Бизнес и предпринимательство: определение, сущностные признаки, трудовые ценности, культурно-исторический феномен

Систему производства для удовлетворения потребностей и желаний общества наиболее точно определяет слово бизнес (от англ. business) -

любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгод
Предметом бизнеса, независимо от того, что изготавливается, выпускает
ся или предлагается, является производство материальных и духовных'
благ (товаров и услуг), приносящее прибыль двум сторонам, участвую
щим в сделке. Бизнес, приносящий выгоду только одной стороне, непер
спективен.

Крупной сферой бизнеса становятся телерадиокомпании, кинофир
мы, индустрия шоу-развлечений, специализированные предприятия от
дыха и развлечений, спортивно-зрелищные предприятия, развлекатель-
ные учреждения, туризм, издание журналов и газет.

Наиболее полно и содержательно сущность бизнеса раскрывается
следующих признаках (2;60):

1) обмен деятельностью между деловыми людьми или субъектами
хозяйствования; '

2) стремление каждого участника обмена деятельностью (сделки) ре-
ализовать свой личный интерес;

3) проявление личной или коллективной творческой инициативы в
реализации сделки;

4) способность и готовность идти на риск ради проведения сделки на
выгодных условиях;

5) способность, готовность и умение осуществлять интенсивное дело,
вое общение с целью достижения наибольшей выгоды;

6) способность дифференцировать вероятные и действительные ре
зультаты сделок и, исходя из этого, определять приоритетные направле-
ния экономической деятельности.

Рассмотрим эти признаки применительно к такому культурно-ист рическому феномену организации человеческих усилий, как предприни-мательство, являющемуся четвертым фактором (ресурсом) производ-ства и одной из наиболее существенных черт рыночной системы.

Предприниматель -это любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск; устремленный в будущее, чьи действия характеризуются как надеждой получить прибыль или личный доход, так и готовностью к потерям.

В Российской Федерации предприниматель может осуществлять лю­бые виды деятельности, если они не запрещены законодательными акта­ми, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, инно­вационную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами.

Философия предпринимательства включает такие разнородные состав­ляющие, как творческая активность, практичность (прагматизм), этич­ность. Последнее свойство отражается в этике хозяйственной жизни, то есть в ценностно-мотивационном отношении к труду, богатству, накоп­лению, определяет образцы и нормы организации социального взаимо­действия хозяйствующих субъектов.

Термин "предпринимательство" ассоциируется прежде всего с эконо­мической активностью, хотя предприимчивость успешно используется в сфере искусства, политики, в любом творческом процессе, часто не свя­занном с бизнесом или сферой обмена. Сам термин определяется как инициативная, основанная на новой коммерческой или технологической идее, деятельность, которая на основе риска инициирует, на основе пред­приимчивости организовывает, на основе ответственности стабилизиру­ет и на основе личной заинтересованности, от своего имени и под свою имущественную ответственность развивает ту или иную форму добычи материальных либо духовных благ (товаров и услуг) в сфере производства или обмена (6;15).

Сущность предпринимательства выражается в его принципах:

♦ ориентация на человека как главную ценность и предприятия, и
общества в целом;

♦ самоотверженное, подвижническое служение потребителю (поку­
пателю, читателю, экскурсанту, слушателю, зрителю);

♦ создание и поддержание культурной среды фирмы, соблюдения
этических норм поведения, духа товарищества, взаимного уважения, де­
мократических традиций, возможностей профессионального роста, оп­
латы творческих достижений;

♦ взаимодействие всех сотрудников, отвечающих за прибыль, пре­
следующих общие предпринимательские цели, которые реальны, понят­
ны каждому и отражают основной характер предприятия;

♦ максимальное использование конкурентной среды, требования к
качеству продукта труда.

Культура фирмы проявляется через представление о ценностях, из которых выводятся нормы и правила поведения, складывается конъюнк­тура творческих сил, влияющих на конкретное поведение. Культуру пред­принимательства образно сравнивают с главным течением реки: незави­симо от того, есть ли на поверхности волны, штормит или стоит штиль, главное течение от этого не меняется (34;35).

