Введение 2 страница. Тип национальной экономики определяется и по структуре хозяйства национальных экономик: выделяются страны индустриально развитые
Тип национальной экономики определяется и по структуре хозяйства национальных экономик: выделяются страны индустриально развитые, индустриально-аграрные страны, аграрно-индустриальные страны и аграрные страны. Это зависит от того, какая структура народного хозяйства по отраслям преобладает в стране.
Очень часто используется классификация типов национальных экономик в зависимости от степени развитости в ней рыночных отношений, рыночного хозяйствования. Нередко степень рыночности национальной экономики определяют по тому, каков удельный вес частной собственности в экономике, есть ли свободная конкуренция, существует ли множество автономных частных товаропроизводителей в воспроизводстве. Но это все являются косвенными характеристиками развития экономики стран.
Рыночной или нерыночной является национальная экономика можно определить по тому, как рынок участвует в регулировании экономики, является ли рынок «весами», которые определяют необходимость любого производства, любого экономического института, любого экономического действия. Преимущественное участие рынка в определении эффективности хозяйствования, необходимости наличия различных структур экономики позволяет делать вывод о степени рыночного развития национальной экономики. В тех странах, где рыночные отношения насчитывают столетия, нет необходимости объяснять, что такое рыночная экономика. В России же рыночные отношения имеют небольшой период развития. Поэтому важнейшие характеристики рыночной экономики нужно выделять. Характеристиками рыночной экономики являются: 1) многообразие форм собственности и равноправие этих форм в экономических процессах, когда только эффективность той или иной формы собственности определяет необходимость ее развития; 2) развитие конкуренции как одной из главных движущих сил экономики, антимонопольные процессы в национальной экономике; 3) ориентация интересов субъектов хозяйствования на получение выгоды, доходов, прибыли.
Очень часто рынку придаются некие мистические черты. В подтверждение этого приводится высказывание классика политической экономии Адама Смита о «невидимой руке», будто бы относящееся к роли рынка в экономике. На самом деле А.Смит рассуждал о первенстве интересов общества, о приоритетах внутреннего рынка, об объективных началах деятельности частного человека. В связи с этим он писал: «В этом случае, как и во множестве других, он направляется к достижению целей, о которых он вовсе не помышляет, и для общества не всегда бывает невыгодно отсутствие таких целей в частном человеке»[7]. Этой «невидимой рукой» является объективный процесс реализации интересов общества, хотя рыночное поведение человека преследует совершенно другие – своекорыстные - интересы. Для формирования системы рыночной экономики важно уравновешивание различных конкурирующих сил. В этом-то и проявляется особая роль государства в национальной экономике.
Современный тип рыночной экономики представляет собой регулируемую рыночную экономику. Это означает, что регулируют экономические процессы государство, монополии. Существуют интегрированные крупнейшие товаропроизводители. Нередко возникает видимость, что интересы этих монополий есть ничто иное, как интересы национальной экономики. На самом деле, конечно, это не так. Интересы даже крупнейших монополий не являются интересами национальной экономики в целом, а могут представлять только часть ее интересов[8]. Именно поэтому современное развитие рыночных отношений базируется на мощном развитии малого бизнеса, частной собственности малых предприятий. Ими нужно управлять с позиций интересов национальной экономики. Эту функцию выполняет государство в регулируемой рыночной экономике. Современный тип рыночной экономики называют государственно-корпоративным капитализмом или регулируемым рыночным капитализмом. Всю систему национальной экономики при этом государство не может регулировать. Современный тип рыночной экономики – одна из стадий развития национального хозяйствования.
