Стремление отдельных стран к использованию чужих ресурсов

Муниципальное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Южно-Уральский профессиональный институт»

Кафедра финансов и кредита

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Макроэкономика»

Вариант № 2

Студент гр. ЭНз-1-12 А.В. Хохлова

факультет управления

и информационных технологий

Содержание

1. Чем паритет покупательной способности отличается от обменного курса валюты? 3

2. Согласны ли Вы с Хантингоном в том, что православная цивилизация более совместима с западной, индусской и китайской, чем с исламской или японской? 5

3. В чем сущность международной кооперации производства? 6

4. Что понимается под конкурентоспособностью страны (национальной конкурентоспособностью)? 8

5. Проанализируйте итоги функционирования МЕРКОСУР и противоречия между странами – участницами этой интеграционной группировки. 10

6. Тесты 12

Список использованной литературы.. 16

1)Чем паритет покупательной способности отличается от обменного курса валюты?

Обменный курс - это цена одной валюты, выраженная в единицах другой. Цена эта определяется, главным образом, востребованностью тех или иных денежных единиц в качестве платежного средства при международных торговых и финансовых операциях.

Даже если допустить, что на уровни обменных курсов не оказывают намеренного влияния национальные и международные финансовые институты (хотя это нередко происходит в действительности), или игнорировать тот факт, что величина соотношений между валютами искажается в результате деятельности международных валютных спекулянтов, то, что величины номинальных обменных курсов выражаются в количестве единиц одной валюты за единицу другой, к сожалению, не делает их автоматически пригодными для сравнения физических объемов различных макроэкономических показателей.

Очевидно, что в идеале перевод денежных единиц одной страны в деньги другой при сравнении физических объемов ВВП и их компонентов должен осуществляться с учетом функциональных соответствий валют.

На практике расчет переводных коэффициентов валют в соответствии с описанным принципом сопоставления цен проводится совместными усилиями таких международных организаций, как Организация Объединенных Наций и Всемирный банк, в рамках Программы международных сопоставлений (далее, ПМС, Программа) начиная с последней четверти ХХ века. В самых общих чертах методика ПМС может быть описана следующим образом.

В соответствии с обязательной для всех участников ПМС методикой ВВП страны (метод подсчёта по расходам) разбивается на некоторое количество т.н. первичных групп (basic headings).

Первичная группа - это самый низкий уровень (сведения о доле расходов на эти товары в ВВП). Внутри первичной группы выделяются так называемые товары-представители. В установленном порядке фиксируются среднегодовые цены на товары-представители. Одним из методов, на основе сравнения цен на товары-представители, подсчитываются коэффициенты перевода для отдельных первичных групп.

После вычисления коэффициентов перевода валют для каждой первичной группы (так, в раунде ПМС 2005 года их насчитывалось 155) полученные результаты усредняются в соответствии с их весами в ВВП. Рассчитанные таким образом коэффициенты характеризуют покупательную силу соответствующих валют в каждой из стран.

В действительности содержание ПМС гораздо сложнее и включает разнообразныe методики расчётов, а также методологию определения товаров-представителей и сбора цен на них.

Коэффициенты перевода валют, которые получают в ходе мероприятий Программы, называются паритетами покупательной способности (далее ППС) валют, а сама идея сопоставления цен почерпнута из т.н. теории паритета покупательной способности валют.[1]

2)Согласны ли Вы с Хантингоном в том, что православная цивилизация более совместима с западной, индусской и китайской, чем с исламской или японской?

Славяно-православная цивилизация охватывает около 200 млн. человек. Эта цивилизация располагает значительным запасом природных ресурсов мира, занимает территорию, равную одной шестой части Земли, обладает ядерным оружием, высоким уровнем развития культуры и науки.

В рамках постсоветского пространства к этой цивилизации относятся: Россия, Белоруссия (за исключением Западной Белоруссии), Украина (за исключением Западной Украины), а также русскоязычное, православное население Казахстана, Латвии, Эстонии, Грузии. Однако в связи с характером современных российско-грузинских отношений вполне возможен отток русскоязычного населения из этой страны в Россию. В общеевропейских масштабах к этой цивилизации можно отнести также сербов, православных хорватов, болгар. Демографическим центром цивилизации является Россия.

