Теории капитала. формирование предпринимательского капитала

В разных экономических школах капитал трактуется по-разному. Но главными являются три направления: вещественная, или натуралистическая концепция; денежная, или монетаристская концепция; теория «человеческого капитала».

С точки зрения натуралистической концепции ка­питал - это либо средства производства, либо готовые товары, пред­назначенные для продажи. А. Смит трактует капитал как накопленный запас вещей. Д. Рикардо - как средства производства.В теории А. Маршалла капитал - это вещи, образующие предпо­сылки производства. Дж.Б. Кларк полагает, что капи­тал - это запас производительных благ,который наряду с трудом пред­ставляет собой извечное начало производства. П. Самуэльсон определяет капитал как производственное обо­рудование крупных фабрик, складов готовой продукции и полуфаб­рикатов. Профессор Колумбийского университета (США) Дьюи к капиталу относит все, что играет полезную роль в производстве:средства производства, полезные ископаемые, предметы потребле­ния, рабочую силу и т.д.

С точки зрения монетаристской теории, капи­тал - это деньги, приносящие процент. Абсолютизация денежной формы капитала ведет начало от мер­кантилизма. Но в XVIII-XIX вв. денежная концепция была оттесне­на на второй план интерпретациями капитала классической школой (натуралистическим направлением). Большое значение в возрождении интереса к кредиту и деньгам в роли капитала имела теория Д. Кейнса. В дальнейшем произо­шла дифференциация среди приверженцев Д. Кейнса. Большинство сторонников монетаризма в настоящее время исходят из того, что капитал - это деньги или их заменители - кредитные деньги. Одна­ко другие связывают капитал с получением дохода.

Теория «человеческого капитала» появилась в 60-е годы XX века в связи с возрастанием роли человеческого фактора в условиях НТР. Ее разработали представители неоклассического направления Г. Беккер, Дж. Минцер, Т. Шульц и другие. По их мнению, в произ­водстве взаимодействуют два фактора: «физический капитал», в кото­рый включаются средства производства, и «человеческий капитал», к которому относятся приобретенные знания, навыки, энергия.Вели­чина «человеческого капитала» оценивается потенциальным дохо­дом, который он способен приносить.

Наиболее объемное понимание капитала содержится в концепции К. Маркса. Он исследует, с одной стороны, сущность капитала, с другой - конкретные формы его проявления. Средства производства выступают как постоянный капитал: рабочая сила - как переменный; деньги - как денежный капитал; товары - как товарный капитал.

Однако ни деньги, ни средства производства, по его мнению, сами по себе капиталом не являются. Они превращаются в капитал тогда, когда используются для присвоения чужого неоплаченного труда. К. Маркс писал: «Хлопкопрядильная машина есть машина для прядения хлопка. Только при определенных отношенияхона стано­вится капиталом. Выхваченная из этих отношений она так же не является капиталом, как золото само по себе не является деньгами». Поэтому, во-первых, капитал - это не вещь, а определенное общест­венное отношение,которое представлено в вещи и придает этой вещи специфический общественный характер. Во-вторых, капитал можно понять лишь как постоянное движе­ниевсех его элементов. Только находясь в движении, деньги превра­щаются в капитал. В-третьих, капитал - это самовозрастающая стоимость,создава­емая наемным рабочим. Эти три момента характеризуют сущностноеопределение капи­тала.

Формирование предпринимательского капитала. Для организации предпринимательского бизнеса на его начальной стадии приходится осуществлять первоначальное вложение капитала. Выделяют стартовый капитал, представляющий собой сумму первоначального капитала и текущих расходов на начальной стадии производства. Стартовый первоначальный капитал расходуется на регистрацию предприятия, открытие банковского счета, покупку здания или права на его аренду, ремонт или перестройку здания, покупку машин, оборудования, приборов, патентов, лицензий. Текущие же расходы включают: покупку сырья и материалов, арендную плату, зарплату, отчисления в социальные фонды и пр.

Таким образом, стартовый капитал отражает потребность предпринимателя в основном и оборотном капитале, направляемом на покупку производственных фондов (основных и оборотных), зарплату и затраты по управлению и другие производственные и непроизводственные расходы.

Источники покрытия стартового капитала и пополнения средств предпринимателя могут быть как собственные (внутренние), так и заемные (внешние). Соотношение собственных и заемных источников средств определяется двумя видами факторов: 1)объективными - организационно-правовой формой предпринимательства, хозяйственной и рыночной конъюнктурой, состоянием и развитием национальной экономики, требованиями государственных регулирующих органов; 2)субъективными - предпринимательской способностью, положением и личными возможностями предпринимателя.