Исторически в недавнем прошлом существовал в ряде стран такой тип национальной экономики как централизованно планируемая экономика, административно-командная экономика. Этому типу национальной экономики были характерны следующие признаки:
· господство государственной формы собственности (до 90% всех объектов собственности страны было государственными). Одновременно существовала колхозно-кооперативная форма собственности (10% объектов собственности). Практически вообще не было частной собственности;
· централизованное директивное установление плановых заданий развития отраслей, предприятий. Это стало юридическим основным законом страны. Таким же планово централизованным директивным было распределение результатов труда. Существование единого экономического центра – Госплана приводило к снижению ответственности, развитию приписок, показывающих якобы выполнение плановых заданий в срок;
· высокая степень монополизации важнейших отраслей экономики;
· централизованная координация деятельности отраслей, предприятий, регионов. Это сдерживало свободу экономических действий товаропроизводителей;
· идеологическое воздействие на экономические процессы, искажающее реальную роль экономики в жизни общества.
Этот тип национальной экономики имеет не только отрицательные, но и положительные черты. Он позволяет, во-первых, достаточно быстро наращивать объемы производства; во-вторых, формировать интеллектуальные прорывы в тех отраслях науки и техники, которые являются самыми прогрессивными и передовыми; в-третьих, наращивать интеллектуальный потенциал страны; в-четвертых, создать общество социальной защищенности населения, гарантировать населению позитивные социально-экономические перспективы; в-пятых, формировать у населения оптимистическое отношение к будущему, к целям существования национальной экономики. Главным при этом является способность концентрировать в руках государства ресурсы, фонд накопления, инвестиции, выбирать направление развития страны на перспективу и материальное обеспечение этого развития, ускоренно обновлять основные фонды отраслей и предприятий. Одновременно этот тип национальной экономики ведет к тому, что формируется иждивенческое отношение к жизнедеятельности производителей и потребителей, наращиваются военные расходы, и происходит милитаризация экономики.
В России в конце ХХ – начале XXI века идут три процесса. Происходит, во-первых, крушение множества экономических структур и институтов, экономических отношений, которые были характерны централизованно планируемой или командно-административной экономике. Этот распад не завершен, хотя существует более 15 лет. Однако пройдет еще, как минимум, 15-20 лет, прежде чем завершится исчезновение этих структур и отношений. Во-вторых, осуществляется создание рыночной экономики, возникновение рыночной инфраструктуры. Сейчас уже понятно, что не создание какого-то абстрактного рынка важно, а речь идет о создании конкретных отраслевых, региональных рынков. Происходит изменение формы существования товарно-денежных отношений в связи с развитием рыночной экономики. Созданные в России рыночные отношения пока далеки не только от идеала, но и от тех рыночных отношений, которые господствуют в ряде развитых стран. Теоретически ясно, что рынок есть форма существования товарно-денежных отношений. Но излишняя политическая ангажированность рыночных отношений, еще продолжающая господствовать в стране, сказывается на усилении дифференциации доходов населения, на непредсказуемости экономического поведения крупных корпораций, не всегда оправданной экономической политике государства и регионов. Третьим современным процессом в экономике России является формирование модели хозяйствования, ориентированной на удовлетворение дифференцированных потребностей населения и производства, на осуществление информационных технологий, которые позволяют производству не только учитывать спрос населения, но развивать, прогнозировать этот спрос и соответственно развивать хозяйственные процессы.
В настоящее время мировое сообщество признало экономику России рыночной. Но это имеет значение только для мирохозяйственных отношений. Внутри страны многие рыночные характеристики еще не сформированы. Поэтому верно характеризовать национальную экономику России пока как переходный тип экономики, когда происходит переход к рыночным отношениям. При этом важно не терять те преимущества, какие имела отечественная экономика в прошлом типе национального развития.
Лекция 2. Структура национальной экономики
2.1 Экономическая структура: понятие, виды
Понятие «структура экономики» представляет собой строение, состав, соотношение частей, элементов, формирующих национальную экономику. Структура национальной экономики может быть различных видов. Все отрасли экономики формируют ее структуру. Экономика состоит из отдельных предприятий, организаций, регионов, отраслей, комплексов отраслей. Их соотношение тоже представляет собой различные виды структур национальной экономики. Структура национальной экономики определяется многими условиями:
· развитостью разделения труда в стране, количеством и видами отраслей экономики, в том числе отраслей, предоставляющих услуги;
· степенью развития в стране научно-технического прогрессе, освоения достижений этого прогресса экономикой в целом и отдельными составляющими этой экономики;
· развитостью информатизации экономических процессов, использованием информационных технологий в воспроизводстве, в рыночных отношениях;
· направленностью национальной экономики на решение социальных проблем населения, на обеспечение современных условий жизнедеятельности людей;
· наличием различных форм собственности, соотношением между этими формами собственности, количеством объектов той или иной формы собственности;
· существованием малого предпринимательства как основы экономики в целом и взаимодействием малого, среднего и крупного предпринимательства в стране;
· активностью участия государства в управлении национальной экономикой и регулировании взаимодействия субъектов экономики.
