Рациональность и потребительское поведение
Государственное регулирование товарных рынков
Товар (в виде конкретного изделия, материала, услуги, идеи и др) – продукт труда, предназначенный для опред. потреб-лей, то есть изготовленный с целью продажи нуждающимся в нем.
Товарный рынок – рынки товаров потребительского и пр-венного назначения.
Российский опыт перехода к системе рыночных отношений и практика экономически развитых государств говорят о необходимости государственного регулирования рыночных отношений. Более сложный вопрос - это вопрос о пределах государственного вмешательства в деятельность рынка. Здесь существуют две концепции:
1. монитористская. Она исходит из минимального уровня государственного регулирования рыночных отношений.
2. кейнсианская Ее смысл состоит в том, что государство должно основательно регулировать рыночные отношения.
В настояще время страны о развитой рыночной экономикой в большей мере руководствуются второй концепцией. Однако общих критериев, устанавливающих предел государственного регулирования рынка, на сегодняшний день не существует. В каждой стране степень государственного регулирования определяется исходя из особенностей экономической системы.
М-ды гос. регул-я товарного обращения
1. правовые нормы;
гос-во разрабатывает и принимает законы, регулирующие права собственности, а также предпринимательскую деятельность, направленную на производство и реализацию доброкачественных товаров и услуг. Особое значение имеют спец. законодательные акты, обесп-щие равные возможности для соперничества на рынке. Сов-ть правил, обесп-х рыночную конкуренцию, получила назв-е антимонопольного (антитрестовского) законод-ва.
2. финансово-экономические рычаги;
В системе финансово-экономических рычагов одной из центр. проблем возд-я на рынок является гос. регулирование цен. Рыночная экономика предполагает свободу установления предприятиями цен на свои товары и услуги. Однако такая свобода относительна, поскольку законод-во о контроле над ценами обычно разрешает правительству издавать распоряжения о регулировании цен на некот. товары и услуги, имеющие особую соц. значимость (энергетические товары, медикаменты, и др.). Сложившаяся в настоящее время система регул-ия цен на сельскохоз-ую продукцию направлена на защиту интересов, как потребителей, так и производителей-фермеров. Свободное колебание цен на продукты питания допускается только в пределах «коридора» между верхним и нижним пределами. При этом верх. предел защищает интересы потребителя, а нижний призван сохранить гарантированный минимальный доход фермеру в условиях возможного понижения закупочных цен.
3. защита прав потребителей;
В целях предотвращения проникновения на рынок потенциально опасных для жизни и здоровья человека товаров существует система предварительного лицензирования производства и торговли отдельными видами товаров. Особое внимание уделяется организации гос.контроля за качеством товаров и услуг, их стандартизацией и сертификацией.
4. регулирование торговой практики.
законодательство в области торговой практики (сформировавшееся в развитых странах) преследует следующие основные цели:
1)предусматривать санкции в случаях нарушения правил торговли.
2)информировать предприятия о том, что запрещено.
3)стимулировать прогрессивное развитие предприятий торговли
и других отраслей товарного обращения.
Рациональность и потребительское поведение
Рациональное поведение отдельного человека или группы людей проявляется в их стремлении достичь максимальную полезность из потребления данного товара с учетом ограничений бюджета.
Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений.
Полезность какого-либо блага - его способность удовлетворять какие-либо потребности человека или общества.
Рассмотрим основные факторы потребительского выбора.
1. Потребительские предпочтения. Покупатель в своем выборе прежде всего опирается на собственные предпочтения, вкусы и желания,
2. Рациональность выбора. Потребитель на рынке стремится к покупке такого набора благ, полезность от потребления которых была бы максимальной.
3. Бюджетные ограничения. Доход всегда ограничен, а потребности человека имеют свойство бесконечного роста, поэтому покупатель вынужден ограничиваться в своих желаниях.
4. Относительность цен. На совершенном рынке непременным условием получения предпринимателем его прибыли являются цены на товары и услуги, установленные в результате соотношения спроса и предложения. Цены являются определяющим фактором осуществления потребительского выбора, поэтому также оказывают большое влияние на величину рыночного спроса. Особенно важна система относительных цен, иными словами, потребитель выберет из всех качественных товаров более дешевый, из однородных по цене – более качественный. Этим определяется рациональность потребителя, его желание осуществить максимально полезный выбор. Рациональный потребитель так управляет своими расходами на приобретение товаров и услуг, чтобы получить максимальное "удовлетворение", или максимальную полезность.
Полезность, заключенная в товарах и услугах, связана с качествами и характеристиками, позволяющими удовлетворить те или иные желания людей. К таким качествам могут быть отнесены здоровье, эстетическая красота или дизайн, легкость использования, долговечность, роскошь, комфорт и т.д. Наличие в полезности как объективных, так и субъективных качеств делает ее понятием относительным понятием, а не абсолютным.
Полезность товара может меняться в зависимости от времени и места. Тем не менее, несмотря на относительный характер полезности, экономисты всего мира стремились сопоставить полезности различных товаров и услуг, что привело к появлению двух теорий полезности:
1. Количественный подход и так называемая кардиналистская теория полезности. В рамках данной теории выдвигается гипотеза о возможности количественного соизмерения полезности различных благ и существовании функции полезности.
2. Порядковый подход и так называемая ординалистская теория полезности. В рамках этой теории предполагается возможность лишь ранжирования полезностей человека — от лучшей к худшей, и отказ от количественного соизмерения полезности благ. В основе анализа лежит набор некоторого числа исходных гипотез (аксиом), на основе которых строятся кривые безразличия и рассматривается оптимум потребителя.