Общая характеристика, формы, субъекты и объекты права собственности на землю
Право собственности на землю — институт земельного права, нормы которого регулируют общественные отношения принадлежности земли, определенным законом, к видам субъектов этого права.
Различают право собственности на землю в объективном и субъективном пониманиях.
В объективном понимании право собственности на землю представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют отношения относительно владения, пользования и распоряжения землей.
В субъективном понимании право собственности на землю — это совокупность прав собственника по владению, пользованию и распоряжению землей.
Право собственности на землю на современном этапе развития общества не является абсолютным. В большинстве стран мира оно ограничивается в законодательном порядке в интересах общества. Необходимость ограничения права собственности на землю в Украине вытекает и из Конституции (ст. 41), которой предусмотрено, что использование собственности не может наносить ущерб правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и естественные качества земли.
Основной Закон страны также устанавливает, что реализация права собственности на землю осуществляется исключительно соответственно закону. Тем самым, Конституцией закрепленный приоритет полномочий Верховной Рады Украины как законодательного органа в правовом регулировании земельных отношений, прежде всего отношений земельной собственности.
К началу 90-х годов XX ст. основу земельного права составлял институт права исключительной собственности государства на землю. Он предусматривал принадлежность всех земель в границах территории Украины одному субъекту — государству. Другие субъекты земельных отношений — граждане и юридические лица — могли владеть землей лишь на праве землепользования, которое считалось производным и, соответственно, зависимым от права исключительной собственности государства на землю.
Земельный кодекс Украины в редакции от 13 марта 1992 г. отменил монополию государственной собственности на землю. Рядом сгосударственной, были введены частная и коллективная собственность на землю.
Проведение в Украине экономической реформы, направленной на формирование в стране основ рыночной экономики, закономерно обусловило необходимость внедрения мирового опыта в систему отношений собственности, в том числе и на землю.
Мировой опыт свидетельствует, что экономическая и юридическая инфраструктуры стран с рыночной экономикой базируются на двух формах собственности — публичной и частной. Публичная и частная собственность является также основой земельных отношений в этих странах. Именно такой подход к структуре форм земельной собственности реализованный в Конституции Украины, в ст. 14 которой указано, что право собственности на землю приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством. А в ст. 142 Основного Закона установлено, что земля может находиться также в собственности территориальных общин сел, поселков, городов и районов в городах.
Таким образом, в земельном законодательстве Украины закреплены две основных формы земельной собственности — общественная (публичная) и частная. Кроме того, в составе общественной (публичной) собственности на землю можно выделить два ее подвида — государственную собственность на землю и коммунальную собственность на землю.
Частная собственность на землю также делится на два подвида — частную собственность граждан и частную собственность юридических лиц.
Основной задачей общественной (публичной) собственности на землю является обеспечение и обслуживание земельных интересов общества в целом или отдельных его частей — территориальных общин.
Частная собственность на землю направленная прежде всего на обеспечение и обслуживание земельных прав частных лиц — граждан и негосударственных (некоммунальных) юридических лиц. Тем не менее общество заинтересовано также в полноценном функционировании частной собственности на землю как одной из важных устоев рыночной инфраструктуры экономики страны. Частная собственность на землю имеет одной из своих задач- обеспечение общественных интересов в области использования земель, в частности интересов в повышении эффективности частного сектора как в сельской, так и в других областях экономики. Единство общественной (публичной) и частной собственности на землю четко обнаруживается в положениях Конституции Украины, которое провозгласило землю основным национальным богатством, которая находится под особой охраной государства (ст. 14), а также равенство всех субъектов права собственности перед законом (ст. 13).
Соответственно закрепленных Конституцией Украины форм земельной собственности субъектами права собственности на землю есть государство, территориальные общины сел, поселков и мост, юридические лица и граждане. Кроме того, субъектами права собственности на землю в Украине могут быть иностранные государства и международные организации. Правовой статус каждого вида субъектов права собственности на землю имеет определенные особенности. Эти особенности связаны с принадлежностью субъектов к публичной или частной сфере общественного отношения, видами земель как объектами права собственности и порядком реализации правомочностей собственника земли.
Субъекты и объекты права государственной собственности на землю.Субъектом права государственной собственности на землю выступает государство. Оно представляет собой сложный механизм реализации власти в обществе и характеризуется наличием системы органов, которые осуществляют те или другие функции государства.