Для анализа структуры национальной экономики используются такие понятия как сектор, отрасль, сфера, сегмент, виды рынков и прочее. Более общее значение имеет структура национальной экономики, которая отражает деление ее на сферы. В настоящее время выделяются две сферы: сфера материального производства и сфера духовного производства. В эти сферы входит все, что существует в национальной экономике, начиная от создания товаров, услуг, и кончая результатами функционирования объектов интеллектуальной собственности.
Следующий вид структуры национальной экономики – это соотнесение секторов экономики друг с другом. Сектор экономики понимается как система хозяйствования, связанная с формой собственности (существуют сектора экономики государственной собственности, частной собственности в различных ее формах, кооперативной собственности и т.д.). Кроме того, существуют такие сектора: сектор рыночных отношений и сектор нерыночных отношений в национальной экономике. Оба эти сектора тесно связаны, взаимодействуют, но организация хозяйствования в них различается. В настоящее время в России официально в сектор государственной собственности входит примерно 15-20% объектов хозяйствования. В разные периоды развития национальной экономики, в зависимости от рои государства в регулировании экономики удельный вес объектов государственной собственности может, как возрастать, так и сокращаться. В настоящее время почти во всех странах мира идет сокращение удельного веса государственной собственности. Но были периоды, когда государственная собственность в отдельных отраслях экономики занимала большую долю. Так, в 1967 году доля государственной собственности в энергетике и транспорте Англии равнялась 100%, во Франции, Италии, Голландии, ФРГ – от 90% до 100%. В настоящее время во всех странах доля государственной собственности сократилась, поскольку везде прошла или еще едет приватизация, начавшаяся в 80-е годы ХХ века.
Сектора в экономике выделяются на основе изучения потоков товаров и услуг. Проводится группировка хозяйствующих субъектов по общим экономическим признакам. Система национального счетоводства определяет такие сектора в национальной экономике: предприятия (фирмы), домашнее хозяйство, государственный сектор. В виде сектора могут рассматриваться группы предприятий, группы населения, работники определенного вида труда, объединяемые каким-либо существенным признаком. Объединение в сектора позволяет структурно упорядочивать знание о национальной экономике, использовать информационные технологии управления этой экономикой. Но группировка экономических объектов по секторам все-таки ограничена, имеет множество формальных признаков, которые не всегда отражают роль этих объектов в национальной экономике, не всегда может использоваться такие группировки в углубленном анализе национальной экономики. Например, в системе национального счетоводства в сектор «предприятия (фирмы)» включаются крупные, средние, мелкие предприятия самых различных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства и проч.). Естественно, что такой сектор при анализе должен быть расчленен на подсектора, по различным социально-экономическим признакам. Но выделение секторов упорядочивает понимание национальной экономики.
Структуру в национальной экономике составляют отрасли хозяйствования. В настоящее время выделение отраслевой структуры национальной экономики важно по таким причинам: 1) независимо от территориального расположения предприятий они используют одинаковые технологии, выпускают одну номенклатуру товара; 2) выполняют одинаковые социально-экономические функции в воспроизводстве; 3) представляют собой качественно однородные группы предприятий, характеризующиеся схожими технико-технологическими условиями производства в системе общественного разделения труда.
