Понятие, формы и методы конкуренции
Одним из элементов рыночного механизма является конкуренция.
Конкуренция – соперничество между всеми участниками рынка за
лучшие, наиболее выгодные условия производства и купли-продажи.
Позитивные стороны конкуренции:
- стимулирует деятельность обособленных производителей;
- содействует взаимному контролю производителей;
- приводит к снижению цен, повышению качества продукции, расширению ассортимента, внедрению научно-технических разработок и др.;
- содействует снижению издержек производства.
Негативные стороны конкуренции:
- обостряет противоречия экономических интересов;
- усиливает рост непроизводительных издержек;
- побуждает к созданию монополий;
- превращается в разрушительную силу для экономики без вмешательства государства.
Формы и виды конкуренции:
1. Внутриотраслевая конкуренция и межотраслевая конкуренция.
2. Совершенная и несовершенная.
3. Ценовая и неценовая.
4. Добросовестная и недобросовестная.
Внутриотраслевая – конкуренция между производителями однородной продукции за лучшие условия её производства и реализации, за получение сверхприбыли.
Межотраслевая – конкуренция между производителями различных отраслей из-за выгодного приложения капитала, перераспределение прибыли.
Ценовая и неценовая конкуренции различаются методами борьбы.
Ценовая– конкуренция, основанная на снижении цен, использовании скидок и премий, дешёвых распродажах (сейлах).
Неценовая – конкуренция, при которой основными методами борьбы выступает качество и надёжность, дополнительные гарантии, особое оформление, реклама, сервис, дифференциация продукта, торговые знаки, марки и т.п.
Добросовестная – конкуренция, основанная на соблюдении правовых и моральных норм.
Недобросовестная– конкуренция, которая осуществляется с нарушением правовых и моральных норм. Её приёмы и методы: выпуск товара под чужой торговой маркой, знаком и т.п., охаивание товара фирмы-конкурента, промышленный шпионаж, шантаж, торговые войны, поджоги, физическое устранение конкурента и т.д.
В современной экономической литературе особое внимание уделяется анализу совершенной (свободной) и несовершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция была типична до середины 19в. Во 2-й половине 19в. появились монополии. Активизировалось влияние государства на рынок в начале 20в., возникла несовершенная конкуренция, т.е. конкуренция, ограниченная влиянием монополий и государства.
Монополия, в переводе в греческого, в буквальном смысле означает «единственного продавца» товара.
В современном понимании термин «монополия» используется для обозначения всех разновидностей рыночных структур, характерных для несовершенной конкуренции. В основе монополизации лежит приобретение отдельными хозяйствующими субъектами ряда преимуществ, позволяющих им оказывать влияние на рыночные параметры.
Монополия– исключительное право производства, купли-продажи
товара, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству.
Различают:
- естественную монополию – объективно обусловлена (энергетика, железные дороги, газоснабжение, водопровод и т.д.);
- искусственную – создаётся намеренно.
Основные формы монополий: картель, синдикат, трест, концерн.
Позитивные стороны монополии:
- больше средств и стимулов и развитию НТП:
- в определённых отраслях более эффективна.
Негативные последствия существования монополии:
- нерациональное распределение ресурсов общества;
- усиление неравенства доходов в обществе;
- возможность застоя и торможения НТР;
- опасность для политической демократии.
Таким образом, монополия – антипод конкуренции, а последняя – основа рынка. Следовательно, монополия вредна рынку? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Монополия неизбежна в рыночной экономике в той же степени, как не бывает магнита с одним полюсом. Сама конкуренция порождает монополию: в ходе конкурентной борьбы более сильные фирмы вытесняют более слабых, поглощают их, становясь единственными продавцами тех или иных товаров.
Монополия возникает в силу объективных причин на основе:
1) наличия единственного месторождения полезного ископаемого или иного экономического ресурса. Это так называемая сырьевая монополия.
2) Государственного регулирования в интересах общества экономического спроса некоторых товаров: алкоголя, табака, оружия и др. Это – административная монополия.
3) Экономической нецелесообразности конкуренции, когда производство продукции одной фирмой обходится дешевле обществу, чем двумя и более: коммунальные службы и техническая инфраструктура территорий. Это – естественная монополия.
Монополия нередко бывает и желательна: в условиях экономического кризиса она является наиболее жизнеспособной экономической структурой; фирмы-монополисты наиболее чувствительны к НТП, вкладывают в развитие производства крупные инвестиции, позволяющие обеспечить рост производительности труда и конкурентоспособность товаров на мировых рынках.
Монополия по-своему способствует конкуренции и на внутреннем рынке, вытесняя фирмы из одних отраслей и обостряя борьбу в других. Наконец, она создает новые сферы для проявления конкуренции, например, дилерство.
Важнейший признак любой монополии – получение сверхдохода. Чтобы его присвоить, фирмы стремятся специально создать условия для его возникновения. В итоге наряду с естественными монополиями существуют и искусственные, создаваемые за счет специальных мер: концентрации производства, соглашений о ценах, слияний, поглощений фирм, раздела рынков и др. Организационными формами таких монополий являются: картели, синдикаты, тресты, концерны.