Тема 10. электронная коммерция в международном бизнесе
Электронная коммерция (ЭК)— относительное новое направление организации бизнеса в современной системе мирохозяйственных связей. Под ЭК будем понимать реализацию обычных для предприятия бизнес-процессов на базе компьютерных сетей таким образом, чтобы потенциальный клиент компании или пользователь ее продуктов мог удаленно через сеть Интернет совершать нужные ему операции (выбор товара (услуги), покупка, платеж, документарное оформление сделки и пр.).
В настоящее время между ЭК и традиционными методами ведения бизнеса все еще наблюдается большой разрыв. Это в частности характерно для розничной торговли товарами, которая считается одним из локомотивов развития ЭК. По оценкам экспертов HSBC, в 2012 г. объем продаж в сфере ЭК в мире оценивался на уровне в 820—840 млрд долл. по сравнению с порядка 28 трлн долл. объема операций международной торговли, которая осуществлялась традиционными методами. Однако следует признать, что ЭК развивается опережающими темпами относительно традиционных методов ведения бизнеса (рост составляет 12—20% в год против 2—11% у традиционной торговли).
Факторы, способствующие растущей популярности операций ЭК.
1. Глобальный доступ. Проводным и беспроводным Интернетом опутана, по сути, существенная часть нашей планеты, и имеющаяся степень проникновения «глобальной паутины» в жизнь физических и юридических лиц в любой стране мира только нарастает. Поэтому практически из любой точки мира всякий из нынешних 1,5 млрд пользователей сети Интернет может быть клиентом любой компании, ведущей свой бизнес с помощью методов ЭК.
2. Более широкое профилирование компании, включая возможности ведения операций международной торговли. Ассортимент продукции или услуг компаний, работающих традиционными методами, ограничен тем набором, который есть на складе или указан в прайс-листе. Ассортимент у компаний, работающих с применением методов ЭК, теоретически может быть представлен всей совокупностью товаров (услуг), предлагаемых в рамках глобального экономического пространства.
3. Непрерывная работа 24 часа в сутки семь дней в неделю 365 дней в году гарантирует приобретение и поставку необходимой продукции в любой момент времени вне зависимости от выходных и праздничных дней. Это становится особенно удобным потребителям из стран мира с жестким трудовым законодательством, (лимитирующим часы работы традиционных магазинов и сервисных компаний.
4. Высокая степень персонализации сделок: возможности предложить каждому клиенту именно то, что ему нужно
На основе изучения поведения клиента, статистики предыдущих покупок, сбора прочей информации из сети Интернет делается вывод о предпочтениях каждого конкретного клиента и ему при очередном посещении магазина или склада автоматически в первую очередь предлагается тот набор товаров (услуг), которые соответствуют его интересам. Понятно, что при использовании традиционных методов ведения бизнеса такое невозможно.
5. Экономия затрат. Такая экономия происходит за счет минимизации площадей под склады (допустимый размер складских помещений, как правило, соответствует объему партии товаров необходимой на 1—2 отгрузки), сокращения персонала (в первую очередь отпадает необходимость в менеджерах по закупкам и продажам, а также в специалистах бэк-офисов, непосредственно не контактирующих с покупателем), существенного уменьшения офисных помещений (для нормального функционирования схем ЭК нужны только менеджмент компании, работники, связанные с отгрузкой/приемкой товара и операторы, осуществляющие ввод нужной информации). Остальные бизнес-процессы предприятия либо реализуются самой системой, либо могут быть отданы на аутсорсинг, что существенно сокращает арендную плату, коммунальные платежи, издержки по выплате зарплаты персоналу и прочие расходные статьи традиционных бизнес-структур.
Вместе с тем у ЭК, как и у любого другого бизнеса, имеются определенные недостатки, к числу которых можно отнести следующие.
1. Покупатель в момент совершения сделки не может оценить реальные свойства приобретаемой им продукции (попробовать, пощупать, потрогать, понюхать, примерить товар или получить объективное представление о характере оказываемой услуги). Это основной недостаток ЭК, являющийся следствием дистанционности продаж, безличностного характера контактов покупателя с продавцом и накладывает ограничения на номенклатуру товаров, предлагаемых интернет-магазинами, и услуг, продаваемых на интернет-порталах.
2. Операции ЭК связаны с большими рисками непоставки товара (услуги) и отказами в возврате уплаченных средств, чем традиционные бизнес-операции. При традиционной торговле покупатель всегда видит товар или изначально согласует интересующую, его услугу, которые он покупает, передавая, продавцу наличные деньги или рассчитываясь иными платежными средствами, взамен тут же получает товар или потребляет соответствующую услугу. При реализации сделки ЭК покупатель действует преимущественно в режиме предоплаты за пока еще не поставленный товар или не оказанную услугу.
3. Многочисленные вопросы вызывает безопасность осуществила ЭК. Проблемы как с безопасностью компьютерных систем в целом, так и с обеспечением безопасности транслируемой личной информации потребителя в системах ЭК, несомненно, существуют.