Туризм как экономическая деятельность

После того как в нашей стране был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности», противники «отраслевой» концепции торжествовали почти так же бурно, как и сторонники термина «туристский» перед сторонниками транскрипции «туристический». Еще бы. Их концепция и точка зрения официально подтверждались федеральным законом.

Возможности использования термина «туристская деятельность» четко определены данным Законом следующей дефиницией: туристская деятельность - это туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

Закон однозначно трактует туроператорскую деятельность как деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемую на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Турагентскую деятельность тот же Закон определяет как деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемую на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Анализ приведенных выше официальных определений позволяет сделать вполне однозначные выводы:

• туристская деятельность - это предпринимательская деятельность;

• организация путешествий не является (по определению) продуктом деятельности турагентов и туроператоров, поскольку деятельность последних предполагает своим объектом туристский продукт; из этого следует, что организация путешествий это иная деятельность, т. е. не деятельность турагентов и туроператоров.

Последнее обстоятельство заставляет нас обратиться к фундаментальному определению термина «деятельность».

В туристской литературе термин «деятельность» раскрывается в нескольких аспектах.

Во-первых, как философская категория - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Согласно этому определению деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Сопоставляя данное определение с дефиницией туристской деятельности, данной в Законе, приходится констатировать, что последняя не раскрывает ее цели, из средств указывает только на туроператоров и турагентов, результатом видит только путешествия, а процесс вообще остается вне рамок определения. Такое, мягко говоря, игнорирование общеметодологической концепции деятельности и породило серьезную критику «законного определения», а что еще хуже -его неопределенность.

Во-вторых, как системная категория - структура, связывающая субъекта со средой. То есть деятельность несет в себе признаки как субъекта, так и среды и поэтому может толковаться с целостных позиций: то как всепроникающая характеристика абсолютного духа (Гегель), то как целостное материалистическое объяснение всей социальной истории (К. Маркс), то как обобщающая характеристика личности (С. Киркегор, А. Лосев), то как противостоящая разуму воля (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), то как символическая, знаковая структура (Э. Кассиро), наконец, как самодостаточная бихевиористская компонента (Дж. Уотсон, К. Халл). В этом ряду крайне важна концепция деятельности, предложенная Э. Г. Юдиным, и не только потому, что именно она раскрывает ее системную сущность, но и благодаря тому, что именно в туризме она впервые была реализована как объяснительный принцип при непосредственном участии ее автора.

Нетрудно заметить, что и системно-структурные принципы анализа деятельности также не приняты во внимание разработчиками Закона «Об основах туристской деятельности».

Возможно, несколько большую определенность понятию «туристская деятельность» даст обращение к термину «путешествие» как родовому понятию по сравнению с видовым понятием «туристский продукт». Но и это понятие раскрывается как специфическая деятельность отнюдь не организаторов отдыха, а туристов. Путешествие - передвижение по какой-либо территории, акватории для их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями.

Обратимся к последней из применяемых в определении понятия «туристская деятельность» категории - «туристский продукт», хотя и она, как следует из самого определения, не имеет отношения ко всей туристской деятельности. Согласно Закону туристский продукт - это «право на тур, предназначенное для реализации туристу». Получается, что деятельность турагентов и туроператоров - это формирование, продвижение и реализация некоторых прав туристов.

Более широко используемая в туризме дефиниция трактует туристский продукт как потребительский комплекс, включающий: тур, туристско-экскурсионные услуги и специальные туристские товары, т. е. как совокупность вещественных и невещественных потребительских стоимостей, потребляемых туристом.

Именно такой, экономический, подход к деятельности мы находим в некоторых важнейших международных стандартах и классификаторах. Так, Статистическая комиссия ООН дает следующее унифицированное определение экономической деятельности - сочетание действий, приводящее к получению определенного перечня продукции, которое достигается в том случае, когда объединяются ресурсы и производственный процесс для создания конкретных товаров и услуг.