Теоретической основой выделения в структуре национальной экономики отраслей является наличие общественного разделения труда, технологического и предметного разделения труда, развитие специализации в экономике. Количество отраслей постоянно возрастает, поскольку потребности меняются, осуществляется технический, технологический и социальный прогресс. Если в начале 70-х годов ХХ столетия в России было около 300 отраслей, то в настоящее время их более 400. Одни отрасли исчезают, другие возникают. Из одной отрасли может вычленяться несколько новых отраслей (например, происходит диверсификация машиностроения, химической промышленности, сельского хозяйства).
Существуют такие отрасли в национальной экономике как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля, общественное питание, связь и прочие отрасли экономики. Не все страны имеют полный набор отраслей. Это связано с недостатком сырья, природных и трудовых ресурсов, с особенностями формирования экономики определенной страны. В России существует практически полный набор отраслей, характерных современной развитой национальной экономике. Но некоторые отрасли пока находятся в начальной стадии развития (по производству современных средств компьютеризации, программным разработкам).
Промышленность является важнейшей отраслью национальной экономики. Степень ее развитости, удельный вес продукции промышленности в валовом внутреннем продукте отражает техническую и технологическую развитость страны, определяет, к какому типу относится данная страна (индустриальная, индустриально-аграрная и т.д.). В настоящее время в промышленности происходит серьезная структурная перестройка, поскольку технологический прогресс определяет необходимость развития в промышленности информационных технологий и производств, создающих средства производства для таких технологий. Важным для изучения национальной экономики является деление ее на производство средств производства и производство предметов потребления, поскольку предназначение этих видов продукции различное. Производство средств производства удовлетворяет производительные потребности и используется для нового производства в самых различных отраслях экономики. Производство предметов потребления предназначено для удовлетворения личных потребностей, связанных с развитием человека, имеют очень большое социальное значение.
Каждая отрасль национальной экономики подразделяется на множество подотраслей, формирующихся по принципу, какую продукцию они выпускают, какую технологию используют. Причем существуют комплексные подотрасли, которые называются также отраслями. Например, промышленность включает в себя электроэнергетику, топливное производство, металлургию, машиностроение и т.д. Эти комплексные отрасли выделяются по признакам: однородности назначения продукции в ее использовании, общности потребляемого материала (металл в машиностроении), сходства применяемых технологических процессов (например, химическая промышленность). Очень дифференцированными являются пищевая промышленность (в ее состав входит около 25 отраслей), легкая промышленность. Причем эти отрасли подразделяются еще на различные производства.
Соотношение удельных весов каждой из отраслей в валовом внутреннем продукте национальной экономики представляет собой пропорции экономики. Пропорции постоянно меняются, что зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой государство, управляя национальной экономикой, создавая условия для развития частного производства в тех или иных отраслях, зависят от того, как развивается научно-технический прогресс. Современную пропорциональность в национальной экономике учитывают, используя систему национального счетоводства, где отражаются макроэкономические пропорции. Например, такие пропорции отражаются в счете производства по отраслям, куда включаются не только промышленность, сельское хозяйство, связь, строительство, торговля и общественное питание, но и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, финансы, кредит, страхование, образование, культура, искусство, управление и другие отрасли.
Таблица 2
Структура национальной экономики России в 2000 году (в % к итогу)
Отрасли Доля в ВВП
Ресурсы/выпуск Использование (валовая
добавленная стоимость)
Промышленность 41,0 32,7
Сельское хозяйство 7,4 7,3
Строительство 7,0 6,7
Транспорт 6,3 7,0
Связь 1,4 1,6
Торговля и общественное питание 16,1 21,1
Общая коммерческая
деятельность по обеспечению
функционирования рынка 2,1 3,5
Финансы, кредит, страхование 1,2 1,6
Образование, культура, искусство 2,7 3,1
Управление (включая оборону) 5,2 5,4
Таблица составлена по «Российский статистический ежегодник. 2001». С.292
Анализ таблицы позволяет понять, какова структура национальной экономики в определенный год. Если же взять эти показатели в динамике по годам, то можно заметить тенденции изменения этой структуры и делать выводу, по какому направлению меняется структура национальной экономики России.
