Российский стиль менеджмента
Российский стиль менеджмента можно определить только весьма условно, поскольку современная национальная концепция управления предприятиями фактически отсутствует. Те направления в научной организации трудового процесса и производственных отношений, которые развиваются в России, невозможно отнести ни к европейскому, ни к азиатскому стилю менеджмента. Пока они слишком разнообразны и далеки от единства и общности.
Теоретики организационных структур управления определяют российский бизнес последних десятилетий в большинстве своем как бизнес предпринимательский, характеризующийся поисками и реализацией новых возможностей.
Известны и такие определения российского стиля менеджмента, как «византийский стиль» - сплав европейских и азиатских традиций с клановым подходом, составляющим ближний круг менеджеров высшего звена, управляющих предприятием в атмосфере «доверия без посторонних». К основным недостаткам этого стиля следует отнести боязнь делегирования полномочий из-за недоверия к подчиненным и отсутствия навыков мотивирования персонала предприятия.
Многое в российском стиле менеджмента объясняется психологией российских предпринимателей и их персонала, которые определяют арсенал распространяющихся управленческих приемов. Формирующийся российский стиль менеджмента базируется на особенностях менталитета россиян, выработанного за многие столетия. К таким особенностям следует отнести:
- воспитанную десятилетиями советской власти склонность полагаться на государственную помощь и поддержку, а не на собственную инициативу;
- повышенную заинтересованность в усилении роли государства;
- отсутствие традиций к уважению законов и следованию их
предписаниям;
- несклонность к кропотливой, повседневной и регулярной работе, а предпочтение чередования бурной деятельности и последующего длительного покоя;
- склонность осуществлять широкомасштабные, уникальные проекты и участвовать в организации и координации огромных людских и материальных ресурсов;
- особую философию отношения к личной и государственной собственности.
Управление предприятиями в России определяется стадией развития бизнеса. Капитаны российского крупного бизнеса, имеют отличное образование и часто отличаются высоким уровнем культуры. Они соответствуют понятию «лидер» как человек, играющий в коллективе ключевую роль в направлениях, контроле и изменении деятельности других членов коллектива для достижения общих для предприятия целей. Часто у руководителей передовых российских предприятий за спиной красный диплом, ученая степень, владение иностранным языком. Они понимают логику функционирования предприятия, основных тенденций его развития, профессионально используют концепции маркетинга, создают глобальные сбытовые сети. Наиболее инициативные из них создают зарубежные филиалы своих компаний, что позволяет предприятиям устойчиво работать при колебаниях конъюнктуры на отдельных региональных и мировых рынках. Для мировых рынков ориентированных на экспорт предприятий создаются логистические схемы товаропотоков с целью обеспечения поставок покупателям продукции в оговоренные контрактами сроки. Передовые менеджеры понимают, что конкурентоспособными в настоящее время могут быть только предприятия, занимающие значительную долю мирового рынка.
Среди российских менеджеров высокого класса до сих пор фигурируют выходцы из советской хозяйственной элиты, которые завоевали заслуженный авторитет в своих отраслях и добились международного признания. Они руководят четко структурированными промышленными корпорациями, в которых все функции разграничены. Обычный недостаток таких руководителей - сосредоточенность только на объемах выпущенной продукции надлежащего качества с минимальными издержками производства. Они недооценивают мероприятия, обеспечивающие доступ на мировые финансовые рынки, слабо ориентируются в стоимости капитала. Они не стремятся сделать бизнес своих предприятий понятным и предсказуемым для зарубежных инвесторов и финансовых институтов.
Все более важную роль в российском бизнесе играют молодые, не обремененные марксистскими принципами примата производства профессиональные менеджеры. Они получили образование в высших школах и на факультетах бизнеса, маркетинга, менеджмента, МВА. Их сильная черта - деловая политкорректность, корпоративная солидарность, поиски эффективности во всех составляющих бизнеса, обостренный вкус к предпринимательской агрессии, способность осваивать новые рынки, захватывать новые активы в процессе передела собственности.
Наиболее близок к западному стиль менеджмента российских компаний, разметающих свои акции на фондовых рынках. Для привлечения инвесторов они вводят на своих предприятиях международные стандарты финансовой отчетности. Во многих компаниях работают высококвалифицированные иностранные менеджеры, знающие современные технологии и способные вывести компании на западные рынки. Их нанимают для работы на международных рынках и для развития деловых отношений с другими государствами и международными организациями. Иностранцы входят в советы директоров крупнейших российских компаний в нефтяной отрасли, металлургии, машиностроении и др. Например, по состоянию на 2006 г. президентом и главным управляющим компании «ТНК-ВР» работает Р. Дадли, членом совета директоров «ЛУКойл» - К. Мейерс, главным управляющим директором «Альфа-банка» - П. Шмида, заместителем главы «Северсталь Групп» - Г. Мэйсон, заместителем главы ГМК «Норильский Никель» - Р. Таваколиан.
