Товар как экономическая категория. Стоимость и цена товара

Товар-экономическая категория, которую в самом общем виде можно определить как продукт, реализуемый на рынке. Товар - продукт труда, способный удовлетворить какую-либо потребность покупателя и обмениваться посредством купли-продажи.

Товары могут различаться в зависимости от характера удовлетворения потребностей. Они делятся на следующие виды:

1) взаимозаменяемые продукты. Если растет потребление одного из них, то снижается использование другого;

2) взаимодополняемые товары. Они сопутствуют друг другу, и потребность в них одновременно увеличивается или снижается;

3) независимые блага, или, иначе говоря, не сопряженные, «самостоятельные» товары. Потребности в этих вещах никак не связаны между собой.

Товар обладает двумя свойствами.

Потребительная стоимость - первое свойство, которое характеризует неповторимость товаров, создается конкретным трудом с определенными профессиональными качествами, обладает полезными свойствами. Она отталкивает товары друг от друга, делает их непохожими. Количественная определенность товаров связана с потребностью и ограниченностью ресурсов.

Стоимость - это второе свойство товара - создается абстрактным трудом, т.е. затратами энергии в физиологическом смысле. Затраты абстрактного труда делают все товары соизмеримыми, похожими друг на друга, однородными. На рынке эти затраты признаются как общественно необходимые затраты труда.

Закон стоимости гласит, что обмен товарами на рынке осуществляется в соответствии с общественно необходимыми затратами труда на их производство, т.е. стоимость создается в производстве, а признается как общественно необходимые затраты лишь на рынке.

При этом взаимодействуют три главные черты (требования) закона стоимости:

1) закон стоимости отвергает индивидуальные затраты на производство, а цена товара на рынке всегда ориентируется на общественно необходимые затраты труда;

2) стоимость товара (величина общественно необходимых затрат труда на его производство) является центром притяжения цены;

3) закон стоимости проявляется через механизм ценообразования. Цена - это денежное выражение стоимости товара, однако на цену оказывают влияние спрос и предложение, поэтому цена может отклоняться вверх или вниз.

Колебания рыночных цен вокруг стоимости товара имеют три принципиальных варианта:

1) D = S - спрос и предложение на данный товар на данном рынке примерно равны, поэтому цена товара совпадает с его стоимостью;

2) D > S-спрос превышает предложение, и цена товара будет выше его стоимости (возникает конкуренция среди покупателей);

3) D < S - спрос меньше предложения, поэтому цена отклоняется вниз от стоимости, возникает конкуренция среди продавцов, которая создает экономическое давление на товаропроизводителя. Закон стоимости рыночной экономики имеет следующие функции:

1) регулирующая функция состоит в том, что закон стоимости (через цены) регулирует объемы производства и продажи отдельных товаров, а вместе с тем структуру всего общественного производства, распределение средств производства и труда между отраслями. Происходит это регулирование через отклонение цен от стоимости товаров на рынке. Равенство спроса и предложения при данном уровне цен (рыночное равновесие) позволяет сохранять и стабильный объем производства. Если же спрос на товар будет меньше, чем его предложение, то цена будет ниже стоимости, а производство данного товара станет экономически невыгодным. Это ведет к сокращению производства невыгодного товара, к перемещению средств производства и рабочей силы в другие отрасли.

Наоборот, при превышении спроса над предложением цена товара будет выше его стоимости, что способствует расширению производства, притоку капитала, средств производства и рабочей силы в выгодные отрасли. В итоге структура общественного производства приводится в соответствие со структурой общественных потребностей, а точнее, с платежеспособным спросом населения на товары и услуги. Это обеспечивает бездефицитность экономики, предупреждает товарный голод, спекуляцию, обесценивание денег, снижение уровня потребления;

2) стимулирующая функция закона состоит в его воздействии на снижение затрат на производство, повышение производительности труда, эффективности производства на базе внедрения достижений научно-технического прогресса. Цена товара колеблется вокруг средних общественно необходимых затрат труда. Это означает, что рынок создает постоянное экономическое стимулирование товаропроизводителей, побуждает их к снижению индивидуальных затрат на производство товара (ниже общественно необходимых затрат труда), что обеспечивает им устойчивое положение на рынке. Но дня этого каждый товаропроизводитель должен повышать производительность труда, рационально использовать материально-технические ресурсы, повышать качество товаров на базе новой техники и технологии производства;

3) закон стоимости дифференцирует товаропроизводителей, осуществляет социальное расслоение под влиянием рыночной конкуренции и отклонений индивидуальных затрат на производство товара от уровня общественно необходимых затрат труда. Закон стоимости благоприятствует сочетанию мелкого, среднего и крупного производства, многообразию форм хозяйствования, но в ходе конкуренции слабые утрачивают хозяйственную самостоятельность, попадают в зависимость от более крупных и сильных. Таким образом, закон стоимости выражает отношение цены

к общественно необходимому труду, затрачиваемому на производство товаров. В принципе, чем больше труда затрачено на производство какого-либо товара, тем больше приходится за него платить. Но на процесс купли-продажи действует не только трудоемкость, но и многие другие факторы: качество товара, соотношение между спросом и предложением, степень монополизма продавцов и покупателей, государственная политика цен, количество выпущенных бумажных денег и т.д. Поэтому реальная цена почти всегда отклоняется от стоимости, но стоимость всегда остается тем средним положением, вокруг которого колеблются цены.