К собственным источникам относятся: прибыль от основной деятельности, прибыль от финансовых операций, другие виды доходов, уставной фонд, амортизационный фонд, задолженность покупателям за отгруженные товары, выручка от реализации выбывшего имущества, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и пр.

К заемным источникам относят: кредиты и ссуды, устойчивые пассивы и кредиторскую задолженность.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятий, когда образуется уставной капитал. Уставной капитал источник основных и оборотных средств фирмы, формируемый при ее организации. В свою очередь источники формирования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы предприятия. В качестве источников могут выступать: акционерный капитал, паевые взносы учредителей, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), бюджетные средства. Величина уставного капитала показывает размер тех денежных средств (основных и оборотных), которые инвестированы в процесс производства.

Внешнее финансирование может осуществляться путем получения займов или путем выпуска акций. Финансирование с помощью займов представляет собой метод финансирования с использованием ссудных инструментов на рынке ссудных капиталов.

Кредит - это форма движения ссудного капитала, т. е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду на условиях возвратности и прибыльности. В целом наличие кредита способствует непрерывности процесса производства, обеспечивает ускорение оборота капитала и увеличивает прибыль предпринимателя. Предприниматели чаще всего пользуются коммерческим и банковским кредитом. В зависимости от длительности пользования кредиты подразделяются на краткосрочные (возврат в течение года) и долгосрочные. Краткосрочные займы используются для покрытия ежедневных затрат по выплате зарплаты, покупке сырья или продаже готовых товаров.

Источниками долгосрочного финансирования служат: нераспределенная прибыль, продажа акций и облигаций и долгосрочные займы. Долгосрочные займы - это средства, которые будут использоваться больше года. Они применяются в основном при дорогостоящих покупках оборудования, зданий, развертывании большинства исследовательских работ. Наиболее часто встречается такой вид долгосрочного займа, как закладная, или кредит под обеспечение недвижимостью (землей, зданиями и пр.).

Многие крупные корпорации получают дополнительные средства за счет выпуска облигаций. Облигация - это ценная бумага, свидетельствующая о внесении ее владельцем определенной суммы денег, которая должна быть возвращена ему через определенный срок, и дающая право на получение процентов один или два раза в год. Выпуск облигаций более предпочтителен, чем банковский кредит, но проценты должны быть выше, чем в банке, иначе облигации не будут покупаться. Облигации корпораций представляют собой долговые расписки, продаваемые обычно по номиналу.

Акционерные общества используют такую форму привлечения общественного капитала, как выпуск акций. Акция - ценная бумага, свидетельствующая о внесении денежной суммы ее владельцем и дающая право на получение дивиденда, а также участие в управлении данной компанией. В отличие от держателей облигаций, которые являются кредиторами корпорации, акционеры являются ее собственниками. Это дает им возможность принимать участие в голосовании по выборам в совет директоров и распределении доходов.

Открытая подписка на акции имеет свои преимущества и свои недостатки. К преимуществам можно отнести: во-первых, способствует сбору средств. Полученные за счет продажи ценных бумаг средства могут быть использованы для расширения и модернизации производственных мощностей, погашения задолженности, диверсификации деятельности и других целей. Первичное размещение ценных бумаг способствует также успеху в будущей деятельности по мобилизации капитала: увеличение собственного капитала эмитента дает акционерной компании возможность привлекать заемный капитал на более выгодных условиях, облегчает доступ к рынкам ценных бумаг для дополнительного предложения акций или долговых обязательств; во-вторых, обеспечивает информацию для партнеров и клиентов; в-третьих, стимулирует персонал за счет продажи акций внутри фирмы; в-четвертых, создает возможность использования акций. К недостаткам следует отнести: потери в контроле и гибкости управления; расходы по выпуску и размещению акций; давление рынка (при изменении конъюнктуры); необходимость подбора компетентной команды для организации выпуска и размещения акций.

Финансирование корпораций посредством выпуска новых акций - самый дорогостоящий способ финансирования. Западные компании прибегают к нему в самом крайнем случае, если нет иной возможности привлечь капитал. Выпуская акции из-за недостатка средств, бизнесмен теряет пропорционально выпуску долю самостоятельности в управлении. Следует помнить, что чем больше используется различных источников финансирования, тем большие проблемы испытывает предприятие в своем росте.

КРУГООБОРОТ КАПИТАЛА.

Наши рекомендации