К общим недостаткам стиля менеджмента как выходцев из советской хозяйственной элиты, так и молодых менеджеров постсоветской эпохи относятся:
1. Все еще сохраняющаяся авторитарная система управления персоналом, заключающаяся в главенстве лидеров-одиночек, которые своим энтузиазмом, силой воли и предпринимательским талантом развивают деятельность крупных предприятий. Они убеждены, что при отсутствии единовластия корпорация неконкурентоспособна, и не верят в созидательную силу подчиненных, основываясь на убеждении, что «в большинстве своем человек немножко ленив, немножко глуповат и его необходимо мотивировать и контролировать». Они еще не достигли усвоенного большинством успешных западных менеджеров понимания, что успех крупного предприятия достигается творческим началом, профессионализмом и инициативой сотрудников. В основе этой концепции глубокое убеждение, что человек - существо положительное, стремящееся развиваться и что корпоративные формы управления с коллективом единомышленников во главе предприятия - наиболее эффективный фактор успешного функционирования любой фирмы.
2. Во многих случаях российскими предприятиями руководят менеджеры - собственники, владельцы предприятий. Подобная ситуация влечет за собой ряд отрицательных моментов в организационной схеме фирмы и ее стратегии. В частности, менеджер-владелец, обладающий контрольным пакетом акций, не допускает объективного контроля за деятельностью своего предприятия со стороны рядовых акционеров, совета директоров, общественных организаций. В то же время очевидно, что один человек не способен эффективно управлять крупной корпорацией. Он не заинтересован в обеспечении прозрачности, открытости для общества всех действий и операций своей компании.
3. Для привлечения инвесторов необходимо регулярно выплачивать дивиденды миноритариям, вводить в советы директоров авторитетных специалистов из других организаций, принимать меры для роста капитализации компании, который невозможен без прозрачности деятельности компании и ее привлекательности для акционеров.
Без выполнения этих условий владелец компании лишен возможности привлечения средств с рынка капиталов, для участия в котором необходима ясность и предсказуемость будущего компании для зарубежных инвесторов и финансовых институтов. Практика успешно функционирующих компаний показывает, что без масштабных инвестиций в модернизацию производственных мощностей и технологий для предприятия нет будущего.
4. Часто встречающаяся неспособность руководителей делегировать полномочия и ответственность подчиненным. Этим во многом объясняется «проблема центробежных сил», когда менеджеры среднего звена, разочарованные недоверием начальства и отсутствием возможности самостоятельно решать оперативные вопросы, покидают
компанию. Предусмотрительные руководители, понимающие, что
менеджмент - это прежде всего общение с людьми, создают условия
для удержания лучших сотрудников. Чтобы предотвратить отток квалифицированных кадров, опытные руководители предоставляют наиболее способным и ценным для компании менеджерам среднего звена такие привелегии, как менеджерский пакет акций, бонусы и заверения в перспективах карьерного роста.
5. В условиях широко распространенной коррупции руководителям
предприятий приходится много сил и средств расходовать на взаимодействие с административными органами на местном, региональном и федеральном уровнях. Крупные корпорации активно создают свои лобби в правительстве, выдвигают своих губернаторов и мэров.
6. Недостатки в нормативной правовой базе, слабо развитая банковская система и недисциплинированность в выполнении контрактных обязательств приводят к непомерному росту компаний путем организации холдингов и вертикально интегрированных структур с целью перераспределения товарных и денежных ресурсов внутри фирмы. Такие громоздкие вертикально интегрированные структуры, являющиеся следствием недоверия к поставщикам и финансовым институтам, ограничивают самостоятельность и инициативу мелких и средних предприятий, сужают возможности свободного конкурентного рынка. Кроме того, по мнению ряда лидеров российского менеджмента, корпорации теряют эффективность, если численность персонала превышает несколько десятков тысяч человек.
7. Основной источник инвестиционных средств многих российских компаний - выручка от реализации своей продукции. В то же время внешнее финансирование за счет привлечения средств с рынка капитала недостаточно распространено. В этих условиях для руководства компаний получение сверхприбыли рассматривается как основной показатель успеха предприятия. В XXI в. успешное функционирование компании может быть обеспечено только при условии выполнения комплекса показателей, включающих решение экологических проблем, инноваций, социальной ответственности. Дальновидные руководители понимают, что только сотрудники, работающие в нормальных условиях, получающие достойную заработную плату, обеспечивают высокопроизводительные результаты труда.