Многообразие культур предпринимательства обусловлено многооб­разием отраслей производства и сфер человеческой деятельности. Но всякая работа, исполняемая человеком, должна удовлетворять четырем условиям:

1) работа должна соответствовать предназначению человека, должна
доставлять удовольствие, быть постоянной жизненной школой, не катор­
гой, а игрой;

2) всякая работа должна иметь определенное завершение, результат,
срок и не выглядеть неопределенной, бесконечной лямкой;

3) работа должна соответствовать мастерству, классу исполнителя;
производительный труд требует минимальных усилий, изящества, та­
ланта;

4) работа должна сопровождаться в оговоренный срок справедливым вознаграждением за труд, его качество и производительность, или учас­тием исполнителя в прибылях.

Вопреки распространенному мнению о склонности наших сограждан в последние годы к чисто меркантильным ценностям, результаты опроса, проведенного журналом "Ридерз Дайджест" (октябрь 1998 г., с.25-32), сви­детельствуют о том, что для россиян важны не только деньги. Важными факторами являются также контакты (45%) и стремление к деятельнос­ти, полезной для общества (39%).

Иерархия мотивов трудовой деятельности у мужчин практически не отличается от той, которую выбирают женщины, только у женщин не­сколько более высок рейтинг гибкого графика работы и близости рабо­ты к месту жительства. А для респондентов с высшим образованием профессиональный рост почти так же важен, как доход (соответственно 62 и 66 %), и возможности самореализации не менее значимы, чем кон­такты слюдъми.

Итоговый рейтинг трудовых ценностей по опросу "Ридерз Дайджест" выглядит так:

♦ доход (72%),

4- контакты с людьми (45%),

♦ полезность для общества (39%),

♦ возможность самореализации (26%),

♦ социальные гарантии (23%),

♦ профессиональный рост (19%),

4- близость места работы к дому■ (18%),

♦ гибкий график (10%),

4- возможность принимать решения (7%).

Неожиданным результатом опроса явилось и то, что 13% ответивших американскому журналу выбрали самостоятельную занятость, то есть предпочли делать то, что они сами считают нужным, не отчитываясь пе­ред начальством, и получать деньги за выполненную работу при ненор­мированном рабочем дне. В самих США, где царит дух предпринима­тельства, самостоятельно занятые составляют 8,6 % всего работающего населения.

На вопрос, какие факторы являются важнейшей основой для успешной карьеры, социологи «Ридерз Дайджест» получили такие ответы:

4- предприимчивость, инициативность -51%,

4- образование -45%.

Наши сограждане (а в опросе приняло участие 3312 читателей журна­ла, живущих в крупных (38%), средних и малых (33%) городах и селах (29%), расположенных на территории, охватывающей 11 часовых поясов России) осознают, что необходимо не только овладевать знаниями и про­фессиональным опытом, но к тому же научиться их продавать.

Устройство на работу по знакомству по сей день считают актуальным 31%, но две трети респондентов убеждены, что приспособиться к изме­нившимся условиям занятости в наибольшей степени помогает професси­ональный опыт.

Полученные ответы разрушили все еще бытующие стереотипы, будто наши соотечественники избегают ответственности на работе, не заинте­ресованы в результатах своего труда и полагаются главным образом на помощь извне. Большинство участников опроса, по заключению «Ридерз Дайджест», приспосабливаются к реалиям свободного рынка в вопросах работы и карьеры, уверены в своих силах, предприимчивы и берут на себя ответственность за свое благополучие.

Для развивающегося предпринимательства в нашей стране важными факторами являются:

♦ создание благоприятной экономической среды по формированию
рынка;

♦ политическая стабильность;

♦ социальная защищенность бедных и беднейших слоев населения
(перепад доходов между верхними 10% населения - самыми богатыми и
нижними 10% - самыми бедными, по разным источникам составляет от
26до39раз);

4- создание заслона для коррупции чиновничьего аппарата, ставшей удавкой для предпринимательства в России;

■¥ законодательное осмысление всех аспектов рыночной экономики, в том числе правовые нормы, регулирующие земельные отношения;

+ высококультурная социальная среда, в которой возрастают и раз­нообразятся потребности и предпринимательство находит большее по­нимание.

