Понятия, формы и методы конкуренции
Современный рынок являет собой сочетание конкурентных начал и монополистического производства. Конкуренция является движущей силой рыночной экономики, она создает условия для экономического развития общества.
Термин «конкуренция» происходит от лат. слова «concurere» –сталкиваться. Ее сущность проявляется в состязательности товаропроизводителей за наиболее выгодные сферы приложения капитала, поиск рынков сбыта готовой продукции, источников сырья.
Конкуренция является наиболее действенным элементом рыночного механизма хозяйствования, выражающимся в форме взаимодействия рыночных субъектов. Более того, с помощью конкуренции осуществляется регулирование пропорций общественного производства.
Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Различают ценовую, неценовую, совершенную, несовершенную, межотраслевую, отраслевую, прямую, косвенную конкуренцию, а так же конкуренцию продавцов и конкуренцию покупателей (рис. 1).
Рис. 1. Виды конкуренции
Ценовая конкуренция основана на использовании цен для вытеснения соперников. Если ставится цель завоевания рынка, то как правило, прибегают к снижению цен. В целях увеличения прибыли пользуются повышением цен. Этот вид конкуренции может быть прямым, когда покупатели через средства массовой информации, рекламу широко информируются о предстоящем снижении цен, и скрытым, когда на рынок выпускается новый товар с улучшенными потребительскими свойствами при сравнительно небольшом увеличении цены или без ее увеличения. Таким образом, ценовая конкуренция базируется на привлечении покупателей за счет разницы цен на товары, аналогичные по качеству товарам конкурентов. Она выгодна для покупателей и невыгодна для производителей. В результате ценовой конкуренции потребители могут купить товар по более низким ценам, производители же теряют часть прибыли в результате снижения цен.
Неценовая конкуренция – соперничество вне маневрирования ценами. Она ориентирована на удовлетворение потребительских запросов рынка и предполагает:
ü придание товару качественно новых свойств;
ü создание новой продукции для удовлетворения имеющихся потребностей;
ü создание новой продукции для удовлетворения не существовавших ранее потребностей;
ü умножение и улучшение услуг, сопутствующих реализации и потреблению товара (реклама, демонстрация, гарантийный ремонт).
Неценовая конкуренция в большинстве случаев связана с новой технологией и затрагивает в основном качество и ассортимент товара. Главным показателем качества товара является его новизна, оформление, уровень надежности, реклама, последующее гарантийное и послегарантийное обслуживание. При низком уровне надежности все остальные потребительские свойства теряют смысл.
Методы ценовой и неценовой конкуренции широко используются в рыночной практике. Среди них:
ü демпинговые цены – искусственно заниженные цены на товар, установленные ниже цены внутреннего рынка;
ü лимитные цены – верхний предел уровня цены на конкретный вид товара, устанавливаемые на основе предварительных данных в начале его разработки;
ü гибкие цены, применяемые в торговле с каждым в отдельности покупателем;
ü престижные цены, устанавливаемые для особо престижных товаров на высоком уровне;
ü цены лидера, являющиеся заведомо заниженными, вводимые для выделения данного товара в сознании массового покупателя с тем, чтобы завоевать лидерство в данном сегменте рынка;
ü цены проникновения на рынок – относительно низкие цены на товар, устанавливаемые в целях обеспечения роста объема продаж и предназначенные для захвата массового рынка.
Совершенная конкуренция – условия функционирования рынка, характеризующиеся наличием большого числа фирм, предлагающих однородную продукцию. Обязательным условием совершенной конкуренции является возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его. Здесь цена товара определяется в соответствии с рыночными законами, на основе спроса и предложения.
Несовершенная конкуренцияхарактеризуется таким положением на рынке, при котором возможны осложнения при вхождении и выходе из него, где ограничены доступ к информации, число продавцов или число покупателей. Товары, продаваемые в условиях несовершенной конкуренции, отличает дифференциация и специализация, уникальность. В связи с этим рыночные агенты могут оказывать влияние на масштабы производства и уровень цен. Несовершенная конкуренция – противоположный вариант совершенной конкуренции. Она возникает в условиях, когда ограниченное число предприятий способно предложить особый товар по существующей цене.
Совершенная конкуренция преобладала в рыночных условиях XIX в. В настоящее время для рынка характерна несовершенная конкуренция.
Конкуренция может проявляться в прямом и косвенном видах.
Прямая конкуренция отличается открытостью. Например, товаропроизводитель широко оповещает потребителей о снижении цен. В условиях открытой конкуренции часто встречается практика обмена информацией о ценах между предприятиями, выпускающими аналогичную продукцию.
В отличие от прямой косвенная конкуренция характеризуется скрытостью. Часто скрытая конкуренция отождествляется с недобросовестностью, поскольку использует методы нечестной конкурентной борьбы. Здесь правилом считается систематическое нарушение норм и правил сотрудничества принятого на рынке. В большинстве развитых стран скрытая конкуренция запрещена законодательно, однако в силу высокой нормы прибыли часты случаи нарушения нормативных актов со стороны отдельных предприятий.
В ходе отраслевой конкуренции соперничество протекает на основе сопоставления аналогичных товаров. Действия конкурентов происходят внутри отрасли и направлены на завоевание рынка за счет удешевления продукции, улучшения внешнего вида изделий, усиления рекламы.
В условиях межотраслевой конкуренции усилия переключаются на более выгодное вложение капитала. Борьба идет за занятие места и той отрасли, в которой обеспечивается высокая прибыль. Особое внимание обращается на вложения в новые перспективные отрасли.
Конкуренция продавцов представляет собой явление, связанное с избытком товара на рынке. В этом случае продавцы стремятся снизить цену, чтобы реализовать свой товар.
Конкуренция покупателей – это борьба за возможность приобрести конкретный товар. Она всегда возникает на рынке дефицитных благ, в результате чего цены на эти блага повышаются.
В рыночной экономике конкуренция выступает как двигатель экономического развития. Это главный механизм, побуждающий к непрерывному совершенствованию производства.