2.2 Теории структурных реформ национальной экономики
Структурное преобразование экономики постоянно вызывает интерес ученых и практиков хозяйственной деятельности. Это связано с тем, что определение направления преобразование формирует развитие национальной экономики на многие годы. Позволяет обеспечивать рост важнейших экономических показателей, экономической мощи страны. Существует ряд теорий, объясняющих, каким образом нужно производить структурные реформы в национальной экономике. При этом необходимо понимать, что структурные преобразования отличаются от структурных реформ. Преобразования осуществляются постепенно, могут не затрагивать коренные характеристики национальной экономики. Структурные же реформы означают коренное преобразование строения экономики, ее состава.
В 50-е годы ХХ века появилась теория структурных реформ. Эта теория – одна из наиболее распространенных не только в 50-е – 70-е годы ХХ века, но и сейчас вызывает интерес ученых и практиков. Эта теория возникла в связи с тем, что выявилась неэффективность бывшего в тот период в странах Запада сельского хозяйства. Стремясь изменить положение к лучшему, появилась теория структурных реформ как изменение аграрных отношений. Суть этой теории состоит в том, что крупное сельскохозяйственное производство должно стать ведущим в этой отрасли, по сравнению с мелким и средним производством. Именно крупное производство, по мнению сторонников этой теории, в состоянии обеспечить потребности национальной экономики в продукции сельского хозяйства при сравнительно небольших издержках. При этом мелкое и среднее производство в сельском хозяйстве должно было претерпеть организационные изменения, перепрофилироваться в своей деятельности.
Сторонниками этой теории были французы Ж. Мийо, Ш. Нури, С.Мансхолт из Нидерландов. К ним постепенно присоединялись и другие ученые. Преобразования аграрных отношений должны были затронуть не только производство сельскохозяйственной продукции, но и ее переработку, социально-экономические структуры сельского хозяйства, ускорить концентрацию капитала в промышленности, торговле, повышение конкурентоспособности таких предприятий на внутреннем и внешнем рынке. Теория структурных реформ была порождена проблемами рынка, необходимостью развития рынка сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки. Именно комплексный подход отличал эту теорию.
По этой теории структура отраслей сельского хозяйства, развитие их специализации определяются потребностями рынка. Поскольку рыночное хозяйство представляет собой общество социальной конкуренции, постольку теория структурных реформ обращала внимание на благотворное влияние конкуренции в развитии сельского хозяйства и сопряженных с ним отраслей. Мелкие производства в сельском хозяйстве как малорентабельные, по мнению авторов теории, отвлекают средства страны, поскольку требуют постоянной поддержки своего существования. Право на ведение хозяйства имеют те предприятия, которые идут в авангарде технического прогресса, прибыльны, конкурентоспособны на рынке. Структурные реформы должны были уменьшить издержки производства в реформируемых отраслях. Для этого рекомендовалось применять экономические методы скупки, аренды земель у разоряющихся мелких и средних производителей в сельском хозяйстве. Во многих странах создавались смешанные (частные и государственные) крупные компании (например, во Франции, Бельгии). Структурные реформы не смогли устранить многие проблемы в сельском хозяйстве, но позволили поднять его продуктивность, рыночную эффективность, конкурентоспособность на внешних рынках. Происходила аграрная интеграция в ряде стран, правительства поддерживали крупное сельскохозяйственное производство, поддерживало их льготное кредитование, обеспечивало сферу сбыта (государственные, муниципальные закупки), создавало финансовые условия изменения форм экономической деятельности бывших мелких производителей в этой отрасли.
Политика структурных реформ была одобрена многими странами Европы. Эта политика рассматривалась как ведущая в сельском хозяйстве многих стран мира. Римский договор 1957 года, Конференция министров иностранных дел и сельского хозяйства в 1958 году признали необходимость структурных реформ. Был принят меморандум Европейской комиссии о реформе сельского хозяйства – «план Мансхолта». История показала, что эта теория помогла интеграции стран Европы, помогла развитию сельского хозяйства, усилению его конкурентных позиций в странах Европы. Были созданы крупные (по европейским меркам) хозяйства, имеющие не менее 80 – 120 га площадей, молочное производство должно было обеспечиваться 40 – 60 коровами и т.д. Количество сельскохозяйственных производителей уменьшилось в годы структурных реформ с 11 до 5 миллионов человек.