Земельным кодексом Украины определен перечень земель, которые не подлежат передачи в коммунальную и частную собственность. Согласно ст. 84 ЗК Украины к землям государственной собственности, которые не могут передаваться в коммунальную собственность, принадлежат:
а) земли атомной энергетики и космической системы;
б) земли обороны, кроме земельных участков под объектами социально-культурного, производственного и жилого назначения;
в) земли под объектами природно-заповедного фонда и историко-культурными объектами, которые имеют национальное и общегосударственное значения;
г) земли под водными объектами общегосударственного значения;
д) земельные участки, которые используются для обеспечения деятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов государственной власти, Национальной академии наук Украины, государственных отраслевых академий наук;
е) земельные участки зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, которые испытали радиоактивное загрязнение вследствие Чернобыльской катастрофы;
ж) земельные участки, которые закрепленные за государственными профессионально-техническими учебными заведениями.
К землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относят:
а) земли атомной энергетики и космической системы;
б) земли под государственными железными дорогами, объектами государственной собственности воздушного и трубопроводного транспорта;
в) земли обороны;
г) земли под объектами природно-заповедного фонда, историко-культурного и оздоровительного назначения, которые имеют особую экологическую, оздоровительную, научную, эстетичную и историко-культурную ценность, если другое не предусмотрено законом;
е) земли лесного фонда, кроме земельных участков лесного фонда общей площадью до 5 га, если такие участки находятся в составе угодий фермерских и других хозяйств (ст. 56 ЗК);
д) земли водного фонда, кроме запертых естественных водоемов общей площадью до 3 га (ст. 59 ЗК);
ж) земельные участки, которые используются для обеспечения деятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов государственной власти, Национальной академии наук Украины, государственных отраслевых академий наук;
з) земельные участки зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, которые испытали радиоактивное загрязнение вследствие Чернобыльской катастрофы;
и) земельные участки, которые закрепленные за государственными профессионально-техническими учреждениями. Тем не менее, следует подчеркнуть, что выше перечисленные земли государственной собственности не являются землями, которые вообще не могут передаваться в коммунальную или частную собственность. Если на основании решений, принятых соответственно закону органами государственной исполнительной власти, целевое назначение таких земель изменится, то не исключается возможность передачи этих земель в собственность территориальных общин ли даже их приватизация.
Субъекты и объекты права коммунальной собственности на землю.
Субъектами права коммунальной собственности на землю являются территориальные общины сел, поселков и мост.
Соответственно Конституции (ст. 140) местное самоуправление осуществляется территориальной общиной как непосредственно (например, путем принятия решения на собрании жителей села), так и через органы местного самоуправления: сельского, поселкового, городского совета и их исполнительных комитетов.
Осуществление полномочий субъекта права коммунальной собственности на землю Кодексом возложено на органы местного самоуправления — сельского, поселкового и городского совета. Они распоряжаются землей путем отчуждения на основании гражданско-правовых соглашений, передачи в постоянное пользование и аренду.
Соответственно ст. 83 ЗК Украины в коммунальной собственности находятся все земли в границах населенных пунктов, кроме земель частной и государственной собственности, а также земельные участки за их пределами, на которых расположенные объекты коммунальной собственности.
Земли коммунальной собственности как разновидность земель публичной (общественной) собственности являются объектом земельной реформы. Это означает, что такие земли подлежат приватизации, то есть, передачи в собственность граждан и юридических лиц в порядке, определенном Земельным кодексом Украины.
Вместе с тем Кодексом установлен ряд земель коммунальной собственности, которые не подлежат приватизации. Согласно с ст. 83 ЗК Украины, к таким землям относятся те, которые не могут передаваться в частную собственность:
а) земли общего пользования населенных пунктов (площади, улицы, проезды, пути, набережные, пляжи, парки, скверы, бульвары, кладбища, места обезвреживания и утилизации отходов и т.п.);
б) земли под железными дорогами, автомобильными дорогами, объектами воздушного и трубопроводного транспорта;
в) земли под объектами природно-заповедного фонда, историко-культурного и оздоровительного назначения, которые имеют особую экологическую, оздоровительную, научную, эстетичную и историко-культурную ценность, если другое не предусмотрено законом;
г) земли лесного фонда, кроме случаев, определенных ЗК;
ґ) земли водного фонда, кроме случаев, определенных ЗК;
д) земельные участки, которые используются для обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
Субъекты и объекты права частной собственности на землю.