4.3. Сущность и виды предпринимательской культуры и деятельности

Исходя из рассмотрения предпринимательства как социального фе­номена, определим сущность предпринимательской культуры. В целом это - совокупность образцов поведения, ценностной системы, социальных норм, фундаментальных принципов и общественных институтов, ориен­тирующих субъектов на те или иные формы экономической активности в системе предпринимательства, обеспечивающих передачу накоплен­ного опыта, способствующих устойчивости предпринимательства во вре­мени (6;33&-337).

На культуру предпринимательства сильное опосредованное влияние оказывают два критерия: риск и обратная связь.

Решения и действия, связанные с функционированием рынка, объек­тивно и субъективно содержат в себе риск (малый - большой).

Правильность принятого решения или эффективность конкретного действия определяются временем обратной связи, то есть скоростью по­ступления информации (быстро-медленно) об успехах или неудачах предпринимателя на рынке.

В связи с этими критериями различаются следующие специфические (отраслевые) виды предпринимательской культуры (34;147-157):

♦ культура торговли;

♦ культура выгодных сделок (спекулятивная культура);

♦ административная (офисная) культура;

♦ инвестиционная культура;

♦ организационная культура.

Культура торговли характеризуется быстрой обратной связью и от­носительно малым риском, развивается в первую очередь в торговых орга­низациях и учреждениях по сбыту, в розничной и мелкооптовой торгов­ле, частично у производителей компьютеров, в среде маклеров по прода­же недвижимого имущества и финансовых маклеров, у торговцев авто­мобилями, при продаже товаров с доставкой на дом. Эта сфера культуры подчеркнуто коммуникативная, успех измеряется объемом сбыта, а не степенью риска, и зависит от количества контактов с покупателями, от настойчивости в поиске сделок. Культуре торговых фирм свойственен дух активности, дружелюбия, сопричастности, товарищества, совмест­ного опыта, умелое использование красноречия с известной долей юмо­ра. Ситуация для предпринимателя облегчается тем, что в этой сфере в течение короткого информационного периода можно увидеть, что идет на рынке, а что - нет.

К очевидным недостаткам культуры торговли следует отнести:

♦ превалирование количества над качеством;

♦ стремление достичь краткосрочного успеха;

♦ нехватка выдержки, терпения и нервов в периоды кризиса и эконо­
мического провала;

♦ отсутствие взвешенного соотношения между качеством и активно­
стью, между стабильностью и ростом.

Предметом труда в спекулятивной культуре являются выгодные сдел­ки с ценными бумагами, платежными средствами, сырьевыми ресурсами и т.п. Элементы спекулятивной культуры с большим риском и быстрой обратной связью распознаются и в таких областях, как мода, косметика, реклама, профессиональный спорт, финансирование рискованных при­обретений на бирже. Основной мотив - максимально быстрое получение максимальной прибыли в условиях профессионального напряжения, ли­хорадочной деятельности, постоянной конкуренции. Подобная мотива­ция вырабатывает агрессивные черты характера, суеверие, отчетливый индивидуализм, вытесняющие в человеке сопереживание, чувствитель­ность, эмоциональность.

Административная (офисная) культура проявляется в сфере круп­ного предпринимательства, в финансово-промышленных группах, бан­ковских структурах, в системе страхования, в различных сферах обще­ственного обслуживания граждан, а ее уровень определяется деловой на­лаженностью и финансовой защищенностью отрасли. Цель администра­тивной культуры - избежать хаоса и произвола, упорядочить миллионы управленческих действий и в максимально рациональной степени реали­зовать их в обслуживании самой администрации и предоставлении сер­висных услуг клиентам, партнерам по бизнесу, зрителям, покупателям и т.п. Сотрудникам этой сферы деятельности свойственны, как правило, аккуратность и основательность, осторожность, педантичность, умение приспосабливаться, подчеркнутое соблюдение иерархичности. Степень риска в условиях рынка - минимальная, скорость обратной связи - мед­ленная. Главные правила административной культуры: процедуры важ­нее результата; титулы важнее, чем деньги.

