Место России на мировом рынке машин и оборудования

Удельный вес промышленности в ВВП России составляет 29%. Нефтегазовый комплекс и сырьевые отрасли страны создают около 28-30% ВВП, а машиностроение – только 3-6% ВВП. Ресурсоемкость ВВП в 2 раза превышает уровень США и в 4 раза – уровень стран ЕС. Объем промышленного производства все еще не достиг уровня 1991 года (89%). Удельный вес продукции машиностроения в ВВП составляет в странах ЕС – 36-45%, США – 10%, России – 6-13%. Пороговым с точки зрения экономической безопасности страны является удельный вес машиностроения в ВВП – 30% [4].

Динамика производства продукции машиностроения России представлена на рис. 1.

Место России на мировом рынке машин и оборудования - student2.ru

Рис. 1. Динамикапроизводства в отрасляхмашиностроенияРоссии в 1991 – 2015 гг. (1991 г. = 100%), % [4]

В развитых странах на машиностроение приходится 30-50% от общего объема промышленной продукции, а в России – 15-20%. Отметим, что доля продукции машиностроительного комплекса в промышленности СССР в 1990 г. составляла 40%. Машиностроительная продукция в мире обладает высокой рыночной привлекательностью и большим удельным весом в общем объеме экспорта. В Японии он составляет 64%, в США и Германии – 48%, Канаде – 42%, Швеции – 44%, в России – 15-20%.

Мировой опыт показывает, что устойчивой может быть только такой уровень экономики, когда основные отрасли машиностроения удовлетворяют на 70% и выше внутренний спрос. В стоимости выпускаемой машиностроительной продукции доля собственных элементов полного цикла должна быть в пределах 40-60%. В России внутренний спрос обеспечен собственными силами не более чем на 30-35%, а доля собственных элементов составляет 25-30%.

Автомобильная промышленность имеет наиболее высокую величину доходности в машиностроительной отрасли. Крупнейшими производителями автомобилей являются: «АвтоВАЗ» (легковые автомобили), «ГАЗ» (малые грузовики и фургоны), «КАМАЗ» (большие грузовики и самосвалы), «ЛиАЗ» (автобусы). С 2005 г. по настоящее время объем выпуска отечественных машин сократился более чем на 40%, а выпуск иностранных производств вырос почти в 60 раз. Работают они по так называемому принципу

«отверточного производства». Зарубежные производства на территории страны пополняют, в первую очередь, бюджет соответственно своих государств, а не России.

Несмотря на определенные достижения в машиностроении, в отрасли преобладают III и IV технологические уклады. Основные производственные фонды изношены на 70-80%. Более 30% оборудования производится по устаревшим технологиям. Предприятия почти всех отраслей (70%) предпочитают закупку за рубежом машин и оборудования другим видам инноваций. Лишь 8% предприятий проявляют заинтересованность в закупке лицензий и патентов.

Причины, мешающие дальнейшему повышению конкурентоспособности продукции машиностроения: структурные диспропорции; недостаточная восприимчивость к внедрению инноваций; низкая производительность труда; высокая материало- и энергоемкость производства; недостаток новейшего оборудования для выпуска инновационной продукции; низкая доля продукции с высокой степенью добавленной стоимости; недостаточное инженерное обеспечение в создании конкурентоспособного оборудования; ограниченные финансово-экономические возможности.

Промышленная политика государства должна быть нацелена на расширение производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Без электроники, электрооборудования, систем управления и т. д. отечественное автомобилестроение, судостроение и другие отрасли машиностроения для экономики государства будут экономически не выгодными. Фундаментом инновационного развития государства является развитое, сбалансированное отечественное машиностроение, в максимальной степени реализующее перспективную схему полного производственного цикла. Для успешной деятельности машиностроительных производств необходимо предусматривать не менее 60% локализованных компонентов в собираемых изделиях.

Отсутствие надлежащим образом узаконенной структуры производства комплектующих элементов способствовало появлению и массовому распространению в мире губительной технической болезни – контрафакции, т. е. подделки или использования чужих знаков на своих товарах с целью получения прибыли. Речь идет о контрафактных деталях – поддельных комплектующих изделиях, распространяемых с нарушениями правил поставки, по поддельным документам. Контрафактными в последнее время становятся также материалы и полуфабрикаты, из которых производятся те или иные детали. Доля таких материалов в отдельных отраслях промышленности России достигает 55-65% и более. Тревогу вызывает увеличение объема подделок в атомной энергетике, в военной и аэрокосмической отраслях, что ставит под угрозу состояние безопасности и обороны страны.

Контрольное задание

5.1. Перечислите крупнейшие компании машиностроительного комплекса, с указанием года создания и производимой ими продукции,в следующих странах: США, Германия, Япония, Россия. Данные оформите в таблице.

Наши рекомендации