Основные цели и задачи настоящего пособия
Сегодня существует не так много специальностей высшего образования, по которым не выполняются дипломные работы или проекты. Всегда считалось, что написание дипломной работы должно завершать процесс обучения и является своеобразным способом интегральной оценки профессиональных качеств выпускника вуза. Если проведение государственного комплексного экзамена преследует цель выявить уровень его знаний по отдельным дисциплинам, относящимся к его профессиональной области деятельности, то цель дипломной работы заключается в оценке способности выпускника к решению некоторой профессиональной задачи и публичной защите им своих результатов работы перед Государственной аттестационной комиссией.
Это некоторая преамбула, а реально к разработке такого пособия нас побудило предшествующее ей изучение тенденций и качества выполнения дипломных работ в различных вузах Москвы и, в том числе, в Институте безопасности бизнеса Московского энергетического института (Технического университета). К сожалению, качество выполнения дипломных работ снижается с каждым годом, независимо от вуза. Причин этому несколько.
Первая причина связана с развитием сети Интернет и появлением систем электронной коммерции, что породило у многих студентов состояние уверенности в кажущейся простоте не только добывания информации для рефератов, курсовых и дипломных работ, но и их компиляцию[1] на основе готовых работ. Хочется отметить, что явление компиляции характерно в большей степени только для стран СНГ. На Западе и, особенно в США, это явление преследуется на государственном уровне, законодательно, а также противоречит этическим нормам, существующим в образовательных системах. Например, учащийся колледжа в США может быть исключен за представленный в реферате фрагмент компилированного материала. По нашему глубокому убеждению, борьба с компиляцией является государственной задачей, так как распространение явления компиляции ведет ни много не мало к интеллектуальному вырождению нации.
Очень настораживает «подталкивание» учащихся и студентов со стороны некоторых граждан к использованию при отчетности в учебном заведении предлагаемых в Интернет на платной основе готовых рефератов и дипломных работ, самостоятельное выполнение которых обучаемыми предусмотрено государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами.
Сегодня в русскоязычном Интернет существуют не менее трехсот ссылок на сайты, в которых предлагаются готовые или выполняемые под заказ работы практически по любой специальности. Характерно, что формально компиляция представляет собой деяние, при котором нарушаются авторские права на интеллектуальную собственность. Однако, чаще всего сами авторы продают или просто распространяют в Интернет свою собственность, не особо заботясь о последствиях. Качество этих работ невысокое, так как в них отражается, чаще всего, лишь формальная сторона рассматриваемых вопросов вместо их анализа и исследования темы, не затрагивая ее сущность. Ранее, когда уровень развития информационно-коммуникационных технологий был значительно ниже, основные усилия студенты тратили на добывание информации из литературных источников, их анализ и обобщение. Кстати, компилированные работы, как правило, достаточно легко распознаются по обильному, но труднодоступному для студентов материалу аналитического обзора. Нам приходилось видеть дипломные работы, в которых студентом предпринималась попытка, при анализе маркетинговых стратегий фирмы Adidas весьма подробно, на 40-50 страницах, описывать нравоучительные истории из жизни семьи основателя этой фирмы, начиная с 1900 года до наших времен.
Вторая причина связана с первой и заключается в неготовности сегодня системы высшего образования России к эффективному использованию современных информационных технологий во всех составляющих образовательного процесса, складывающаяся из неготовности руководства системы и профессорско-преподавательского состава к работе с новыми информационными технологиями.
В результате этого тормозится развитие форм общения между руководством Минобразования РФ, ППС и студенческим контингентом, а также внутри этих групп участников образовательного процесса. Соответственно не используются новые возможности для совершенствования форм и критериев оценки знаний студентов и качества выполненных ими работ.
Третья причина, на наш взгляд, заключается в несовершенстве образовательных стандартов, которые в принципе не гарантируют качества выпускаемых специалистов и не отражают современные международные требования к выпускникам вузов. Сегодня, в заложенных в этих стандартах моделях профессиональной деятельности специалистов, практически отсутствуют такие важные требования к выпускникам как умение выполнять аналитические исследования в области профессиональной деятельности, решать новые, ранее не рассматривающиеся в учебном процессе задачи, ориентироваться в неожиданных ситуациях, предлагать, обосновывать и отстаивать свои решения. На научной конференции «Качество, безопасность и диагностика в информационном обществе» (КБД-2007) в г. Адлере в 2007 году представителями крупных компаний в сфере информационно-коммуникационных технологий отмечалось отсутствие у выпускников большинства ведущих вузов Москвы системного, структурного и аналитического мышления. Это обстоятельство приводит к невостребованности выпускников и невозможности последующей их профессиональной переориентации.
Конечно, сегодня мы не в состоянии в полной мере перестроить направленность учебного процесса на формирование этих качеств у студентов из-за жестких требований Государственных образовательных стандартов. Однако, на этапе выполнения дипломных работ, мы можем, в некоторой степени, сформировать у наших выпускников те качества, которые сегодня более всего ценятся в обществе. Таким образом, целями настоящего методического пособия являются:
1. Разработка требований к тематике дипломных работ и их содержанию, которые учитывали бы современный уровень развития ИКТ и смещали акценты в сторону аналитической профессиональной деятельности и синтеза новых решений и проектов.
2. Демонстрация на конкретных примерах применения методов решения некоторых научных задач.
3. Разработка регламентов выполнения и контроля качества дипломных работ начиная с этапа выбора темы до защиты перед ГАК, для снижения вероятности компиляции при написании работ.
Основная задача настоящего пособия – создание таких методических основ выполнения дипломных работ, которые в условиях развитых информационно-коммуникационных технологий, позволили бы исключить или хотя бы значительно снизить увлечение студентов возможностью использования в дипломных работах компилированного материала.