Субъектами права частной собственности на землю являются граждане и негосударственные юридические лица. Предусмотренная законом способность граждан или юридических лиц выступать как самостоятельные субъекты права собственности на землю представляет собой земельную правоспособность.
Земельная правоспособность — это элемент общей правоспособности субъекта.
Земельная правоспособность гражданина возникает с момента его рождения. Она, как и гражданская правоспособность, признается в равной мере по всем гражданам.
Для приобретения земли в собственность значения имеет земельная дееспособность, которая предусматривает сознательное поведение лица.
Земельную дееспособность имеет физическое лицо, которое владеет гражданской дееспособностью. Гражданской дееспособностью физического лица является его способность своими действиями приобретать для себя гражданские права и самостоятельно их осуществлять, а также способность своими действиями создавать для себя гражданские обязанности, самостоятельно их выполнять и нести ответственность в случае их невыполнения.
Что касается обретения и реализации права собственности на землю, то такие действия может совершать физическое лицо, которое имеет полную земельную дееспособность, то есть, по общему правилу, достиг 18 лет.
Земельный кодекс Украины по объему предоставленных прав на землю разделяет физические лица на: граждан Украины, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Юридические лицакак субъекты права частной собственности на землю имеют право приобретать земельные участки в собственность для осуществления уставной деятельности. Субъектами права частной собственности на землю являются юридические лица частного права. Юридические лица публичного права могут владеть землей на праве постоянного пользования и аренды.
Субъекты права общей собственности на землю.Земельные участки могут находиться в общей собственности граждан и юридических лиц.
Субъектами права общей собственности на земельные участки территориальных общин могут быть районные и областные советы. ЗК Украины (ст. 86) разделяет общую собственность на землю на два вида — общую частичную и общую совместную. Общая частичная собственность на землю предусматривает определение части любого из совладельцев в праве собственности на земельный участок. При общей совместной собственности на землю определения таких частей не осуществляется.
Право общей частичной собственности на земельный участок возникает:
а) при добровольном объединении собственниками принадлежащих им земельных участков;
б) при приобретении в собственность земельного участка двумя ли более лицами по гражданско-правовыми соглашениями;
в) при принятии наследства на земельный участок двумя или более лицами;
г) по решению суда (ст. 87 ЗК).
Особенностью права общей частичной собственности на землю является то, что она имеет, как правило, договорной характер. Владение, пользование и распоряжение земельным участком, который находится в общей частичной собственности, осуществляются по согласию всех совладельцев соответственно заключенного ими договора про общую частичную собственность. Договор про общую частичную собственность на земельный участок составляется в письменной форме и заверяется нотариально. Если же между совладельцами такого согласия нет, они осуществляют право общей частичной собственности на земельный участок в порядке, определенном судом (ст. 88 ЗК).
Участник общей частичной собственности на земельный участок имеет право:
а) требовать выделения надлежащей ему части из состава земельного участка как в отдельности, так и вместе с другими участниками, которые требуют выделения, -а в случае невозможности выделение части — требовать соответствующей компенсации;
б) на получение в его владение и пользование части общего земельного участка, который отвечает размеру принадлежащей ему части;
в) на доходы от использования общего земельного участка соответственно размеру своей части;
г) приоритетное право купли части при продаже ее другим совладельцем земельного участка.
Кроме того, участник общей частичной собственности отвечает перед третьими лицами по обязательствам, связанным с общим земельным участком, и должен принимать участие в уплате налогов, сборов и платежей, а также в затратах по содержанию и сохранению общего земельного участка (ст. 88 ЗК).
Субъектами права общей совместной собственности на землю могут быть:
а) супруги;
б) члены фермерского хозяйства, если другое не предусмотрено соглашением между ними;
в) совладельцы жилого дома.
Владение, пользование и распоряжение земельным участком общей совместной собственности осуществляются по договору или по закону. Совладельцы земельного участка, который находится в общей совместной собственности, имеют право на ее деление или на выделение из нее отдельной части. (ст. 89 ЗК).
Особыми субъектами права собственности на землю в Украине являются иностранные государства. Они могут приобретать в собственность земельные участки для размещения зданий и сооружений дипломатических представительств и других, приравненных к ним, организаций соответственно международным договорам (ст. 85 ЗК).