Тема 1. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА
Логика курса
А. Ответьте на следующие вопросы:
- В чем заключается содержание поведения потребителя и гипотеза его рациональности.
- Раскройте содержание категории «полезность». В чем состоят проблемы ее измерения?
- Сопоставьте кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый) подходы в теории потребительского выбора.
- Каковы инструменты ординалистского анализа потребительского выбора? В чем заключается экономический смысл кривой безразличия, линии бюджетного ограничения потребителя, равновесия потребителя?
- Сформулируйте и докажите условие равновесия потребителя методами ординалистской теории.
- Объясните в чем заключается реакция потребителя на изменение потребительского дохода и цены блага.
- Покажите в чем заключается практическая значимость кривых Энгеля.
- Выявите и обоснуйте действие эффектов замены и дохода для различных видов благ (субституты, комплиментарные и независимые блага). Дайте соответствующую графическую интерпретацию.
- Раскройте эволюцию теоретических концепций поведения потребителя в условиях неопределенности и риска.
Б.Каковы преимущества и недостатки количественного измерения полезности (кардиналистские теории полезности) и порядковой оценки полезности (ординалистские теории полезности)? Заполните таблицу:
Преимущества | Недостатки | |
Кардиналистский подход | ______________________ _____________________ ______________________ _____________________ ______________________ _____________________ | ______________________ _____________________ ______________________ _____________________ ______________________ _____________________ |
Ординалистский подход | ______________________ _____________________ ______________________ _____________________ ______________________ _____________________ | ______________________ _____________________ ______________________ _____________________ ______________________ _____________________ |
В.Постройте карты безразличия, описывающие предпочтения различных людей, некоторые сведения из жизни которых приведены ниже:
- девочка любит мороженое и шоколад, но может полностью отказаться от одного из этих благ в обмен на достаточно большое количество другого;
- мальчик очень любит художественные фильмы, а к мультфильмам совершенно равнодушен;
- студент любит хлеб и молоко, но для достижения определенного уровня полезности ему всегда нужно определенное минимальное количество и того и другого блага;
- инженер очень любит молоко и рыбу, но если он ест их вместе, у него всегда болит живот.
Тесты
тест | обоснование |
1.Рациональность состоит в том, что потребитель: а) стремится к получению максимального удовлетворения; б) стремится правильно определить цели своей деятельности; в) стремится не потреблять благ, вредящих здоровью. | |
2. Понятие «безразличность» в ординалистской теории полезности означает, что потребитель: а) вообще не может сравнить различные наборы товаров; б) не может сравнить наборы товаров, если не знает точно значений полезности каждого набора; в) проявляет безразличие в выборе между двумя наборами, имеющими товары-заменители и дополняющие товары; г) проявляет безразличие в выборе между двумя наборами, имеющими одинаковую полезность. | |
3. Полезность некоторого блага для потребителя состоит в том, что это благо: а) полезно для его здоровья; б) приносит ему определенное удовлетворение; в) позволяет избежать потребления некачественных продуктов; | |
4. Предельная полезность – это: а) максимальный уровень полезности, который хочет получить потребитель; б) полезность, которую потребитель получает от потребления дополнительной единицы блага; в) максимальная полезность, которую можно получить от потребления данного количества блага; г) максимальный уровень полезности, который можно достичь при расходовании данной суммы денег. | |
5. Кардинализм в отличие от ординализма: а) не требует сравнимости полезности различных благ; б) не требует измерения величины полезности; в) предполагает возможность определения количественной величины полезности. | |
6. Общая полезность – это: а) уровень полезности, достигаемый при потреблении всех частей блага; б) сумма полезностей всех возможных способов использования блага; в) уровень полезности, выше которого потребителю не позволяет подняться его доход; | |
7. Индивид потребляет 2 единицы блага. Предельная полезность второй единицы равна 5. Мы можем сказать о величине общей полезности, что она: а) равна 5; б) равна 10; в) больше 10; г) ничего не можем сказать, так как не знаем какова предельная полезность первой части. | |
8. Из ординалистского подхода в теории полезности следует: а) более высокий уровень полезности набора товаров означает его предпочтительность по сравнению с другими наборами товаров; б) более низкий уровень полезности набора товаров означает его предпочтительность по сравнению с другими наборами товаров; в) полезность и предпочтительность никак не связаны между собой. | |
9. Кривые безразличия – это кривые: а) равного количества двух товаров; б) равного уровня полезности наборов товаров; в) равного дохода потребителей; г) равенства цен двух товаров. | |
10. Закон убывающей предельной полезности означает: а) снижение предельной нормы замещения одного товара другим; б) снижение полезности каждой последующей единицы товара по мере увеличения общего объема закупок этого товара; в) приведенные выше ответы не верны (укажите правильный ответ). | |
11. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стремится максимизировать: а) разницу между общей и предельной полезностью; б) общую полезность; в) предельную полезность; г) каждую из перечисленных величин. | |