Скоропалительное принятие решений без научно обоснованной
последовательности, которая предусматривает: глубокое исследование проблем, их гласное обсуждение, нахождение компромиссов. Недостатком является также принятие новых решений без должного выполнения ранее принятых.
8. Некоторые из управленцев, воспитанных в советскую эпоху, как
руководители промышленных предприятий с трудом ориентируются в
современных методах руководства предприятиями, плохо представляют современные структуры организации развития дилерской сети,
филиалов и т. д. Вступив в рыночную систему хозяйства, они ощутили
себя диктаторами, свободными от выполнения требований законов о
труде, которые, кстати, пока еще не соответствуют современному состоянию российской экономики.
Руководители такого типа обвиняют в своих проблемах либо внешние факторы - высокие цены на исходные материалы и энергоносители, налоги, темпы инфляции, экономическую и политическую нестабильность, либо внутреннюю среду предприятия — нехватку финансовых ресурсов, устаревшее оборудование и технологии, неэффективную организацию труда. Их действительные проблемы - плохое знание рынка, низкая конкурентоспособность продукции, низкая квалификация их самих и персонала, неумение сотрудничать с финансовыми организациями.
Проблемы преодоления недостатков российского менеджмента полезно сопоставить с проблемами, стоящими перед менеджментом других стран и континентов в первом десятилетии XXI в. По заключению экспертов Международного института развития менеджмента (Швейцария), основные трудности для менеджеров США - нехватка квалифицированных кадров и сохранение своей доли на рынке. Для менеджеров стран - членов ЕС первостепенные проблемы - консолидация рынка и ускорение принятия решений в условиях расширения Европейского союза. В Азиатско-Тихоокеанском регионе менеджеров больше всего беспокоит усиление конкуренции на большинстве рынков товаров и услуг, что связано с интенсивной интеграцией этого региона в мировую экономику.
В последние годы на территории России активизируют свою деятельность иностранные компании. Чаще всего они предпочитают полное владение или обладание контрольным пакетом акций на своих предприятиях в России. Там они внедряют свою систему менеджмента, для которой характерны следующие черты:
- агрессивная маркетинговая политика с расчетом на расширение
бизнеса в российских регионах и развитием дилерских сетей;
- ориентация на удовлетворение потребностей широкого круга потребителей — от весьма состоятельных до покупателей со скромным достатком;
- широкий ассортимент предлагаемых покупателям товаров и услуг с учетом традиционных вкусов российских потребителей;
- организация в России производства комплектующих компонентов как для местного, так и для европейского рынка;
- широкое использование местного персонала, включая ключевые
посты, с выплатой более высокой заработной платы, чем средняя на
российских предприятиях.
1) Положительный опыт ряда российских промышленных предприятий показывает резкое повышение эффективности производства, когда его руководителем становится грамотный экономист.
К особенностям российского стиля менеджмента следует отнести и систему управления на ряде мелких и средних предприятий, владельцы которых, быстро нажившие капитал далеко не всегда законными способами, ставят целью ускоренное получение прибыли и не принимают во внимание длительные перспективы развития предприятий. Они не заботятся о моральном климате в коллективе, подчас грубы с подчиненными. Например, открыть дверь в комнату подчиненных ударом ноги со всей широтой русской натуры считается у них обычным делом. Такие жесты, конечно, не входят в рамки ни европейского, ни азиатского стиля менеджмента.
Менеджмент - это в первую очередь умение общаться с людьми и вдохновлять их на достижение общих целей предприятия. Поэтому такие управленческие промахи, как пренебрежительное отношение к персоналу и стремление к получению сиюминутной прибыли, лишают предприятие перспектив стабильного развития и закрепления своей доли на рынке.
Чаще всего управление бизнес-элитой страны крупными холдингами и предприятиями, имеющими широкие международные связи, приобретает черты западного стиля менеджмента и отражает современный характер национальной экономики. Их менеджеры видят, что корень проблем — в формировании мотивации, заинтересованности в развитии инновационного потенциала, разработке научно обоснованной стратегии предприятия, эффективной организационной структуры, активном национальном и международном маркетинге.
Примером предприятия с западным стилем управления в России может служить деятельность российско-британского предприятия «КомиАрктикОйл» в 90-е гг. прошлого века. Учредителями этого предприятия были компания «Бритиш Гэс» (Великобритания) и предприятие «Коминефть» (Россия). «КомиАрктикОйл» управлялась командой российских и английских менеджеров европейского уровня со следующими принципами управления: стратегия на основе современного маркетинга, жесткое отслеживание денежных потоков, быстрое и адекватное реагирование на внешние изменения рынка.
Многое в российском стиле менеджмента зависит от национальных, исторических и культурных особенностей районов и территорий России.
5.