Данное определение экономической деятельности, кстати, позволяет конкретизировать и понятие отрасли как совокупности производственных единиц, осуществляющих сходный вид производственной деятельности.

Итак, сделаем общий вывод, что в Законе «Об основах туристской деятельности», в сущности, говорится о производственной туристской деятельности или, точнее, об экономической туристской деятельности, хотя определения им даны, совсем не соответствующие унифицированным международным стандартам, а это вносит большую путаницу в не такую уж сложную проблему рассмотрения туристской деятельности как экономической. Для этого достаточно было использовать действующие международные стандарты экономической деятельности.

Исчерпывающую ясность в эту проблему вносит введенный в Российской Федерации с 1 июля 1997 г. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), который, в свою очередь, входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК).

ОКДП представляет собой систематизированный свод классификационных группировок видов экономической деятельности, в основу которого положены Международная стандартная отраслевая классификация (МСОК / ISIC) и Международная классификация основных продуктов (МКОП / СРС). Этот стандарт способен систематизировать предприятия по видам их экономической деятельности, а также производимой продукции и предоставляемым услугам как конечному результату этой деятельности.

Принципы ОКДП максимально соответствуют задачам отраслевого управления в условиях рынка, особенно в период «отраслевого передела», когда отрасли как субъекты управления быстро меняют организационные структуры управления и формы взаимодействия с предприятиями. В этом случае необходимо передать большую самостоятельность в управлении самим предприятиям. За государством же остаются правовые и экономические рычаги управления макроэкономического уровня.

ОКДП использует семиразрядный код, в котором объединены три объекта классификации:

виды экономической деятельности;

виды продукции;

виды услуг.

Структура кода ОКДП при классификации видов экономической деятельности предусматривает выделение следующих иерархий:

разделов экономической деятельности (кодируется заглав

ными буквами латинского алфавита от А до Q);

подразделов экономической деятельности (этот подраздел и следующие по рангу иерархии кодируются цифрами);

групп экономической деятельности;

подгрупп экономической деятельности;

группировок экономической деятельности.

В коде ОКДП 4 высших разряда используются для классификации вида экономической деятельности, а 3 низших - продукции и услуг.

Туристская производственная деятельность в классификаторе ОКДП встречается многократно в различных его разделах. В частности, целый раздел «Н 55» озаглавлен «Гостиницы и рестораны». Этот раздел включает следующие подразделы, относящиеся к туристской экономической деятельности:

Н 551 - деятельность гостиниц, мотелей, площадок для кемпингов и прочих мест краткосрочного проживания;

Н 552 - деятельность ресторанов, баров и столовых.

Раздел «I» - «Транспорт, складское хозяйство, связь» -включает несколько групп экономической деятельности, в рамках которых осуществляется туристское обслуживание:

16011 - деятельность магистрального железнодорожного транспорта;

I 6021 - деятельность пассажирского автотранспорта, подчиняющегося расписанию;

I 6022 - деятельность пассажирского автотранспорта, не подчиняющегося расписанию;

I 611 - деятельность морского транспорта;

I 612 - деятельность внутреннего водного транспорта;

I 621 - деятельность воздушного транспорта, подчиняющегося расписанию;

I 622 - деятельность воздушного транспорта, подчиняющегося расписанию;

1635 - деятельность бюро путешествий и туристских агентств; деятельность по оказанию помощи туристам, не включенная в другие категории.

Раздел «К» - «Деятельность исследовательская и коммерческая» - включает подраздел:

К 729 - деятельность, связанная с использованием компьютеров и информационных технологий.

Раздел «N» - «Здравоохранение и социальные услуги» -включает также один подраздел:

N 8514 - санаторно-курортная и оздоровительная деятельность.

