Ганиева Альбина .Казимовна
научный руководитель: к.э.н., доцент
Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются механизмы взаимодействия субъектов и объектов социальной политики. Дается характеристика сущности социальных обязательств на современном этапе в Российской Федерации.
Ключевые слова: социальные обязательства, субъекты и объекты социальной политики
Введение. Социальные обязательства современных компаний реализуются через механизмы взаимодействия субъектов и объектов социальной политики. Эффективность такого взаимодействия, адекватное определение функций каждого субъекта социальных обязательств, выполнение им свойственных только ему задач, рациональное разграничение полномочий и обязанности, определение причин участия в реализации социальных программ, позволяет наиболее рационально использовать ресурсы, направляемые на решение актуальных задач общества.
Обзор литературы.Проблема формирования социальных обязательств компаний достаточно активно исследуется экономистами. В частности, Волков В.И., Юрганова Л.А [1, с. 54], предлагают анализ субъектов управления социальной сферой бизнеса, Шарков Ф.И. выделяет особенности социальной политики в российских регионах, Бобков В.Н., Разумов А.А., Маликов А.А. анализируют взаимозависимость социальных обязательств и уровня жизни населения регионов [2, с.78]. Шаронов А., Ильин И. исследуют формирование системы государственных социальных стандартов [4, c.39]. Однако, в представленных работах присутствует ряд разногласий по поводу выделения функций определенных социальных институтов.
Цель и задачи исследований. Противоречия в существующих научных подходах, а также недостаточность изучения и, особенно, практической реализации функций новых субъектов социальных обязательств дают основания актуальности дальнейшего исследования проблемы. В статье сконцентрируем внимание на задачах и функциях традиционных и новых субъектов социальных обязательств российских компаний в условиях динамично меняющейся экономической системы.
Результаты исследований.Под субъектом социальной политики в самом широком смысле следует понимать все социальные институты, организации, учреждения, которые принимают участие или финансируют программы в рамках социальной политики государства. Традиционно к субъектам социальной политики принято относить: государство, профсоюзы, предприятия различных форм собственности, общественные движения, политические партии, религиозные организации, общественные фонды. Анализ опыта стран с рыночной экономикой показывает целесообразность построения системы социальной защиты на основе многосторонней ответственности: на фоне государства, коммерческих структур, организаций третьего сектора.
Негосударственные субъекты, заинтересованные в стабильном функционировании экономики и общества в целом, способствуют расширению традиционных мер социальной политики, более полному и всестороннему учету региональных потребностей населения в социальной поддержке. Социальная деятельность негосударственных субъектов, в том числе на уровне предприятий, может быть обусловлена и их собственными экономическими интересами. Например, социальные программы рассматриваются многими предпринимателями как элемент трудовой мотивации, способствующий более эффективному использованию трудовых ресурсов.
Развитие социальной инфраструктуры компаниями негосударственных форм собственности может осуществляться и целях поддержания необходимого уровня обеспеченности трудовыми ресурсами, снижения их текучести в неблагоприятных для жизнедеятельности районах. Возможности расширения социальных функций негосударственных структур возрастают по мере укрепления их экономического положения и правового статуса. Для стимулирования их участия в поддержании социальной стабильности, а значит, и дальнейшего продвижения структурных преобразований, могут быть приняты как прямые законодательные меры, обязывающие предпринимателей выполнять определенные условия, связанные с трудовым процессом (установление минимальной заработной платы, страхование производственного травматизма, страхование на случай безработицы и др.), так и косвенные, например, налоговые льготы предпринимателям, внедряющим социальные программы на своих предприятиях.
Коммерческий сектор как новый субъект социальной политики современного российского общества призван решать проблемы в рамках ответственности за сохранение социальной стабильности общества. К числу решаемых с его помощью социальных проблем можно отнести: поддержание нормальных трудовых отношений на производстве; решение широкого круга социально-экологических проблем, связанных с такими особенностями, как эргономичность производственной среды, техническая безопасность производства, загрязнение окружающей среды и целый ряд иных факторов. В условиях рыночного хозяйства удовлетворение ряда социальных потребностей и производство общественных благ берет на себя некоммерческий сектор экономики, который в мировой практике получил название третьего сектора (после государственного и коммерческого секторов) Третий сектор может рассматриваться как «негосударственный» субъект социальной политики, хотя прерогатива проведения последней – это несомненно функция государства. Этот сектор решает проблемы, которые не могут быть решены государством из-за отсутствия соответствующих мотиваций. К третьему сектору мы относим все организации и учреждения, которые являются негосударственными, некоммерческими, имеют социальную миссию. Основные усилия неприбыльных организаций сосредоточены на производстве общественных благ, что роднит их с государственным сектором экономики. В то же время, учреждениям некоммерческого сектора в меньшей мере присущ уравнительный характер распределения благ вследствие преимущественно адресного характера их распределения.
Выводы. Процесс модернизации социальной политики России предполагает поэтапное вхождение в социально-ориентированную рыночную экономику. Каждый этап имеет свои особенности. На первом этапе, на стадии шокового осуществления реформирования экономической системы, основной упор был сделан на всемерную поддержку населения и, особенно, незащищенной ее части. Основным субъектом, ответственным за реализацию этого этапа являлось государство. На втором этапе основную тяжесть по социальной защите населения можно постепенно переносить на негосударственные структуры, функционирующие в рамках коммерческого, сектора, так и на неприбыльные организации. Однако государство не устраняется от решения наиболее существенных социальных проблем, которые затрагивают большинство социально незащищенной части населения. Наконец, на третьем этапе должна быть сформирована система социальной поддержки различных слоев населения, соответствующая рыночной экономике, которая по мере необходимости может дополняться и уточняться в различные периоды. На этом этапе должна быть создана система субъектов социальной политики и четко разработаны механизмы их взаимодействия и распределения функций, система стимулов и гарантий для негосударственных участников социальной политики, вкладывающих свои ресурсы в социальные программы.
Список литературы
1. Амосова В.В., Гукасьян Г.М. Экономическая теория / В.В. Амосова, Г.М. Гукасьян. – М.: Эксмо, 2014. – 736 с.
2. Анисимов А.А., Артемьев Н.В. Макроэкономика / А. А. Анисимов, Н. В. Артемьев. – М.: Юнити, 2013. - 600 с.
3. Гродских В.С. Экономическая теория / В.С. Гродских. – СПб.: Питер, 2013. – 208 с.
4. Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория: учебное пособие / А.Г. Грязнова, В.М.Соколинский. – М.: Кнорус, 2014. – 464 с.
5. Максимова В.Ф. Экономическая теория / В.Ф. Максимова. – М.: Юрайт, 2014. – 580 с.
6. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью. – Спб.: Питер, 2014. – 560 с.
7. Микроэкономика / Под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Современная школа, 2011. – 384 с.
8. Николаева И.П. Экономическая теория / И.П. Николаева. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 328 с.