В основе интеграции восточных славян лежат следующие группы концепций: славянофильские и панславистские идеи о цивилизационном единстве всего славянского мира; современные концепции, связанные с проблемой глобализации и подчеркивающие необходимость реинтеграционных процессов в рамках восточнославянской цивилизации развитием геополитики, геоэкономики; к третьей группе относятся концепции, которые обосновывают внешнее воздействие на интеграционные процессы в славянских государствах, прежде всего со стороны западноевропейской и североамериканской цивилизаций.

3)В чем сущность международной кооперации производства?

Международная промышленная кооперация в настоящее время приобретает все большее значение. Кооперирование производственной деятельности получило наибольшее развитие в отрасли автомобилестроения, а также в таких отраслях, как авиационное производство, тракторостроение, электротехника (в особенности в производстве бытовых приборов), электроника, бытовая химия и др. Например, покупные комплектующие изделия в стоимости выпускаемых автомобилей могут составлять у компаний

«Дженерал моторс» и «Крайслер» 40%, у «Рено» и «Фиат» - около 50%, у

«Тойота» и «Ниссан» - 60 и 65% . Ведущие производители автомобилей расширяют круг своих поставщиков комплектующих изделий. Например, сегодня гражданин США покупая автомобиль производства фирмы «Дженерал моторз», платит 10 тыс. долларов, из которых 3 тыс. долларов идут Южной Корее за сборочные операции, 1850 долларов - Японии за моторы, ведущие мосты, электронные устройства, 700 долларов - Германии за конструирование, 400 долларов - Тайваню, Сингапуру, Гонконгу за изготовление мелких деталей, 250 долларов - на счета английских фирм за организацию рекламы и сбыта, 50 долларов - Ирландии и Барбадосу за обработку данных.

О дальнейшем развитии международной производственной кооперации свидетельствует рост в международном товарообороте доли промежуточной машинотехнической продукции: компонентов, частей, деталей. Доля такого рода товаров в общей стоимости продукции машиностроения в таких странах, как США и Голландия превышает 50%, в Германии, Англии, Франции, Италии, Швейцарии - составляет более 40%. Особенно высок удельный вес комплектующих изделий в импорте продукции машиностроения в Бельгии (60%) и Италии (55%). Быстро развивается кооперация в сфере электроники, химической, нефтехимической, фармацевтическая промышленности, металлургии.

Очевидно, для реализации наиболее эффективных схем промышленной кооперации необходима, прежде всего, эффективная инновационная модернизация экономики России. С другой стороны, развитие, расширение объемов кооперации будет способствовать модернизации Российской экономики.

В настоящее время главным препятствием для участия России в международной производственной кооперации следует считать топливно-сырьевую ориентацию ее хозяйства, когда добыча и вывоз необработанного топлива и сырья оказались гораздо прибыльнее, чем их переработка на основе развития обрабатывающей промышленности. Для разворота ситуации необходима разработка системы мер государственной промышленной политики, причем политики экспортноориентированной (а такие примеры можно найти и в развитых, и в развивающихся странах), в первую очередь, политики налоговой, стимулирующей перелив капиталов из топливно-сырьевых отраслей в те отрасли обрабатывающей промышленности, у которых есть реальные перспективы занять свою нишу на мировом рынке.

Сложности организации международной производственной кооперации в нашей стране заключаются еще и в том, что в случае работы с иностранными партнерами, особенно глобальными транснациональными корпорациями (ТНК), необходимо убедить последних не только в нашей способности обеспечить сроки и качество продукции, но и показать выгоду для ТНК от прихода на российский рынок по сравнению с китайским, бразильским, индийским рынками.[2]

4)Что понимается под конкурентоспособностью страны (национальной конкурентоспособностью)?

Конкретные позиции России по каждому из показателей рейтинга выглядят следующим образом: регистрация собственности - 51-е место, кредитование - 89-е, защита инвесторов - 93-е, налогообложение - 105-е, регистрация предприятий - 108-е, международная торговля - 162-е, получение разрешения на строительство - 182-е.

В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.