Раздел «О» - «Деятельность по предоставлению услуг», в нем можно отметить четыре подраздела, относящиеся к обслуживанию туристов:

О 9219 - деятельность в области распространения культуры;

О 9232 - деятельность музеев, охрана исторических памятников;

О 9241 спортивная деятельность;

О 9249 - деятельность по организации отдыха и развлечений.

Что касается производимой продукции и услуг, то ОКДП выделяет следующие классы и подклассы продукции и услуг туристского назначения:

550 0000 - Услуги гостиниц и ресторанов, в т. ч.:

551 0000 - услуги гостиниц и ресторанов и аналогичных мест проживания;

551 0010 - услуги гостиниц; 551 0020 - услуги мотелей; 551 0090 - услуги прочих мест проживания;

551 0091 - услуги детских и студенческих лагерей на время каникул;

551 0092 - услуги оздоровительных центров и домов отдыха;

551 0093 - услуги по сдаче в аренду меблированных мест проживания;

551 0094 - услуги молодежных центров и горных приютов;

551 0095 -услуги кемпингов и стоянок передвижных дач;

551 0096 - услуги спальных вагонов и предоставление спальных мест в прочих транспортных средствах;

551 0099 - услуги по предоставлению мест проживания.

552 0000- Услуги ресторанов, баров, столовых, вт.ч.:

552 0010 - услуги общественного питания;

5520011 - услуги по обеспечению питанием с полным ресторанным обслуживанием;

552 0012 - услуги по обеспечению питанием в заведениях самообслуживания;

552 0013 - услуги по обеспечению питанием, приготовленным в другом месте;

552 0019 - услуги предприятий общественного питания прочие;

552 0020 - услуги по продаже напитков для потребления на месте;

552 0021 - услуги по продаже напитков без развлекательной программы;

552 0022 - услуги по продаже напитков в сочетании с развлекательными программами. 6011010 - Перевозки пассажирские, в т. ч.:

601 1011 - перевозки пассажирские дальние;

602 1000 - перевозки пассажирские автомобильным транспортом по расписанию;

602 1030 - перевозки пассажирские междугородные автомобильным транспортом по расписанию;

602 1040 - перевозки пассажирские международные автомобильным транспортом по расписанию;

602 2020 - рент-кар;

611 0000 - услуги морского транспорта;

611 0010 - перевозки морским транспортом пассажирские;

611 0012 - перевозки морским транспортом круизные;

612 0000 - услуги внутреннего водного транспорта;

612 0012 - перевозки пассажирские на водных туристских линиях;

612 0013 - перевозки пассажирские на экскурсионно-про-гулочных линиях;

621 0000 - услуги воздушного транспорта;

621 0010 перевозки пассажиров воздушным транспортом регулярные;

622 0000 - услуги воздушного транспорта, не подчиняющиеся расписанию;

622 0010 - услуги воздушного транспорта, подчиняющиеся расписанию;

633 0000 - услуги транспортно-экспедиционных агентств;

695 0000 - услуги бюро путешествий и транспортно-экспедиционных агентств;

695 0010 - услуги бюро путешествий и туристских агентств;

695 0020 - услуги экскурсионных бюро. 851 4010 - Санаторно-курортные и оздоровительные услуги, вт.ч.:

851 4020 -лечение и обслуживание в профилакториях;

851 4030 - лечение и обслуживание в специализированных детских санаториях и лагерях;

851 4040 - сопутствующие санаторно-курортные услуги. Различные виды туризма как области экономической деятельности и классы туристской продукции и туристских услуг представлены в классификаторе достаточно широко. Все это говорит о том, что рассмотрение туризма как деятельности уже сейчас опирается на весьма авторитетные международные стандарты и обязано учитываться при решении вопросов об управлении туризмом. С точки зрения рассмотренных выше отраслевых стандартов, наиболее рациональным является включение туризма в единый отраслевой комплекс вместе с физической культурой и санаторно-курортным делом. В то же время туризм необходимо рассматривать и как экономическую деятельность. В этом случае туристские предприятия нуждаются в значительном расширении экономической самостоятельности, а некоторые виды туризма (внутренний, въездной, социальный, детский туризм) - в приоритетной поддержке со стороны государства.