Инвестиционная культура имеет ярко выраженную ориентацию на будущее. В сфере материального производства проявляется в нефтяных компаниях, инвестиционных банках, жилищном и промышленном стро­ительстве, в производстве армейских вооружений и в выпуске средств производства. Особую значимость инвестиционная культура обретает в социально-культурной сфере, в финансировании кинопроизводства, те­атральных премьер, музейных экспозиций и т.д. Крупные капиталовло­жения делаются в условиях информационной неопределенности и высо­кой степени риска, им предшествуют совместные обсуждения бизнес-планов, проектов и культурных программ, мозговые атаки на период нео­пределенности, выработка критериев качества будущей продукции пред­приятия. Сотрудники работают основательно, осмотрительно, терпели­во, настойчиво, в обстановке сплоченности и отсутствия быстрой карье­ры и значительных доходов. Инвестиционная культура ускоряет разви­тие науки и культуры, содействует техническому прогрессу в важней­ших отраслях народного хозяйства. Главный расчет в развитии нацио­нальной экономики необходимо делать на внутренние инвестиции, ко­торые возможны тогда, когда размер национального дохода достигает того уровня, на котором формируется равновесие между сбережениями и инвес­тициями.

Основной предпосылкой и средством накопления национального до­хода и сбережений граждан являются организационные теории и принци­пы. Приоритетным фактором делового успеха становится организацион­ная культура (1;82-84), с которой связано вовлечение в оборот доста­точно массовых ресурсов высокодуховной мотивации и материальной заинтересованности, ослабляющих отчуждение труда и капитала. Дея­тельность людей в любой фирме строится на основе определенных куль­турных констант (поддержка творчества или исполнительства, ориен­тация на качественный уровень производства, соответствие общеэконо-

мическому, национально-историческому контексту, формирование ин­теллектуальных, эмоциональных и поведенческих черт организации). Предприятие постепенно взращивает собственную культуру, предопре­деляющую его место в более широкой системе осмысления окружаю­щей действительности и внутренних отношений, замкнув весь комплекс управленческих воздействий на обеспечение конкурентноспособности фирмы. При этом термины управление этикой и управление оргкулътурой предстают эквивалентными.

Организация социально-культурной сферы в своей предприниматель­ской деятельности приравнивается к предприятию и подпадает под дей­ствие "Основ законодательства Российской Федерации о культуре" (12;25~26). Законодательством регламентируется предпринимательская деятельность по

♦ реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества орга­низаций для целей, не связанных с социально-культурной деятельно­стью;

4 торговле покупными товарами, оборудованием;

4 оказанию посреднических услуг;

4 долевому участию в деятельности коммерческих предприятий, уч­реждений и организаций (в том числе культуры);

4 приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов (дивидендов, процентов) по ним;

4 продаже и приобретению валюты;

4 осуществлению приносящих доход, не предусмотренных уставом операций, работ, услуг.

Деятельность некоммерческих социально-культурных организаций по реализации предусмотренных уставом производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредствен­но в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершен­ствования основной уставной деятельности.

Право осуществлять хозяйственную деятельность (заключать догово­ра, сдавать и брать в аренду имущество, продавать изделия, созданные в своих творческих цехах и мастерских) возникает после регистрации орга­низацией культуры разработанного и утвержденного устава, вследствие чего она становится юридическим лицом с самостоятельным балансом или сметой, счетом в банке.

Любые платные формы социально-культурной деятельности культур­но-просветительных учреждений, театров, филармоний, народных кол­лективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью расходуется на их развитие и совершен­ствование.

Организации культуры осуществляют внешнеэкономическую деятель­ность, специализированную торговлю, в том числе аукционную, произ-

ведениями искусства, изделиями народных художественных промыслов, изобразительной продукцией, предметами антиквариата в порядке, уста­новленном законодательством РФ (12;27). При этом государство уста­навливает льготный режим использования законно полученной валют­ной выручки организациями культуры, а также творческими союзами и обществами, действующими в социально-культурной сфере, оставляя ее в полном объеме при направлении на уставные цели, а также на обеспече­ние сохранности и развития культурного достояния народов России, ук­репления материально-технической базы культуры, образования, здра­воохранения и т.п.

Выручка от продажи произведений современного изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства, от исполнительской деятельности в странах с расчетом в свободно конвертируемой валюте распределяется между авторами, исполнителями и посредниками по до­говору, заключенному между ними, и подлежит налогообложению в со­ответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Наши рекомендации