Особенности рынка товаров производственного назначения

Рынок товаров промышленного назначения характеризуется участием в нем предприятий и организаций, покупающих товары для последующего их использования в производстве различных товаров и услуг. Особенность таких рынков — осуществление на них преимущественно крупных сделок по приобретению значи­тельных объемов сырья, материалов, комплектующих изделий для последующего производства товаров и изделий.

Это предопределяет их отличительные особенности от рынков потребительских товаров. Субъектами рынков товаров промыш­ленного назначения обычно являются крупные предприятия, осу­ществляющие немногочисленные, но крупные сделки с покупа­телями. Спрос на этих рынках определяется спросом на потреби­тельские товары. По своему характеру спрос на промышленные товары неэластичен, поскольку колебания цен на товары промыш­ленного назначения не оказывает заметного влияния на величи­ну спроса.

Величина спроса на промышленные товары меняется более быстрыми темпами по сравнению со спросом на потребительские товары под влиянием экономической конъюнктуры рынка. По­этому повышение или понижение цены обычно не вызывает со­ответствующего роста объема продаж и в основном определяется потребностями производственного процесса.

Снижение цен на промышленные товары не вызывает соответ­ствующего увеличения роста продаж, как это происходит при сни­жении цен на товары потребительского назначения. Более того, низкие цены на промышленные товары вызывают у покупателей сомнение в качестве таких товаров.

На величину спроса определенное влияние оказывают поставки в установленные сроки и формы расчета с поставщиками. Спрос на промышленные товары характеризуется совмещенностью то­варов, когда покупка одного изделия вызывает необходимость приобретения другого. Так, изготовление машин и агрегатов тре­бует приобретения множества комплектующих товаров, необхо­димых для изготовления более сложного товара.

Рынок спроса промышленных товаров характеризуется боль­шим количеством покупателей, принимающих решение о покуп­ке товара. И чем сложнее товар, тем большее количество участ­ников привлекают для окончательного принятия решения о по­купке. В этих случаях могут создаваться закупочные комитеты с участием технических экспертов и руководителей предприятия.

Сопоставление рынков промышленных и продовольственных товаров с учетом особенностей каждого из них приведено в табл. 2.1.

Таблица 2.1 Сравнительные характеристики рынков

Фактор Рынок
промышленных товаров продовольственных товаров
1. Количество покупателей Ограниченное количе­ство покупателей Большое количество покупателей
2. Покупательские мотивы Рациональные мотивы Рациональные и эмоци­ональные мотивы
3. Информация о продукте, данные об исследованиях рынка Высокая информиро­ванность Низкий уровень информированности и учета в специальных рыноч­ных исследованиях
4. Среднее количество закупаемого товара Большое Маленькое
5. Тип и способ взаимодей­ствия при установлении цен Переговоры о цене и выход на взаимопри­емлемый уровень Определяется продав­цом
6. Средняя стоимость по­купки Высокая Низкая
7. Географическое распре­деление спроса Сильноконцентриро­ванный Разбросанный, рассредоточенный
8. Происхождение спроса Производный спрос Первичный или незави­симый спрос
9. Развитие спроса во вре­мени Зависит от общеэконо­мических тенденций Развивается под воз­действием многообраз­ных факторов
10. Изменения цен Спрос не особенно чув­ствителен Спрос относительно гибок
11. Каналы распределения Чаще прямые каналы (производитель продает сам) Чаще непрямые каналы (наличие посредников)
12. Особенности произ­водства Производится после по­лучения заказа Заблаговременное про­изводство для аноним­ного потребителя
13. Отношения между поставщиками и покупателями Тесные взаимоотно­шения Отсутствие взаимоотно­шений
14. Взаимная выгода Играет большую роль Не играет роли
       

Наши рекомендации