества, которая выражается, с одной стороны, глобализацией И интернационализацией культуры, с другой — желанием отстоять свою самобытность (культурную, общинную, языковую). Средства аудио­визуальной коммуникации (телевидение, Интернет), использование английского языка общения в работе над международными проектами ведут к стиранию граней в культурном пространстве. Одновременно идет поиск путей поддержки и сохра­нения культурной самобытности. Гармонизация этих двух равнонаправленных тенденций есть условие для устойчивого развития системы образования. Меняется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются воскресные школы, богословские факультеты, осуществляются до­полнительные программы в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива.

Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, за­трагивающие все ее элементы и звенья. Переход к 12-летнему среднему образова­нию, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, вызывают много споров, но продолжают неуклонную тенденцию к вхож­дению в мировую практику системы образования. Новой государственной соци­альной политикой становится политика субсидиарного государства. Наряду с го­сударственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (ли­цеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бес­платного образования существует платное образование во всех звеньях от детских садов и до университетов. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирова­ние образовательных учреждений, проектов было прозрачно, контролируемо, а оп­лата каждого учащегося осуществлялась из бюджета адресно, индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образовательных проектов станут распреде­ляться на конкурсной основе между как государственными, так и негосударствен­ными образовательными учреждениями. Привлечение инвестиций в сферу образо­вания, инвестиции в человека становятся государственной политикой.

Развивается нормативная правовая база в области образования. Постановле­ниями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения овсех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные об­разовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования.

Государственные социальные гарантии обучающимся в основном выражаются в реализации прав граждан на бесплатное общее образование.





Роль образования. Реформирование и модернизация образования как отрасли социальной сферы - student2.ru 2. Проблемbi развития образования в России

Расходы на образование увеличиваются год от года В 1998 г. из бюджета i . выделено на эти цели 17,3 млрд. руб. В 1999 г. — 20,90 млрд., в 2000-м — 32 млрд., а в 2001 году благодаря реформе образование должно получить почти 50 млрд. руб.

В стране функционирует сеть дошкольных образовательных учреждений, кото, рую посещают около 4,5 млн, детей. Число их в связи с демографическим кризн, сом и финансовыми трудностями по оплате пребывания ребенка сокращается всреднем на 4,5% в год. Их посещает лишь 50% всех дегей дошкольного возраста (ранее —71%).

Количество общеобразовательных школ, в том числе негосударственных, зд 2000 г. по сравнению с 1999 г. сократилось на 1,6% в связи с демографической си­туацией и составило 65,9 тыс. школ (66,7 тыс.), в которых обучается 19,82 млн. че­ловек (21,1 млн.). Обучение в школах продолжает вестись на 80 языках народов России.

В России в 1999 г. работало свыше 4 тыс. учреждений начального профессио­нального образования. В 2000 г. проводилась их структурная реорганизация в це­лях рационального использования их материально-технической базы и экономии бюджетных средств на содержание. В результате общее количество этих учрежде­ний в 2000 г. сократилось на 3,4% и составило 39! I учреждений, хотя общее число обучающихся не изменилось и составило 1,7 млн. чел.

Количество учреждений среднего профессионального образования к 2000 г. также не изменилось. 8 2000 г. принято учащихся 119,4 тыс. человек, что на 4.2% больше, чем в 1999. На платной основе учится на 3.6% учащихся больше, чем в

1999 г.

