Ii. организационно-методические рекомендации

Кафедра экономической теории

  УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры (протокол от «28» августа 2013г. № 1)  

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по преподаванию дисциплины

МИКРОЭКОНОМИКА

Направление подготовки: 080100.62 «Экономика»

Профили подготовки: «Экономика предприятий и организаций таможня)», «Мировая экономика»

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Москва

I. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

Номер темы по тематическому плану рабочей программы учебной дисциплины Вид учебного занятия. Форма промежуточного контроля Количество часов   Тема и учебные вопросы занятия Применяемые средства обучения  
 
 
3 семестр  
1.1 Лекция 1 Тема лекции «Предмет и метод экономической теории» 1. Развитие предмета экономической теории. Функции экономической теории. 2. Методы экономической теории. Потоки и запасы, номинальные и реальные величины. 3. Экономическая теория в системе экономических наук. Microsoft Power Point    
1.2 Лекция 2 Тема лекции «Предмет и метод экономической теории » 1. Экономические ресурсы и факторы производства. Ограниченность и редкость. 2. Альтернативные издержки и кривая производственных возможностей. Проблема выбора оптимального решения.   Microsoft Power Point    
1.1 Семинар 1     Семинар 2 16.09.14         Тема семинара «Предмет и метод экономической теории » 1. Зарождение и развитие экономической науки. Основные школы. 2. Предмет экономической теории. Экономические категории и законы. 3. Характеристика методов экономической теории. 4. Микро- и макроэкономика. Нормативная и позитивная экономическая теория.   Тема семинара «Предмет и метод экономической теории» 1. Экономические блага и их классификация. Потребности. 2. Характеристика экономических ресурсов и факторов производства. 3. Кривая трансформации и проблема выбора. Microsoft Power Point     Microsoft Power Point    
1.2 Лекция 3     Лекция 4     Лекция 5   Тема лекции «Институциональные аспекты функционирования рыночной экономики» 1. Понятие и типология экономических систем . 2. Формы общественного хозяйства. Натуральное и товарное хозяйство. 3. Товар и его свойства. Цена. Конкуренция. 4. Деньги. Функции денег. Виды денег.   Тема лекции «Институциональные аспекты функционирования рыночной экономики» 1. Рынок, его структура и инфраструктура. Субъекты и объекты рынка. 2. Собственность. Формы собственности. Пучок прав собственности. Спецификация права собственности.   Тема лекции «Институциональные аспекты функционирования рыночной экономики» 1. Рынок и государство. Основные институты. 2. Модели рынка. Социальное рыночное хозяйство. Переходная экономика. Microsoft Power Point     Microsoft Power Point     Microsoft Power Point    
1.2 Семинар 3 23.09.14     Семинар 4 30.09.14     Тема семинара «Институциональные аспекты функционирования рыночной экономики 1. Промышленное развитие и типы экономики. 2. Натуральное хозяйство. Развитие товарного производства. 3. Товар и деньги как экономические категории.   Тема семинара «Институциональные аспекты функционирования рыночной экономики » 1. Понятие «рынок». Субъекты и объекты рыночных отношений. 2.Система отношений собственности. Формы собственности. Национализация, Приватизация. 3. Права собственности. Спецификация и размывание прав собственности. 4. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику. Модели рынка. Переходная экономика. Microsoft Power Point   Microsoft Power Point    
1.3 Лекция 6   Лекция 7 Тема лекции « Спрос, предложение. рыночное равновесие» 1. Спрос. Функция и графическая модель спроса. Неценовые детерминанты спроса. 2. Предложение. Функция и графическая модель предложения. Неценовые детерминанты предложения. 3. Равновесие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Избыток и дефицит товаров на рынке.   Тема лекции « Спрос, предложение. рыночное равновесие» 1. Понятие эластичности. Эластичность спроса. Измерение эластичности. Виды эластичности спроса. 2. Эластичность предложения. Факторы эластичности предложения. Виды эластичности предложения 3. Прикладное значение теории эластичности. Microsoft Power Point   Microsoft Power Point    
1.2 Семинар 5 07.10.14   Практическое занятие 6 14.10.14     Практическое занятие 7 14.10.14   Тема семинара «Спрос, предложение. рыночное равновесие » 1. Понятие спроса. Математическая и графическая модели спроса. Сдвиги кривой спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. 2. Понятие предложения. Математическая и графическая модели предложения. Сдвиги кривой предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.   Тема практического занятия «Спрос, предложение, рыночное равновесие » 1. Рыночное равновесие. Равновесная цена, Равновесные объемы производства. Излишки производителя и потребителя. 2. Устойчивость и динамика рыночного равновесия. Модели равновесия.   Тема практического занятия 1. Эластичность спроса и ее виды. Расчет эластичности. Товары нормальные и низкокачественные. 2. Эластичное и неэластичное предложение. Факторы эластичности. 3. Рыночный механизм и контроль над ценами. Влияние на равновесную цену. Microsoft Power Point     Microsoft Power Point   Microsoft Power Point    
1.3 Лекция 8   Тема лекции «Основы теории поведения потребителя» 1. Понятие полезности товара. Выбор потребителя. 2. Кардиналистская теория полезности. Общая и предельная полезность. 3. Ординалистская теория полезности. Кривые безразличия и бюджетные ограничения. 4. Принцип максимизации полезности. Кривая Энгеля. Кривая «доход-потребление». Microsoft Power Point    
