Методические рекомендации для преподавателей. Освоение программы курса «Основы уголовного права» студентами, обучающимися в магистратуре факультета «Социально-гуманитарный»
Освоение программы курса «Основы уголовного права» студентами, обучающимися в магистратуре факультета «Социально-гуманитарный», способствует цельному и осознанному пониманию ими основных положений уголовной ответственности за различные проявления преступного поведения и за деликты, связанные с деятельностью правонарушителей. Это все формирует у обучающихся целостную систему знаний как непосредственно национального действующего уголовного права РФ, так и всего комплекса дисциплин криминального (и не только) цикла.
Курс «Основы уголовного права» предполагает комплексное исследование проблем. Многочисленные особенности, связанные с правильной и обоснованной квалификацией деятельности индивида, обусловленной общественными отношениями, складывающимися по поводу неправомерного поведения и проявлений деятельности преступности, - все это заслуживает своего тщательного и предметного анализа и исследования магистрантами.
Это свидетельствует о важности и целесообразности лучшего научно обоснованного решения анализируемых проблем, с использованием настоящего лекционного (учебного) курса.
Степень распространенности проявлений преступного поведения в условиях современной РФ наглядно свидетельствует об актуальности тематики. Количество оперативных, следственных, судебных ошибок говорят в пользу потребности в глубоком осмыслении анализируемой проблематики, поиска путей совершенствования практики практической реализации данных норм российского уголовного права.
При изучении курса «Актуальные проблемы уголовного права в период формирования правового государства» студенты – магистранты знакомятся с историей возникновения в современной России уголовной ответственности за конкретные деликты. Особенности политики в сфере уголовного права в указном вопросе являются достаточно неожиданными. При необходимости студенты исследует аналогичные проблемы, существующие как в странах – членах СНГ, так и в иных зарубежных государствах. Для этого весьма целесообразно использовать ресурсный потенциал всемирной сети Интернет. По мере осознания студентами сложившейся ситуации в области политики, связанной со сферой уголовного права, по отношению к операциям, корелирующим с преступным поведением и проявлениями различной преступности, происходит выработка концепции создания моделей, совершенствующих действующее российское национальное законодательство, регулирующее указанную проблематику.
Магистранты, осваивающие курс «Основы уголовного права», приобретают специфические научные знания, навыки и умения, которые связаны с правильной правовой оценкой общественных отношений, возникающих в связи с квалификацией проявлений преступных отношений и организованной преступности в условиях общественной ситуации в современной РФ. Данные знания способствуют формированию правильного представления о направлениях профилактики рассматриваемых деликтов. Соответственно, особого внимания требует вопрос соответствия уголовно-правовой квалификации данных деликтов особенностям соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Затрагиваются и вопросы, связанные с необходимостью тщательной защиты от проявлений преступного поведения и проявлений организованной преступности несовершеннолетних.
В рамках лекционного (учебного) курса «Основы уголовно права» происходит взаимодействие лекций, практических (семинарских) занятий и самостоятельной работы студентов, под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры. Эти формы обучения, как наиболее апробированные в практике преподавательской деятельности, осуществляются в едином, неразрывном, логически целостно сформированном комплексе.
Самостоятельно, в соответствующий период времени, с использованием помощи квалифицированных специалистов кафедры, студенты, обучающиеся в магистратуре, осознают и осмысливают полученный ими на лекциях и на практических занятиях материал. Они также обращают свое внимание на темы, вынесенные на самостоятельное исследование (изучение). Для полноценного получения требуемого информационного массива такие студенты используют в своей практике доступные им информационные массивы, как сосредоточенные в целом ряде библиотек, так и во всемирной сети интернет. Студентами осваиваются необходимые для исследования анализируемой проблематики законы и иные нормативно-правовые акты. Здесь же велико значение и социальных проектов, например, юридической клиники, успешно функционирующей на факультете, для апробации результатов получения студентами массивов информации на случаях из реальной российской действительности. Конкретные граждане, обращающиеся за юридической помощью в юридическую клинику факультета с вопросами по тематике курса «Основы уголовно права», позитивно влияют на независимый объективный контроль уровня познаний в данном вопросе, свойственный обучающимся магистрантам.
Применяя полученные знания в процессе своей практической деятельности, например, работая в качестве адвоката, оперативного сотрудника и т.д., магистранты постоянно совершенствуют полученные информационные базы. В целом позитивно можно оценить и возможность теоретически оправданной обратной связи профессорско-преподавательского состава с обучающимися студентами. При этом магистранты, предлагая на занятии собственную фабулу, вполне могут внести новую струю, новизну и оригинальность в традиции изучаемого курса «Основы уголовного права».
Оправданной является и существующая не один уже год практика привлечения студентов, обучающихся в магистратуре (в том числе) к участию в конференциях, как проводимых в рамках факультета, так и на базе иных организаций. Многочисленные примеры участия в международных конференциях свидетельствуют о целесообразности доклада результатов своих научных изысканий студентами – магистрантами перед лицом студентов и других специалистов, в рамках конференции. В немалой степени это способствует как формировании навыков публичного выступления, ораторского искусства, так и корректировке (при необходимости) неточностей, иногда допускаемых студентами-магистрантами.