Уникальной образовательной сферой охватывающей 68,9% общеобразователь­ных учреждений Российской Федерации, являются образовательные учреждения сельской местности. В детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, численность воспитанников составила в

2000 году около 95 тыс. человек. Функционирует сеть школ-интернатов для детей
С отклонениями в развитии. В обеспечении социальной защиты, адаптации и реа­
билитации детей и молодежи велика роль вечерних (сменных) общеобразователь­
ных школ. В образовательных учреждениях общего образования и начального
профессионального образования занято свыше 2,4 млн. педагогических работни­
ков. Реализации различных образовательных запросов способствует структурная
перестройка сети образовательных учреждений. Число учреждений нетрадицион­
ных видов — лицеев, профессиональных лицеев, гимназий — достигло 2547 с об­
щим числом обучающихся 1,7 млн. чел. Учреждения дополнительного образова­
ния детей продолжают способствовать обогащению культуры и традиций
воспитания детей. Для начального профессионального образования введен новый,
значительно сокращенный перечень профессий и новые государственные образо­
вательные стандарты, разработан новый базисный учебный план,

Формируются система и основные процедуры лицензирования деятельности образовательных учреждений, их аттестации и государственной аккредитации.

В системе высшего профессионального образования четко обозначилась тек денцил интеграции науки и педагогического процесса. Не только сохранен, но

ачительно увеличен интеллектуальный потенциал: число докторов наук в выс­ших учебных заведениях страны значительно возросло. Сформировав авторитет­ные научные школы, высшие учебные заведения продолжают работу в соответст­вии с научно-техническими и инновационными программами. В государственные учреждения высшего профессионального образования зачислено 586,1 тыс. сту-де]тгов, из которых 67% будут обучаться на бюджетной основе, остальные — на условиях полного возмещения затрат на их обучение юридическими и физически­ми лицами. По сравнению с 1999 г. число студентов, принятых на бюджетную форму обучения возросло на 4,1 %, а на платную — на 49,8%.

В 2000 г. в соответствии С Указом Президента Российской Федерации «О под­готовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства» и Государ­ственными планами подготовки управленческих кадров для организаций народно­го хозяйства Российской Федерации, осуществлялась переподготовка менеджеров, занимающих руководящие должности высшего и среднего звена в организациях народного хозяйства, путем их обучения в российских образовательных учрежде­ниях и прохождения стажировки на зарубежных предприятиях. Отбор менеджеров на обучение осуществлялся на конкурсной основе.

В 1999/2000 учебном году 4926 чел. окончили обучение в российских образо­вательных учреждениях.

В организации программ зарубежной стажировки принимали участие Германия, Япония, США, Великобритания, Нидерланды. Италия, Канада, Швеция, Франция. Всего за эти три года обучения прошли зарубежную стажировку 4251 чел.

Развитие образования в России происходит в сложнейшей ситуации, что вызы­вает возникновение большого числа проблем в этой сфере. На деятельность обра­зовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают

• социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит фи­
нансовых средств в связи с кризисным положением в экономике;

• неполнота нормативной правовой базы в области образования; систематиче­
ское неисполнение норм законодательства в области образования.

Растет угроза нарушения единства образовательного пространства в части обу­чения русскому языку как государственному языку. Увеличиваются разночтения федеральных и национально-региональных стандартов гуманитарных дисциплин. Наблюдается не регулируемое государством увеличение выпуска вариативных учебников, часто низкого качества, хотя в ряде субъектов Российской Федерации многие школы не обеспечены учебниками. В субъектах Российской Федерации возникают трудности с подготовкой и изданием учебников на языках народов Рос­сийской Федерации. Ухудшается положение с подготовкой кадров для образова­тельных учреждений, расположенных в сельской местности, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке и в Сибири. Обеспечение прав граждан, проживаю­щих в сельской местности, на получение качественного образования является осо­бенно большая проблема. Уменьшается количество дошкольных образовательных учреждений и количество посещающих их детей. Увеличилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Достижение современного уровня содержания общего образования, гуманиза­ция, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценно­стей, социальных норм и других элементов культуры являются наиболее важной проблемой и целью реформирования образования в России.