12. Бюджетная линия объединяет: а) наборы благ, имеющие для потребителя одинаковую полезность; б) наборы благ, требующие одинаковых затрат на приобретение; в) наборы благ, в которых реальный доход остается постоянным; г) наборы благ с постоянной предельной нормой замены. | |
13. Предположим, что потребительский выбор ограничивается двумя товарами. При каком допущении точка потребительского выбора лежит на бюджетной линии: а) отдельный потребитель не может повлиять на цены товаров; б) потребитель не может повлиять на величину своего дохода; в) потребитель тратит весь свой доход на покупку товара. | |
14. Точки пересечения бюджетной линии с осями координат характеризуются тем, что: а) находясь в них, потребитель тратит не весь свой доход; б) находясь в них, потребитель тратит весь свой доход на один из товаров; в) находясь в них, потребитель вообще ничего не тратит. | |
15. Если реальный доход потребителя возрастет, линия бюджетных ограничений: а) сместится влево; б) сместится вправо; в) изменится наклон бюджетной линии. | |
16. Если повышаются цены потребительских товаров: а) изменяется наклон кривой безразличия; б) снижаются реальные доходы потребителя; в) возрастают номинальные доходы потребителя. | |
17. Точка потребительского оптимума называется также точкой равновесия потребителя потому что: а) в этой точке потребитель не имеет стимулов для изменения соотношения товаров в потребительском выборе; б) в этой точке потребитель тратит весь свой доход; в) в этой точке потребитель не может повлиять на цену товаров; г) эта точка - точка касания бюджетной линии и кривой безразличия; | |
18. Бюджетная линия может касаться кривой безразличия в двух точках, если: а) введен потоварный налог на оба товара; б) введен потоварный налог на один из товаров; в) предусмотрена скидка с цены при больших объемах покупок на один из товаров; г) потребитель решает сберечь часть денег. | |
19. Потребительские предпочтения определяют: а) положение и наклон кривой безразличия; б) положение и наклон линии бюджетных ограничений; в) эффект дохода, эффект замены; | |
20. Кривая Энгеля показывает: а) как изменяется доля расходов на благо в бюджете потребителя; б) как изменяются абсолютные величины расходов на благо в бюджете потребителя; в) как должен изменяться доход, чтобы расходы на благо были постоянными; г) как зависит спрос на благо от изменения реального дохода потребителя. |
Задачи
1. Пепси-кола продается в магазине в полулитровых бутылках ценой 12 руб., литровых – ценой 20 руб. и двухлитровых – ценой 30 руб. Сколько и каких бутылок будет покупать в месяц школьник Сережа, если он готов потратить на пепси-колу 120 руб. и на эти деньги он хочет получить максимальное количество напитка?
2. На 2 товара – компакт-диски (рх = 100 руб.) и аудиокассеты (рy = 25 руб.) Влад тратит в год 1000 руб. Определить оптимальный выбор, если его функция полезности: 1) u = xy; 2) u = 2x2 + 3xy; 3) u = 3x4y.
3. Студент Дмитрий тратит в месяц 600 руб. на оплату Интернета и приобретение компакт-дисков. Компакт-диски стоят 60 руб., а час работы в Интернете 10 руб. при этой имеется альтернативная возможность разово заплатить 240 руб. и после этого весь месяц работать в Интернете за 5 руб./час. Построить множество покупательских возможностей Дмитрия. Определить оптимальный выбор, если функция полезности имеет вид u = xy, где х – число часов работы в Интернете, а y – число купленных компакт-дисков. Что изменится, если разовая оплата увеличится до 300 руб.? Если уменьшится до 120 руб.
4. компания, собираясь на шашлыки, планирует потратить на пиво (товар х) и мясо (товар y) не более 1100 руб. Мясо стоит 200 руб./кг. Цена пива составляет 25 руб. при покупке до 20 бутылок, 22 руб. – при покупке 20 и более бутылок, 20 руб. – при покупке 40 и более бутылок. Построить множество потребительских возможностей. Найти оптимальный выбор, если функция полезности имеет вид: 1) u = xy; 2) u = x2y.
5. Студент ежедневно получает от родителей 20 ден.ед. на еду и развлечения. Начертите его бюджетную линию для каждой из ситуаций, обозначая продукты питания на оси OY, а развлечение – на оси OX.
Цены единица продуктов питания Рп и единицы развлечений Рр равны:
1) Рп = 0,5 ден.ед., Рр = 0,5 ден.ед.
2) Рп = 0,5 ден.ед., Рр = 1,0 ден.ед.
3) Рп = 1,0 ден.ед., Рр = 0,5 ден.ед.
4) Рп = 0,4 ден.ед., Рр = 0,4 ден.ед.
Если доход студента увеличится на 25 ден.ед. в неделю, то как это отразится на положении бюджетных линий.
6. Потребитель может использовать некоторый продукт двумя способами. Общая полезность при использовании количества продукта каждым из способов представлена в табл. (функция TU1 TU2).
Количество продукта | TU1 | TU2 |
1) Как потребитель распределяет между способами продукт в количестве q, если он хочет получить максимальную суммарную полезность TU?
2) Что представляет собой функция суммарной полезности TU(q)?
7. Дана функция спроса на товар: Q(P) = 85 – 3P. Эффект замены при росте цены с 10 до 15 ден.ед. составил 9,5. найдите эффект дохода.
Эссе
1. Основополагающим принципом неоклассической теории поведения потребителя является принцип убывающей полезности. Как в свете этого положения вы можете объяснить проблему максимизации полезности.
2. В чем состоит преимущество кривых Энгеля перед кривыми безразличия в возможностях экономического анализа?
3. Каким образом индивидуальный и рыночный спрос на конкретное благо связан с его полезностью?
4. Теория поведения потребителя в условиях неопределенности берет свое начало из так называемого «Санкт-Петербургского парадокса», сформулированного Д.Бернулли. В чем суть этого «парадокса»?
5. Испытывает ли российский потребитель некоторые специфические риски? В чем они заключаются, каковы их причины и способы минимизации?