Туризм как рынок

Еще в 1990 г. индустрия туризма СССР принимала и обслуживала около 50 млн туристов и более 300 млн экскурсантов. Слабым звеном туристского обслуживания в стране являлся инфраструктурный комплекс - транспорт, связь, питание, торговля, страхование и т. д. Вместо того, чтобы постепенно улучшать развитие туризма, была предпринята коренная его перестройка. В частности, был проведен «шоковый» вариант быстрого перехода к рыночной модели туризма. В результате более 10 тыс. туристских объектов социального туризма, обеспечивавших ранее услуги для широких слоев населения в России, фактически приостановили свою деятельность.

Проблема низкого уровня качества российского туризма из экономической превратилась в проблему социальную. Необходимо расширить социальную базу туризма, вернуть на турист-скип рынок тысячи предприятий социального туризма, что должно способствовать созданию новых рабочих мест и в конечном счете вывести страну из полосы затянувшегося кризиса в зону реформ. Такова цель нового социального проекта развития туризма.

Какие же здесь возможны средства? Чтобы ответить на этот вопрос, коротко укажем на некоторые фундаментальные социально-экономические основания туризма, без знания которых он будет не до конца понят.

Основание первое. В конечном счете турист потребляет услуги, а это значит, что именно он, а не производитель услуги должен переместиться в место ее производства. Действительно, невозможно переместить к туристу Черное или Средиземное море, Кремль или Версаль, Эрмитаж или Лувр. Разнообразие мира и интерес к нему - основные причины туризма. Это основание заставляет теоретиков туризма вполне определенно квалифицировать международный туризм как невидимый экспорт туристских услуг из одной страны в другую. Для многих стран туризм превратился в важную экспортную отрасль это всем известные Франция, Испания, Италия, Греция, Турция, но также и США, и Великобритания, и Германия. Все они применяют разнообразные экономические стимулы для защиты своих экспортирующих туристские услуги производителей отменяют или вводят минимальный налог на добавленную стоимость на туристские услуги, снижают долю транспортных издержек в суммарной стоимости потребления туристского продукта, упрощают таможенные и визовые формальности для того, чтобы привлечь как можно больше иностранных туристов. Понятно, что именно эти страны управляют международным туристским рынком. Трудно предположить, чем руководствовались разработчики Закона «Об основах туристской деятельности», когда распространили норму об отмене налога на добавленную стоимость на всю туристскую деятельность, но в итоге Россия заняла на мировом туристском рынке неподобающее ей место донора и вывозит в другие развитые страны по линии туризма многие миллиарды долларов, создавая там рабочие места, расширяя базу налогообложения, решая социальные проблемы тех стран.

В 1985 г. в СССР на 1 туриста, отправлявшегося за рубеж, приходилось 15 внутренних туристов. Это свидетельствовало о несбалансированности туристского рынка. В 1998 г. структура потока коренным образом изменилась, но лучше не стала. Сейчас в России на 10 выезжающих туристов - 1 внутренний. Для сбалансированного туристского рынка, свидетельствуют разработки Всемирной туристской организации, типична пропорция: 1 въездной I выездной 4 внутренних туриста. Эта структура является оптимальной, а значит, к ней и надо стремиться, в т. ч. принимая законы и регламентируя туристскую деятельность.

Чтобы изменить ситуацию, необходимо дифференцировать туристскую деятельность: поддерживать въездной туризм (в т. ч. отменой налога на добавленную стоимость и упрощением визовых и таможенных формальностей) и регулировать выездной туризм (в т. ч. повышением налога на добавленную стоимость, введением пошлины на выезд). Ведь для других стран наш выездной туризм - это «невидимый экспорт», а для нашей страны - ощутимый импорт.