Роль образования. Реформирование и модернизация образования как отрасли социальной сферы - student2.ru

3. Основные цели и направления развития в области государственных и социальных гарантии обучающимся

' Реформы образования в нашей стране обрели статус государственной полити­ки. Правительство Российской Федерации В лице \<1инистерства образования РФ в качестве заказчика в октябре 1992 г. приняло Постановление об организации кон­курса на разработку Федеральной программы развития образования. Исполните­лями и соисполнителями стали органы государственной власти, государственные органы управления и образования, органы местного самоуправления, учредители образовательных учреждений, образовательные учреждения различных форм. Ра­бота над созданием и разработкой этой Программы осуществлялась вплоть до 1999 г. по плану мероприятий, одобренному Правительством Российской Федера­ции. После принятия Госдумой и одобрения Советом Федерации с апреля 2000 [. Федеральная программа развития образования (Программа) в соответствии с За­коном Российской Федерации «Об образовании» является организационной осно­вой государственной политики Российской Федерации в области образования. Программа, рассчитанная на 2000-2005 гг., определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации, а также предусматривает обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы. Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональ­ными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенно­сти конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законо­дательством Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской Федерации.

Реализация целей Программы обеспечивается посредством как текущего фи­
нансирования за счет бюджетов всех уровней, необходимого для устойчивого
функционирования системы образования Российской Федерации, так и дополни­
тельного целевого финансирования непосредственно мероприятий и проектов
Программы, направленных на решение задач развития системы на основе дости­
жений науки и практики. \

Главная цель Программы — развитие системы образования в интересах фор­мирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.

Органы государственной власти, общество, система образования при реализа­ции Программы обеспечивают достижение следующих целей:

• предоставление гражданам общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального про­фессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного сред­него профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образо­вательных учреждениях в пределах государственных образовательных стан­дартов, если образование определенного уровня граждане получают впервые; i создание социально-экономических условий для реализации конституционных прав граждан на образование;

9 гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе фор­мирования мотивации необходимости образования и самообразования в тече­ние всей жизни;

, дальнейшее развитие нормативных правовых, социальных, экономических, ор­ганизационных и содержательных основ реализации государственной полити­ки в сфере образования;

а обеспечение правовых, социальных и экономических гарантий функциониро­вания и сбалансированного устойчивого развития системы образования в ин­тересах личности, общества и государства;

• сохранение и развитие единого образовательного пространства в Российской
Федерации с учетом особенностей многонационального государства;

• формирование системы демократического, государственно-общественного
управления образованием;

• совершенствование взаимодействия государственных органов власти, органов
местного самоуправления и общественных организаций в области развития
системы образования;

• разграничение компетенции в области образования между органами государст­
венной власти и органами местного самоуправления в соответствии с законода­
тельством об образовании, другими нормативными правовыми актами и заклю­
чение договоров, касающихся конкретных аспектов совместного ведения;

• достижение эффективности и высокого качества образования, научной и науч­
но-технической деятельности образовательных учреждений;

• поддержка и развитие механизмов интеграции систем образования государств
— участников Содружества Независимых Государств и обеспечение государ­
ством содействия в удовлетворении образовательных потребностей соотечест­
венников;

• развитие равноправного, взаимовыгодного, социально И экономически целесо­
образного сотрудничества системы образования Российской Федерации с систе­
мами образования иностранных государств и международными организациями.

Основные направления развития в области государственных и социальных га­рантии обучающимся;

• обеспечение реализации права граждан на бесплатное общее, в том числе
среднее полное образование, начальное профессиональное образование и до­
полнительное образование детей;

• расширение доступности получаемого впервые бесплатного (на конкурсной
основе) среднего, высшего и послевузовского профессионального образования
с реализацией дополнительных гарантий права на образование детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей;

• предоставление возможности выбора профессиональных образовательных
программ, индивидуализация обучения, создание условий, обеспечивающих
профессиональное самоопределение и трудоустройство обучающихся;

• обеспечение условий для получения обучающимися полноценного питания в
столовых образовательных учреждений, в том числе на льготных финансовых
условиях или бесплатно;

• предоставление финансовых льгот обучающимся при пользовании услугами
организаций социально-культурного назначения (общежитиями, государст-