1.3 Семинар 8 21.10.14   Практическое занятие 9 28.10.14   Тема семинара «Основы теории поведения потребителя » 1. Потребительский выбор и его особенности. 2. Кардинализм: функция полезности, общая и предельная полезность. Равновесие потребителя.   Тема практического занятия «Основы теории поведения потребителя » 1. Ординализм: Кривая безразличия, бюджетное ограничение. 2. Влияние изменения дохода на выбор потребителя. Кривые « доход-потребление» и «цена-потребление» 3. Эффект дохода. Эффект замещения.   Microsoft Power Point   Microsoft Power Point    
  1.4 Лекция 9   Лекция 10   Лекция 11     Тема лекции «Производство и издержки» 1. Факторы производства и производственная функция. 2. Производственная функция в краткосрочном периоде. Общий, средний, предельный продукт. Закон убывающей производительности. 3. Производственная функция в долгосрочном периоде. Изокванта. Изокоста. Эффект масштаба. Тема лекции «Производство и издержки» 1. Природа фирмы как рыночного института. 2. Основные формы деловых предприятий в мировой и российской практике. 3. Роль предприятий в экономике.   Тема лекции «Производство и издержки» 1. Издержки производства и прибыль. 2. Виды издержек производства. 3. Пути минимизации издержек производства. Microsoft Power Point   Microsoft Power Point   Microsoft Power Point    
1.3 Семинар 10 04.11.14   Практическое занятие 11 11.11.14   Тема семинара «Производство и издержки» 1. Краткосрочный и долгосрочный периоды. 2. Производственная функция в краткосрочном периоде. Общий, средний, предельный продукт. Закон убывающей производительности. 3. Производственная функция в долгосрочном периоде. Изокванта. Изокоста. Эффект масштаба производства. 4. Предельная норма технологического замещения   Тема практического занятия «Производство и издержки» 1. Экономическая природа фирмы. Классификация фирм. 2. Слияния и поглощения. Интеграция. Франчайзинг. 3. Издержки производства, их веды и необходимость минимизации. Microsoft Power Point   Microsoft Power Point    
1.5 Лекция 12   Лекция 13   Тема лекции «Совершенная конкуренция» 1. Конкуренция и ее виды. Типы рыночных структур. 2. Общий, средний и предельный доход фирмы. Определение объема выпуска конкурентной фирмы. 3. Принцип максимизации прибыли.   Тема лекции «Совершенная конкуренция» 1. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. 2. Выбор объема производства фирмой в долгосрочном периоде. Рыночное (отраслевое) предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Microsoft Power Point   Microsoft Power Point    
1.4 Семинар 12 18.11.14     Практическое занятие 13 25.11.14   Тема семинара «Совершенная конкуренция» 1. Совершенная конкуренция. Спрос на продукцию конкурентной фирмы, отрасли. 2. Общий, средний и предельный доход фирмы. Определение объема выпуска конкурентной фирмы. 3. Предельный анализ максимизации прибыли. Тема практического занятия «Совершенная конкуренция» 1. Определение оптимального объема выпуска: получение экономической прибыли, минимизация потерь при убыточности выпуска, условия прекращения выпуска. 2. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде. Парадокс прибыли. 3. Совершенная конкуренция и социально-экономическая эффективность. Microsoft Power Point     Microsoft Power Point    
2.1 Лекция 14     Лекция 15 Тема лекции «Несовершенная конкуренция. Монополия» 1.Понятие несовершенной конкуренции. 2.Пределы роста волового дохода. 3. Правило равенства предельных издержек и предельного дохода (MC=MR).   Тема лекции «Несовершенная конкуренция. Монополия» 1. Монополия. Чистая монополия. 2. Рыночное равновесие в условиях монополии. 3. Социально-экономические последствия монополии. Microsoft Power Point     Microsoft Power Point    
1.5 Семинар 14 02.12.14     Практическое занятие 15 09.12.14 Тема семинара «Несовершенная конкуренция. Монополия » 1. Предпосылки несовершенной конкуренции. Критерий несовершенной конкуренции. 2. Основные черты монополии. Определение цены и объема производства. Тема практического занятия «Несовершенная конкуренция. Монополия » 1. Последствия деятельности монополий: Х-неэффективность, ценовая дискриминация. Степени ценовой дискриминации. 2. Монопольная власть. Индекс Лернера. Оценка степени концентрации в отрасли, индекс Херфиндаля-Хиршмана. Microsoft Power Point   Microsoft Power Point    
2.2 Лекция 16   Лекция 17   Лекция 18 Тема лекции «Олигополия и монополистическая конкуренция» 1. Олигополия. Рынок в условиях олигополии. 2. Модели олигополии. 3. Особенности ценообразования в условиях олигополии. Тема лекции «Олигополия и монополистическая конкуренция» 1. Монополистическая конкуренция, ее признаки. 2. Определение цены и объемов производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.   Тема лекции «Олигополия и монополистическая конкуренция» 1. Необходимость антимонопольной политики. 2. Регулирование деятельности естественных монополий. 3. Проблема монополизации российского рынка. Microsoft Power Point   Microsoft Power Point   Microsoft Power Point    
2.1 Семинар 16 16.12.14   Практическое занятие 17 23.12.14   Практическое занятие 18 23.12.14   Тема семинара «Олигополия и монополистическая конкуренция » 1. Характерные черты олигополистического рынка. 2. Виды олигополистических объединений. 3. Особенности ценообразования в условиях олигополии. Тема практического занятия «Олигополия и монополистическая конкуренция » 1. Основные признаки монополистической конкуренции. 2. Издержки и эффективность монополистической конкуренции. 3. Общеэкономическое значение рекламы.   Тема практического занятия «Олигополия и монополистическая конкуренция » 1. Сущность и значение антимонопольной политики государства. 2. Антимонопольное регулирование российской экономики. 3. Проблема монополизации российского рынка. Microsoft Power Point     Microsoft Power Point     Microsoft Power Point    
  Курсовая работа   Согласно примерной тематике    
  Экзамен        

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Наши рекомендации