Основание второе. Центральной фигурой на туристском рынке является туроператор. Именно он формирует тур, предлагая его на продажу, и тем самым загружает предприятия индустрии туризма - гостиницы, рестораны, музеи, национальные парки и т. п. Именно туроператор связывает производителя туристских услуг с потребителем: поставить в тур музей, заключить договор с гостиницей, выбрать ресторан, шоу - все это решает туроператор. Поэтому за туроператора идет борьба на туристском рынке.

Эту борьбу проиграли предприятия индустрии туризма в России. Отечественный туроператор теперь загружает не их, а зарубежные предприятия индустрии туризма. Почему? Достаточно просмотреть рекламу туров в каталогах ведущих туроператоров, чтобы убедиться, что пролет из Москвы до Анталии (Турция) и обратно обойдется дешевле, чем из Москвы до Сочи. Ладно бы на чужой авиалинии - родным «Аэрофлотом». Судя по стоимости туро-дня, в Тунисе, Турции, на Кипре, в Греции, Египте, Малайзии и Индонезии, а также в Испании, Франции и Италии туристские услуги не только не облагаются налогом на добавленную стоимость, но за ними стоят негосударственные корпоративные механизмы борьбы за клиента, на юридическом языке называемые пулом.

Когда одни конкуренты имеют такие преимущества перед другими - отечественными производителями туристских услуг, наше российское законодательство обязано по крайней мере уравнять шансы. Если вернем туроператора на отечественный рынок, значит, вернем в страну и туристов, и многие миллиарды долларов.

Для решения этой задачи необходимо сделать работу туроператора более выгодной на отечественном рынке, нежели на зарубежном. Например, только в этом случае туроператор может рассчитывать на снижение ставки налога на добавленную стоимость либо на получение некоторых корпоративных льгот, о которых скажем ниже.

Основание третье. Туризм относится к классу ресурсных отраслей. Это значит, что потребительская стоимость туристского продукта во многом определяется качеством рекреационных ресурсов. Итак, рента за качество ресурса, в нашем случае -туристская рента, которую осваивает производитель услуг не потому, что он больше и лучше работает, а потому, что ему повезло с местоположением и ресурсами.

Все едины во мнении, что с туристскими ресурсами России очень повезло - разнообразие и уникальность природных ландшафтов, великое культурное и духовное наследие, гостеприимство... В то же время рекреационные ресурсы страны не обустроены, слабо востребованы, к тому же и малодоступны для большей части населения.

Для решения этих проблем и целесообразно обратиться к механизму туристской ренты, которая имеет несколько составляющих. Ренту за качество рекреационного ресурса должен получить собственник ресурса и вложить ее целевым образом обратно в воспроизводство ресурса. Тем самым развивается ресурсный потенциал индустрии туризма. Такими собственниками выступают обычно субъекты Федерации и муниципалитеты. Но есть еще и составляющая по местоположению. Проведенные исследования (1973-1976 гг.) в рекреационной экспедиции Института географии РАН под руководством проф. В. С. Преображенского показали, что при схожих условиях отдыха москви-чи-дачесъемщики готовы платить владельцу в 3-4 раза больше, если место отдыха расположено ближе к месту жительства. Американский экономист Дж. Крамптон доказал, что туристская рента может быть описана как гравитационный феномен, т. е. рента, получаемая от рекреационного ресурса, прямо пропорциональна его качеству и обратно пропорциональна квадрату расстояния до основных центров спроса на него. Это значит, что пространственная составляющая туристской ренты на порядок важнее ее качественной составляющей. Кто же должен получить эту часть ренты? Представляется, что если сложно определить собственника ресурса местоположения, то лучше ренту местоположения социализировать, т. е. ввести понятие социальной туристской ренты, которую и следует отдать на развитие и стимулирование социального туризма.

Наши рекомендации