Роль образования. Реформирование и модернизация образования как отрасли социальной сферы - student2.ru

Роль образования. Реформирование и модернизация образования как отрасли социальной сферы - student2.ru венными и муниципальными библиотеками, музеями, объектами культур^ массового и физкультурно-оздоровительного назначения) и транспортом; развитие самоуправления обучающихся в учебе, в быту и на отдыхе; разработка и реализация системы мер охраны жизни и здоровья обучающихся; обеспечение условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;

разработка системы мер поощрения за успехи в учебе и научной деятельно­сти;

выделение бюджетных ассигнований на содержание объектов социально-культурной инфраструктуры системы образования и социальную поддержку обучающихся в соответствии с законодательством об образовании; разработка системы мер по созданию рабочих мест для обучающихся на пери-од прохождения учебно-производственной практики с оплатой труда за вы­полненную работу;

совершенствование правовых основ взаимоотношений педагогических раОот-ников, обучающихся и их родителей (законных представителей).

4. Мероприятия программы реформирования и ожидаемые результаты развития системы образования

Механизм реализации Про1раммы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов. Составляется перечень первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы, с определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объема финансирования. Создается координационный план совместных действий Министерства образования Российской Федерации с другими федеральными органами исполнительной власти и органами государст­венной власти субъектов Российской Федерации.

В целях реформирования и модернизации образования осуществляется разра­ботка нормативный правовых актов, В рамках реализации комплексных программ готовятся специальные сборники, в которые включены нормативные, а также ин­структивно-методические материалы. Контроль за реализацией Программы ocvuie-ствляется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодатель­ством об образовании.

Так, на начальном этапе государство поставило перед собой основные задачи социально-экономического развития отраслей социально-культурной сферы в 2001 г. В области образования предполагается продолжить реструктуризацию сети образовательных учреждений, в том числе:

• разработать порядок оптимизации сети мал о комплектных сельских школ;

• продолжить работу по созданию университетских комплексов, объединяющих
образовательные учреждения, реализующие программы различных уровней
профессионального образования, научно-исследовательские, производствей
ные и другие подразделения;

• осуществить формирование адресной системы стипендиального обеспечен
студентов (академические и социальные стипендии);

ф начать переход к норматив но-подушевому принципу бюджетного финансиро­вания учреждений образования;

начать переход к финансированию высшего образования на основе государст­
венного заказа на подготовку специалистов, осуществляемого на конкурсной
основе;

а повысить прозрачность финансовых потоков, направляемых в учреждения об­разования за счет создания в них попечительских советов, внедрения практики публичной отчетности образовательных учреждений;

• осуществить концентрацию государственных инвестиций на вводных объек­
тах, объектах высокой строительной готовности и социальной значимости.

Основные мероприятия Программы:

ш обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;

• создание нормативной правовой базы в области образования, обеспечивающей
функционирование и развитие системы образования в интересах личности,
общества и государства;

• формирование И реализация экономических механизмов развития системы об­
разования;

■ разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и ино­го ресурсного обеспечения системы образования;

• реализация мер, обеспечивающих функционирование системы образования
в период формирования новых социально-экономических условий жизни об­
щества;

• введение и реализация преемственных государственных образовательных
стандартов и соответствующих им примерных образовательных программ раз­
личных уровней и направлений образования;

• разработка содержания образования, соответствующего современному россий­
скому и мировому уровню техники, науки, культуры;

• развитие, разработка и реализация информационных образовательных техно­
логий и методов обучения, в том числе дистанционных;

• развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности орга­
низаций системы образования, интеграция науки и образования;

• совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации об­
разовательных учреждений;

• обеспечение контроля качества образования;

• развитие системы подготовки и переподготовки работников образовательных
учреждений и научно-педагогических работников;

• совершенствование системы государственной аттестации научных И научно-
педагогических работников и деятельности Высшей аттестационной комиссии
Министерства образования Российской Федерации;

