IV. Рекомендуемые источники. Раздел 1. Общие проблемы экономической теории

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Раздел 1. Общие проблемы экономической теории

Тема 1.1.Предмет и метод экономической теории

I. Задания для самостоятельной работы

1.Определить содержание понятий «экономия», «политическая экономия»», «экономикс».

2. Охарактеризовать основные направления и школы в экономической теории.

3. Определить предмет экономической теории через воспроизводство.

4.*[1]Охарактеризовать диалектику как метод политической экономии.

5. Охарактеризовать метод экономической теории.

6.*Продемонстрировать на примере любых экономических категорий использование методов индукции и дедукции, анализа и синтеза.

7. Выполнить задания Рабочей тетради по теме №1.

II. План семинарского занятия

1. Определение предмета экономической теории.

2. Метод экономической теории.

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к семинарскому занятию

Экономическая теория в широком смысле представляет собой образ мышления, или воззрение на хозяйственную действительность, являющуюся одной из важнейших сторон общественной жизни. Образ экономического мышления предопределяет особенность методов исследования внутренних зависимостей экономических явлений и процессов, которая заключается в сочетании общего формально-ло­гического и диалектического способов мышления. И тот и другой присущ всем наукам. Особенность диалектического способа исследования заключается в том, что он предполагает рассматривать явление и сущность как противоположности, находящиеся в нераздельном единстве, во взаимопроникновении и раскрывающиеся в процессе познания. Это движение от созерцания явления к абстрактному осмыслению его сущности и от него к непосредственной действительности, практике, которая выступает в качестве критерия истины.

Усвоение сути диалектического мышления будет способствовать пониманию единства логического, отвлеченного (абстрактного), со­держащего в себе объективную необходимость взаимосвязей общест­венных процессов, с одной стороны, и конкретного, т.е. непосредст­венного, содержащего элементы случайного — с другой. Понимание указанных способов исследования позволит оценить значение мето­дов экономико-математического моделирования, все более широко используемых в анализе экономических процессов.

Что касается специфики и единства методов познания и изложе­ния, исторического и логического, анализа и синтеза, индукции и де­дукции, методов количественного и качественного исследования хо­зяйственных процессов и явлений, то они позволяют раскрыть механизм мышления и процесс познания реальной экономической действительности.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Киселева Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник / Под ред. М.Н. Чепурина – Киров: АСА, 2011. Глава 2.

Дополнительная литература

1. Вечканов Г.С. Экономическая теория.2-е изд. – СПб.: Питер, 2009

2. Видяпин В.И. Экономическая теория, СПб. Изд. «Питер», 2009г

3.История экономических учений /Под ред. В.С.Автономова, О.И.Ананьина, Н.А.Макашевой: учебное пособие. – М.:ИНФРА-М, 2009.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое воспроизводство?

2. В чем состоит основное противоречие экономики?

3. В чем сходство и различие нормативного и позитивного подхода?

4. Что такое эмпирический и теоретический методы?

5. Что такое «альтернативные издержки»?

6. Каковы функции экономической теории?

Тема 1.2.Экономика: потребности и ресурсы

I. Задания для самостоятельной работы

1. Кривые производственных возможностей (или трансформации).

2. Потребности и способы их нахождения. Модели потребностей.

3.*Распределение ресурсов и модели экономических систем. Плановая экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика.

4. Выполнить задания Рабочей тетради по теме № 2

II. План семинарского занятия

1. Основное противоречие экономики и пути его разрешения. Степени удовлетворения потребностей. Формула бизнеса и предпринимательства.

2.Потребности и способы их нахождения. Модели потребностей. Экономические ресурсы и их характеристика. Предпринимательство. Производительные силы общества и этапы их развития. Взаимодействие и развитие факторов производства. Закон редкости ресурсов.

3. Труд. Капитал. Земля.

4.Кривые производственных возможностей (или трансформации). Экономика полной занятости. Экономика частичной (неполной занятости).

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к семинарскому занятию

Данная тема имеет важное значение в курсе экономической теории.

Факторы производства – это ресурсы, используемые для производства экономических благ. В основе изучения данной темы лежат две аксиомы. Первая – потребности общества безграничны, полностью неутолимы. Вторая – ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки. Отмеченное противоречие является источником экономического развития общества.

Наши рекомендации