Под влиянием процессов глобализации и постиндустриализации меняется как характер международной конкурентоспособности стран, так и

природа конкурентных преимуществ. Среди наиболее значимых тенденций развития конкуренции конца XX - начала XXI века необходимо отметить: переход от ценовых к неценовым факторам конкуренции; изменение в структуре потребительского и инвестиционного спроса (переход от массовой унифицированной продукции к индивидуализированному спросу); значительная сегментация рынков; ориентация на инновационное развитие. В результате, в современной экономике превалируют «интенсивные» факторы международной конкурентоспособности - знания, человеческий капитал, информационные технологии, гибкое производство, новые формы управления.

Общие методологические рекомендации к разработке стратегии и политики конкурентоспособности российской экономики включают следующие положения. Во-первых, политика конкурентоспособности должна быть направлена на поддержание позитивных тенденций и нивелировать ограничения, которые мешают развитию этих тенденций. Во-вторых, используя имеющиеся механизмы косвенного и прямого регулирования хозяйственной деятельности, экономическая политика должна обеспечивать быстрый инвестиционный рост экономики и активизировать ключевые инновационные тренды. В-третьих, приоритетное развитие получает частная инициатива, а роль государства значительна в поддержке структурных сдвигов и проведении институциональных реформ. В-четвертых, важной составной частью политики конкурентоспособности выступает региональные стратегии конкурентоспособности.

Для обеспечения высоких темпов и устойчивости экономического рост российская экономика должна стать более динамичной и адаптирующейся к внешним условиям, восприимчивой к научному прогрессу. В современных условиях это означает, во-первых, необходимость обеспечения технологического лидерства по приоритетным направлениям, во-вторых, способность реального производства воспринимать для обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг, в том числе на мировом рынке.[3]

5)Проанализируйте итоги функционирования МЕРКОСУР и противоречия между странами - участницами этой интеграционной группировки.

Интеграционные процессы в Латинской Америке прошли несколько этапов, в результате чего в регионе сформировался ряд интеграционных группировок: МЕРКОСУР, КАРИКОМ, Андское сообщество наций, ЦАСИ. Подписанный в Асунсьоне договор о создании МЕРКОСУР вступил в силу 29 ноября 1991 г. Это был проект создания единого экономического пространства на территории 12 млн. кв. км (59% территории Южной Америки), где проживают 212 млн. человек (55,3% населения Латинской Америки и Карибского бассейна) с совокупным ВВП свыше 1 трлн. долл. (50% ВВП Латинской Америки), где сосредоточено 40% прямых зарубежных инвестиций и 33% объема внешней торговли стран региона.

Договор предусматривал отмену всех пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле между Бразилией, Аргентиной, Уругваем и Парагваем, т.е. создание зоны свободной торговли к 31 декабря 1994 г. [5]. Этот договор предусматривал свободное движение капиталов, услуг и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза, координацию внешнеторговой политики, политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, в валютно-финансовой и других сферах. Согласно Асунсьонскому договору рынок открыт для всех стран - членов ЛАИ, но они могут быть приняты в МЕРКОСУР не раньше, чем через пять лет после вступления в силу этого соглашения, если являются членами действующих в рамках ЛАИ субрегиональных объединений.

Модель интеграции МЕРКОСУР носит рыночный характер и основана на стратегии либерализации взаимной торговли, открытии рынков, проведении структурных реформ и модернизации национальных экономик. Чисто рыночный характер интеграции, автоматизм ее основных механизмов в определенной мере способствовал динамизму торговли между странами - членами МЕРКОСУР после заключения договора, созданию в установленные сроки таможенного союза.

Интеграция стала мощным стимулом для подтягивания одних государств до уровня других в сокращении инфляции и росте производства. До середины 1994 г. странам МЕРКОСУР удалось выработать единую таможенную номенклатуру, упростить таможенные процедуры, устранить препятствия свободной торговле сельскохозяйственными товарами, унифицировать технические нормы в автомобильной промышленности, провести сравнительный анализ трудового законодательства государств.