• разработка комплекса мер по,государственной и социальной поддержке ра­
ботников системы образования и всех категорий обучающихся и воспитан­
ников;

• выполнение комплекса приоритетных фундаментальных, прикладных иссле­
дований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных
проектов и программ;





Роль образования. Реформирование и модернизация образования как отрасли социальной сферы - student2.ru разработка концепции и создание условий для введения новой структуры qr
щего образования на основе проведения полномасштабного педагогическое
эксперимента;

• совершенствование системы непрерывного образования;

• организация подготовки и издания учебной, научной и методической литепя
туры;

• организация централизованного обеспечения фондов библиотек системы обра,
зования за счет средств бюджетов всех уровней;

• организация производства учебного и научного оборудования, приборов и
средств обучения различного назначения;

• развитие материально-технической базы, энергосберегающих технологий;

• развитие полноправного партнерства российской системы образования с сис­
темами образования иностранных государств;

• участие в формировании единого образовательного пространства государств-
участников Содружества Независимых Государств.

Ожидаемыми результатами развития образования в ходе реформирования яв­ляются;

• обеспечение конституционных прав граждан на получение образования любо­
го уровня в соответствии с законодательством России;

• безусловное исполнение органами государственной власти и органами местно­
го самоуправления, субъектами системы образования законодательства об об­
разовании и положений Программы;

• функционирование системы образования в соответствии с законодательством
об образовании и государственными нормативами в указанной области;

• возрастание роли государства в сохранении единого образовательного про­
странства;

• введение и реализация федеральных и национально-региональных компонен­
тов преемственных государственных образовательных стандартов и пример­
ных образовательных программ на всех уровнях образования, в том числе спе­
циальных указанных стандартов и про [рам м для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, обеспечение вариативных программ
обучения и учебников;

• формирование библиотечных фондов системы образования за счет бюджетов
всех уровней и внебюджетных средств;

• учет социально-экономических, этнокультурных и иных интересов и приори­
тетов субъектов Российской Федерации и национальных сообществ при осу­
ществлении единой государственной политики в области образования;

• создание государственной аттестационной службы контроля качества образо­
вания, реализация механизмов защиты обучающихся от некачественного обра­
зования;

• повышение качества и объективности государственной аттестации научных и
научно-педагогических работников, проводимой Высшей аттестационной ко­
миссией Министерства образования Российской Федерации;

• функционирование государственной и общественной систем оценки качества
деятельности образовательных учреждений, в том числе лицензирования,
тестации, государственной и общественной аккредитации;

I

овышение объективности итоговой аттестации выпускников образователь-

НЬ1Х учреждений;

ализация прав граждан на изучение русского языка как государственного я,ыка российской Федерации и официального рабочего языка Организации

Объед.ш'енных Наций;

обеспечение выбора языка обучения в соответствии с законодательством; укрепление производственной и издательской базы, системы распростране­ния учебной, научной и методической литературы и учебных пособий, а ■также учебно-научного оборудования и приборов для образовательных уч­реждений;

введение в действие и реализация государственных нормативов финансирова­ния, материально-технического обеспечения и оснащения образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществление государственного финансирования научной и научно-технической деятельности научных организаций системы образования на ос­нове сочетания прямой финансовой поддержки указанных научных организа­ций и целевого финансирования конкретных научных программ и проектов; создание условий для повышения качества образования и воспитания в обра­зовательных учреждениях всех форм, типов и нидов;

государственная поддержка научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений и государственная поддержка научно-технического творчества учащейся молодежи;

реализация региональных и отраслевых программ развития образования как составной части Программы;

совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и ук­репления здоровья обучающихся, нормализация учебной нагрузки, создание специальных условий для получения образования лицами, имеющими ограни­ченные возможности здоровья и особенности развития;

осуществление в системе образования мероприятий по значительному повы­шению роли экологической, гуманитарной и практической подготовки обу­чающихся, подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях; осуществление образовательно-профессиональной, научной, финансово-хозяйственной деятельности на основе созданных механизмов правовых и экономических гарантий самостоятельности образовательных учреждений и иных организаций системы образования, обеспечение экономии бюджетных средств;