Кругооборот

Товар как экономическая категория. Стоимость и цена товара - student2.ru

Товар как экономическая категория. Стоимость и цена товара - student2.ru

Товар как экономическая категория. Стоимость и цена товара - student2.ru

Товар как экономическая категория. Стоимость и цена товара - student2.ru

ТЕМА 3. ДЕНЬГИ

Понятие денег

Сущность денег состоит в том, что они являются всеобщим эквивалентом по отношению к другим товарам, т.е. служат воплощением стоимости всех других товаров. Деньги обладают свойством непосредственной обмениваемости на любой другой товар. С их возникновением только обмен товаров на золото удостоверяет, что они являются продуктами абстрактного общественного труда, имеют стоимость. Посредством денег реализуются экономические связи между товаропроизводителями.

Важнейшая функция денег есть функция меры стоимости. Суть ее состоит в том, что все товары выражают и измеряют свою стоимость в золоте. Стоимость товара, выраженная в золоте, в деньгах, есть его цена. Но не деньги делают товары соизмеримыми. Именно потому, что товары есть стоимости, они соизмеримы, и каждый из них может измерять свою стоимость одним специфическим товаром, превращая этот последний в меру стоимости, т.е. в деньги.

Для определения цены товара не требуется наличного, реального золота, т.е. функцию меры стоимости деньги выполняют идеально. Поскольку величина стоимости различных товаров выражается в разном количестве золота, возникает объективная необходимость в выборе единицы измерения количества золота. Такая единица называется масштабом цен. В масштабе цен государство фиксирует вес золота как денежной единицы.

Цена любого товара зависит как от его стоимости, так и от стоимости товара, являющегося всеобщим эквивалентом, т.е. от стоимости золота. С уменьшением стоимости золота цена данного товара при прочих равных условиях возрастает. Цена товара может изменяться и в зависимости от соотношения спроса на данный товар и его предложения.

Второй функцией является выполнение функции средств обращения товаров. С появлением денег изменяется характер движения товаров: непосредственный обмен товара на товар (Т-Т) принимает форму товарного обращения (Т-Д-Т). По сути дела, товар проходит две метаморфозы: Т-Д - продажа товара, его превращение из товарной формы в денежную и Д-Т - купля товара, превращение его денежной формы в товарную. Поскольку акт продажи товара во времени и пространстве может не совпадать с актом купли его, уже в простом товарном хозяйстве обнаруживается абстрактная возможность экономических кризисов.

Деньги в качестве средства обращения постоянно удаляют из сферы обмена товары, доводя их до потребителя, а сами все время обращаются, переходя из рук в руки и связывая акты обмена в единый процесс обращения товаров. Первоначально функцию средства обращения товаров выполняли золотые слитки, впоследствии они приобрели форму монеты. Свою функцию средства обращения золотые монеты выполняют мимолетно, лишь как посредник обмена товаров.

Третья функция - деньги служат средством образования сокровищ или средств накопления. С возникновением и развитием товарного производства и обмена деньги становятся воплощением богатства отдельных людей. Деньги - всеобщий эквивалент, они дают возможность приобрести любой товар; в силу этого деньги начинают выполнять функцию образования сокровищ.

Четвертая функция-деньги являются средством платежа. С возникновением кредитных отношений - продажи товаров с отсрочкой их оплаты - деньги стали функционировать как средство платежа. В этой функции они обслуживают возврат денежных ссуд, оплату товаров, купленных в кредит, внесение арендной платы и т.д. Функция денег как средства платежа заключает в себе непосредственное противоречие. Многие производители покупают друг у друга товары в кредит. Однако нарушение платежей в одном звене вызывает цепную реакцию, нарушение всего механизма связей товаропроизводителей.

Появление мировых денег является пятой функцией денег. Выход товарного обмена за пределы национальных рынков и расширение мировых экономических связей привели к появлению мировых денег. Роль мировых денег выполняет золото. Оно функционирует как всеобщее средство платежа, всеобщее покупательное средство и абсолютная общественная материализация богатства.

Функции денег

Деньги - всеобщий эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и услуг. Значение денег в обществе переоценить трудно. Ни одно открытие человека не сравнится со значением появления денег. Сила и власть денег в обществе определяются тем, что деньги в совокупности представляют человеческий труд.

Деньги по своей природе есть товар, выражающий стоимость дру гих денег. Денег должно быть в обращении столько, сколько необходимо для выражения стоимости всех остальных товаров. Сущность же денег как всеобщего эквивалента проявляется в их функциях.

1. Мера стоимости-денежная единица, используемая как средство выражения стоимости товара. Правительство каждой страны устанавливает свою собственную меру стоимости (масштаб цен): рубль, франк, фунт стерлингов, итальянская лира и др.

2. Средство обращения - деньги в наличной форме, которые используют при покупке товара или оплаты услуг. Деньги как средство обращения позволяют уйти от бартерной формы торговли. Функцию средства обращения выполняют монеты, бумажные деньги и депозиты (вклады до востребования).

3. Средство платежа - деньги при продаже товара в кредит. Здесь стоимость выплачивается должником кредитору через оговоренное время. К средствам платежа можно отнести и выплату заработной платы, и аренду и т.д.

4. Средство накопления - деньги, сохраняемые после продажи товаров и услуг и обеспечивающие их владельцу покупательную способность в будущем. Хранить деньги можно в виде домов, драгоценностей, произведений искусства, акций, облигаций и во многих других формах. Однако удобней всего использовать деньги как средство накопления, т.к. им присуща ликвидность (оборачиваемость).

5. Мировые деньги - при выполнении этой функции деньги обслуживают международную торговлю. В международном обмене деньги проявляются как всеобщее средство платежа и всеобщее покупательное средство.

Анализ функций денег требует рассмотрения не только каждой из функций отдельно, но и их совокупности как единого целого, т.к. они образуют реальное функционирование денежной массы.

Наши рекомендации