Организация ГО на объекте
Гражданская оборона на объекте экономики организуется с целью защиты персонала и проживающего вблизи объекта экономки населения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.
Начальником ГО объекта экономики служит его руководитель. Он несет ответственность за организацию ГО на своем объекте и постоянную готовность ее сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ. Начальник ГО объекта подчиняется соответствующим должностным лицам ведомства, в ведении которого находится объект, а в оперативном отношении - вышестоящему начальнику ГО по месту расположения объекта. На крупных предприятиях предусматривается штатный заместитель начальника ГО, который в мирное время является основным организатором всех ее подготовительных мероприятий.
Приказом начальника ГО назначаются заместители по рассредоточению и эвакуации рабочих и служащих, инженерно-технической части и материально-техническому снабжению.
Заместителем начальника ГО объекта по рассредоточению и эвакуации обычно назначается заместитель руководителя по общим вопросам. Он является председателем эвакуационной комиссии, обязанности которого следующие: разработка плана рассредоточения рабочих и служащих, организация подготовки мест в загородной зоне и перевозка туда людей, доставка рабочих смен к месту работы, руководство службой общественного порядка.
Заместителем начальника ГО по инженерно-технической части - главный инженер предприятия, который непосредственно руководит основными службами (аварийно-технической, противопожарной, убежищ и укрытия), а также осуществляет техническое руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами.
Заместителем начальника ГО по материально-техническому снабжению - заместитель руководителя объекта по этим вопросам. Он руководит службой материально-технического снабжения.
На всех объектах создаются штабы по делам ГО и ЧС, которые комплектуются из должностных лиц. Начальник штаба ГО, являясь заместителем начальника ГО объекта, имеет право от его имени отдавать приказы и распоряжения. Он организует устойчивое управление и систему оповещения, разведку, текущее и перспективное планирование, боевую подготовку личного состава формирований, контролирует выполнение всех мероприятий ГО.
В соответствии с федеральным законом "О гражданской обороне" гражданские организации гражданской обороны (ГОГО) представляют собой формирования, создаваемые по территориально-производственному принципу на базе ОЭ (организаций) независимо от организационно-правовой формы, не входящие в состав Вооруженных Сил РФ, владеющие специальной техникой, имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий. "Положение о ГОГО" (постановление правительства № 620, 1999г.) устанавливает ОЭ, на которых создаются гражданские организации гражданской обороны (формирования), а также порядок образования и деятельности формирований. Формирования ГО создаются ОЭ, имеющими и эксплуатирующими потенциально опасные производственные объекты, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время. К ОЭ, создающим формирования ГО, относятся объекты, соответствующие хотя бы одному из условий:
наличие в организации объектов, отнесенных в соответствии с федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов;
отнесение организаций к категории особой важности, первой или второй категории по гражданской обороне;
подготовка организации к переводу на работу в условиях военного времени;
размещение организации в зоне возможного химического, радиоактивного заражения и катастрофического затопления.
Формирования ГО предназначены для проведения АС и ДНР в зоне первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для участия в борьбе с пожарами, в обнаружении и обозначении районов, подвергнувшихся радиоактивному, химическому и иному заражению, обеззараживании населения, техники, зданий и территорий, срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения, восстановлении и поддержании порядка в пострадавших районах. Деятельность формирований осуществляется согласно планам ГОЧС объекта экономики муниципальных образований, субъектов РФ и федеральных органов исполнительной власти. Формирования применяются в соответствии со своим предназначением и сроками готовности.
Кроме этого, на объектах экономики также создаются и формирования служб ГО (рис.4): спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и др. Вид и количество формирований, а также их численность определяется с учетом особенностей производственной деятельности ОЭ в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально-технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны. Личный состав формирований ГО комплектуется за счет численности работников организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время. Формирования ГО оснащаются специальной техникой и имуществом, не предназначенными при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах. Основными видами специальной техники и имущества являются: средства индивидуальной защиты, медицинские средства защиты, приборы радиационного и химического контроля, средства связи, оповещения и др.
При этом формирования подразделяются (классифицируются) по
предназначению - на формирования общего назначения, спецназначения, специализированные (того или иного ОЭ) и формирования служб ГО;
подчиненности - на территориальные и объектовые;
срокам готовности - повышенной (6 ч) и повседневной (24 ч) готовностей.
Итак, формирования ОЭ состоят из формирований общего назначения и формирований служб ГО, которые входят в состав сил ГО объекта. Формирования общего назначения (рис. 4) предназначены для выполнения АС и ДНР в зоне ЧС. К ним относятся : сводные команды (группы) - /СвК,СвГ/, спасательные команды (группы) - /СК,СГ/ и сводные команды (группы) механизации работ - /СвКМР, СвГМР/. Формирования служб ГО (рис. 4) создаются службами ГО и предназначены для выполнения специальных мероприятий в ходе АС и ДНР в зоне ЧС, усиления формирований общего назначения, а также для обеспечения их действий и самостоятельного выполнения мероприятий ГО.
Территориальные формирования создаются на базе ОЭ (организаций) органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления на соответствующих территориях, а также на базе организаций, находящихся в ведении федеральной исполнительной власти, по согласованию с этими органами. Они применяются для выполнения мероприятий ГО органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, наращивания группировки сил ГО при проведении АС и ДНР на наиболее важных участках. К территориальным формированиям относятся формирования общего назначения, а также формирования служб ГО. Территориальные формирования подчиняются соответствующим начальникам ГОЧС.
Объектовые формирования организуются на ОЭ и предназначены для проведения АС и ДНР в зоне ЧС объектов, на базе которых они созданы. Они подчиняются начальникам ГОЧС объекта экономики. Формирования ОЭ (объектовые формирования) состоят из формирований общего назначения и формирований служб ГО, создаваемых на них. Основными формированиями промышленных ОЭ (организаций) являются формирования общего назначения: сводные команды (группы), спасательные команды (группы), на остальных ОЭ - спасательные команды (группы).