привлечение для финансирования системы образования дополнительных фи­нансовых ресурсов, в том числе внебюджетных средств; целевое обеспечение обучающихся (в первую очередь детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, лиц с ограниченными возможностями здо­ровья, детей малочисленных народов Севера и детей из малообеспеченных се­мей) бесплатными комплектами учебников по предметам федеральных компонентов государстве иного образовательного стандарта всех ступеней об­щего образования и на льготных условиях — всех уровней профессионального образования;

Реализация мониторинга состояния образования и создание системы образова­тельной статистики;

Роль образования. Реформирование и модернизация образования как отрасли социальной сферы - student2.ru функционирование служб (структур) маркетинга И информациоиц

рекламного обеспечения образовательной и научной деятельности образова

тельных и научных учреждений системы образования;

реализация международных договоров Российской Федерации о взаимно

признании документов об образовании;

расширение масштабов обучения иностранных граждан в образовательных ■

реждениях Российской Федерации;

регуляция ассортимента игр и игрушек для детей на основе их психоло^

педагогической, морально-этической и санитарноэкологической экспертиз.

5. Контрольные задания и задачи для самопроверки

к,ИДр._М., 1997. —с. 338.— (Молодежь России на пороге нового тысячеле­тия, Кн.1).

6 Право на образование: Льготы для школьников, льготы для педагогов: JaKO-
нодат И норматив, док.: Коммент. Специалистов / «Рос. Газ.», газ.-журн. об-ние
«Воскресенье»; Отв. ред.: Кузнецов Т.В., Гаврилов А.Т.; Сост.: Молодцова В.Н.,
Посошкова М.И. — М, 1999. — с. 191. — (Б-чка «Рос. Газ.»; Вып.5}.

7 Урсул, Аркадий Дмитриевич Переход России к устойчивому развитию: Ноо­
сфер! стратегия / Неправительств. Экол. Фонд им. В.И.Вернадского и др. — М.:
Ноосфера, 1998, — с. 500.

8 Федяева, Ольга Дмитриевна Государственная политика в области образова­
ния в России: (вторая половина 80-х — начало 90-х гг.) / Омск. пед. ун-т, РАГС
при Президенте РФ. — Омск., 1995. — с. 32. — Библиогр.: — с. 31-32.

1. Каковы принципы новой образовательной политики в России?

2. Какие факторы дестабилизируют деятельность образовательных учрежден^
в России?

3. В чем состоят цели Программы?

4. Назовите основные мероприятия Федеральной программы развития обра
здния?

5. В чем заключается развитие государственных и социальных гарантий оЭ

'ЧАЮЩИМСЯ? Л

•■■■/:. , 6. Каковы ожидаемые результаты реформирования системы образования?

6. Литература

1. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации,
речень документов по разработке и принятию законодательных актов по вопроса
образования (1990-1995 гг.) / Упр. документац. Обеспечения Аппарата Гос. Ду*
Архив Гос. Думы. — М., 1997.

2. Государство и образование: опыт стран Запада; Сб. обзоров / РАН.

Отв. Ред. CJ]. Зарецкая. — М., 1992. — с. 141. — (Социал.-экон. Проблемы раэв<| тых стран).

3. ДжуринскиЙ, Александр Наумович Развитие образования в современном мв
ре: Учеб. Пособие для студентов вузов. ■— М.: Владос, 1999. — с. 200. (Учеб. Щ
собиедля вузов). — Библиогр.: — с. 189-190.

4. Жуков. В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития
М.: Финстатинформ, 1998. — с. 175.

5. Молодежь 97: надежды и разочарования / Науч.-ислед. Центр при Ин-те <ло-
лодежи, Центр социол. Исслед. МГУ им. М.В. Ломоносова; Редкол.: Ручкин Б.А.

Наши рекомендации