Характеристика численности работников торговой отрасли РФ.

 
Всего работников отрасли тыс.чел. 3681,0 3953,50 3900,50
В % к предыдущему году - 107,4 98,65 95,75
Средне годовая численность работников организаций оптовой торговли, потребительскими товарами тыс.чел. 996,0 1375,50 1411,50 1554,80
В % к предыдущему году - 138,1 102,6
Среднегодовая численность работников организаций розничной торговли и общественного питания, тыс.чел. 2685,0 2578,0 2489,0 2180,0
В % к предыдущему году - 96,0 96,5 87,6

Трудовые ресурсы характеризуются количественными и качественными показателями, важнейшими из которых являются: численность, пол, возраст, образование.

Для характеристики движения трудовых ресурсов используется система показателей, в которую включены коэффициенты приема и выбытия, постоянства и текучести, замещение кадров. Они характеризуют оборот рабочей силы в относительных величинах.

Производительность труда в торговле представляет собой степень плодотворности (результативности) целесообразной деятельности ее работников в сфере услуг, т.е. объема товарооборота, торговых услуг или других работ приходящихся на одного среднесписочного работника в единицу времени (день, месяц, квартал, год). Этот показатель называют выработкой на одного работника. Он характеризует организацию трудовых ресурсов, так и пол­ноту удовлетворения спроса населения различных видов услуг.

Производительность труда напрямую связана с затратами человеческой энергии, взаимодействием со средствами производства и взаимодействиями между работниками.

Проблема измерения производительности труда является не менее сложной, чем определение самой сущности данной экономической категории. На практике используются различные методы измерения выработки и динами­ки производительности труда. Применение того или иного метода обусловлено, во первых – уровнем, на котором измеряется производительность труда, а во-вторых, задачей, которая стоит перед исследователем.

При изучении экономического содержания производительности труда торговли исходят из того, что труд, затраченный на производство и реализацию товара и услуг, состоит из живого труда, расходуемого в данный момент непосредственно в процессе оказания услуги и прошлого, овеществленного в ранее созданной продукции, используемой в той или иной степени для оказания новой услуги (например, упаковочные материалы и электроэнергия переносятся полностью, а оборудование, здания, машины – частично).

Достижения научно-технического прогресса, совершенствование техники и технологии приводят к увеличению доли затрат общественного труда, поскольку растет оснащенность работников новыми средствами труда. Однако основная тенденция состоит в том, что абсолютная величина затрат как живого, так и общественного труда сокращается. Именно в этом состоит сущность производительности труда.

Рост производительности труда ведет к увеличение заработной платы работников при снижении совокупных расходов на оплату труда, позволяет более успешно осуществлять реконструкцию технологическое перевооружение.

Показатель производительности труда выполняет следующие функции:

- плановая (обосновывается плановая численность работников, объем трудозатрат сопоставляется с их необходимым количеством, рассчиты­ваются расходы по заработной плате);

- учетная (оценка эффективности функционирования труда в торговле с помощью сравнения темпов роста производительности труда и средней заработной платы);

- стимулирующая (реализуется через соответствие уровня заработной пла­ты работников уровню его квалификации, а также росту индивидуальной производительности труда).

Производительность труда в торговле измеряется двумя показателями: выработкой и трудоемкостью.

- выработка – объем выполненных работ и услуг в единицу времени или на одного работника. Это наиболее распространенный и универсальный показатель производительности труда, который рассчитывается по формуле:

ПТ = Характеристика численности работников торговой отрасли РФ. - student2.ru или ПТ = Характеристика численности работников торговой отрасли РФ. - student2.ru

где, П – производительность труда,

О – объем товарооборота торгового предприятия,

Т – суммарные затраты времени на выполнения данного объема товаро­оборота;

Ч – среднесписочная численность работников.

Трудоемкость – это затраты рабочего времени на реализацию продук­ции (товаров и услуг) на определенную сумму. Является обратным показателем выработки.

В рыночной экономике отношения, связанные с распределением и перераспределением трудовых ресурсов регулируются через рынок труда.

Проблемы формирования и управления трудовыми ресурсами торговой отрасли неразрывно связаны со становлением и развитием рынка труда в РФ. Рынок труда – это система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и использование труда. Условия оптимального существования рынка труда подробно рассматривается в экономической теории и могут быть представлены в обобщенном виде на рис. .

       
  Характеристика численности работников торговой отрасли РФ. - student2.ru   Характеристика численности работников торговой отрасли РФ. - student2.ru

Характеристика численности работников торговой отрасли РФ. - student2.ru

Наши рекомендации