1 января 1995 г., спустя четыре года после Асунсьонского договора, МЕРКОСУР превратился в первый таможенный союз в Южной Америке и крупнейший во всем развивающемся мире. Введение единого внешнего тарифа (1994 г.) реально начало воплощаться в жизнь с 2000 года, что содействует продвижению к таможенному союзу и проведению единой тарифной политики. В рамках МЕРКОСУР полностью либерализована торговля 90% товаров таможенной номенклатуры, а остальные 10% включены в национальные списки исключений, вскоре режим свободной торговли должен распространиться на 100% товарообмена внутри региона. Таможенный союз считается совершенным, когда все национальные тарифы в торговле с третьими странами заменены общим внешним тарифом, т.е. уровень протекционизма одинаков для всех стран-членов.

В МЕРКОСУР пока действует более сложный механизм функционирования общего внешнего тарифа. Каждая страна имеет национальные списки исключений из общего внешнего тарифа. Они более обширны, чем списки, касающиеся зоны свободной торговли, потому что содержат как наименее, так и наиболее конкурентоспособные товары, национальные тарифы на которые соответственно выше или ниже общего внешнего тарифа.

Тесты

1. Какой из приведенных ниже пунктов не относится к нетарифным торговым ограничениям:

а) введение импортной квоты на ввозимые в Россию ''ножки Буша'';

б) ужесточение санитарных норм на импортируемую из Великобритании говядину;

в) повышение импортной пошлины на ввозимые в Россию американские сигареты;

г) использование так называемого «требования смешивания» - когда государство заставляет импортеров зарубежной стали приобретать определенное количество более дорогой стали отечественного производства.

Нетарифное ограничение предусматривает реализацию экономических и административных мер, выходящих за рамки таможенно-тарифной политики и используемых в качестве инструмента при регулировании внешней торговли. Известно несколько видов мероприятий по Н.о.: участие государства во внешних торговых операциях; выработка таможенных и административных процедур.

2. Импорт России за 2007 год:

А) значительно вырос;

б) не изменился в процентном соотношении с ВВП;

в) незначительно сократился

г) значительно сократился.

По данным таможенной статистики в январе-августе 2007 года внешнеторговый оборот России составил 335,9 млрд. долларов США и по сравнению с январем-августом 2006 года увеличился на 21,0%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 284,5 млрд.долларов США (прирост на 20,1%), со странами СНГ - 51,4 млрд.долларов США (прирост на 26,6%).

3. Какое из положений относится к причинам усиления интернационального фактора в воспроизводственном процессе:

1) Необходимость включения всех факторов производства национальных государств в международное разделение труда

2) Стремление экономически развитых стран к мировому господству

3) Уменьшение доли слаборазвитых стран в валовом мировом продукте

Стремление отдельных стран к использованию чужих ресурсов.

Интернационализация экономических процессов является базой развития современного всемирного хозяйства и национальных хозяйственных систем. В ее основе лежит преодоление национально-государственной ограниченности производительных сил, расширение производственно-экономических связей между странами, углубление общественного разделения труда и производства в международном масштабе. В этих условиях увеличивается влияние мирового хозяйства, межгосударственного экономического, политического, социального сотрудничества на развитие национального хозяйства.

4. Эффект взаимозависимости стран проявляется:

Все ответы верны;

2) в реакции национальных экономик развитых стран на изменения, происходящие в экономиках других стран;

3) в подчинении национальных интересов международным интересам;

4) в соблюдении ранее заключенных договоренностей между странами.

В условиях глобализации и усиления конкурентной борьбы на мировом продовольственном рынке стратегия развития национального продовольственного рынка предполагает исследование взаимодействия условий и факторов сбалансированности внутреннего рынка и других экономических систем в рамках мегаструктур. В современных условиях усложнения социально-экономических межрегиональных и межстрановых связей, появления новых форм конкурентной борьбы в виде создания различного рода стратегических альянсов, соглашений, слияний и поглощений (не только в рамках национальных систем) стратегический выбор развития национального продовольственного рынка основывается на сопоставлении внутреннего потенциала агропродовольственного комплекса и возможностей и угроз внешней среды, которая охватывает экономические, институциональные, социальные и проекты в рамках макро-, мезо, микро- систем , а также в рамках мегаструктур.

5. Критерии, по которым ООН проводит классификацию стран мирового хозяйства:

1) все ответы правильны;

2) уровень экономического развития;

Наши рекомендации