Еще одной теорией структурных реформ является теория создания «точек роста». Точками роста считаются отдельные производства, регионы, отрасли, предприятия, которые могут обеспечить общее развития национальной экономики. Если стимулировать развитие такой точки роста, то мультипликационный эффект, возникающий при этом, вовлекает в ускоренное развитие, структурную перестройку сопряженные с ней отрасли, производства, регионы. Иначе говоря, ориентируется применение точек роста на возникновение мультипликационного эффекта, на обеспечение при помощи такой точки структурного изменения национальной экономики. В России достаточно много ученых и практиков, которые считают необходимым использовать определенные точки роста, определив их, влияя на них, поддерживая их развитие государством.
В других странах эта теория была использована на практике и достаточно успешно. Так, в Японии в 60-е годы ХХ столетия четко были определены приоритеты экономики, то есть точки роста национальной экономики. Такими точками роста в Японии считались металлургия, нефтепереработка, судостроение. Эта страна бедна полезными ископаемыми, но, начав впервые в мире строить гигантские сухогрузы, страна выиграла в доставке руды и угля из Австралии. По подсчетам специалистов оказалось, что такая транспортировка на этих сухогрузах не дороже перевозок в Рур сырья внутри Германии. Всего за 10 лет Япония создала самую передовую в мире металлургию. Она выплавляла ежегодно более 100 миллионов тонн стали (уступала в этом производстве только СССР и США). Затем Япония вышла в мировые лидеры по судостроению. После приоритеты, точки роста в Японии были обозначены как развитие электротехники и автомобилестроения. По примеру Японии определяли собственные точки роста страны юго-восточной Азии, став новыми странами по производству электротехнических товаров, компьютерного оборудования. В Великобритании точкой роста была легкая промышленность, в Германии – развитие мелкого предпринимательства, обеспечившего не только рабочие места, но и новые, высокотехнологичные производства. В Саудовской Аравии и других странах, богатых нефтью, - нефтедобыча и нефтепереработка. В США в годы Великой депрессии оживило экономику строительство шоссейных дорог, обеспечивших хорошие условия передвижения товаров, работников, развитие транспорта, автомобилестроения. В СССР такой точкой роста в 30-е годы ХХ столетия стала индустриализация.
Существует ряд условий, которые нужно соблюдать, чтобы избранное направление развития экономики действительно стало бы точкой роста. Этими условиями являются:
· государственная и муниципальная поддержка тех отраслей экономики, которые считаются важнейшими для развития страны;
· активизация осуществления научно-технического прогресса не только административными способами, но и экономическими, рыночными воздействиями. Создание у предпринимателей стойкой экономической заинтересованности в развитии определенных отраслей, сфер хозяйствования;
· в России существует такое условие активного использования точек роста как природные богатства. Страна имеет этих богатств больше всех в мире. Причем эти природные богатства разнообразны, могут обеспечить любые потребности производства, экономики;
· наличие подготовленных кадров, которые могли бы технологически обеспечить прогресс в определенных отраслях экономики, сферах хозяйствования. В России высокий интеллектуальный и образовательный, профессиональный уровень населения. Однако пока слаба исполнительская дисциплина, организованность, стремление к постоянному развитию профессионализма, мастерства.
Рынок не может обеспечить быстрые структурные изменения. Здесь играет определяющую роль регулирующая роль государства. Рынок экономически поддерживает только те направления развития, какие приносят наибольшую прибыль. Точки же роста не всегда сразу начинают приносить прибыль. Поэтому, конечно, роль государства велика в обеспечении реализации выбранных точек роста национальной экономики. В России пока не определены точки роста национальной экономики, хотя есть различные мнения, что же считать такими точками. Одни считают этими точками развитие нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, другие – развитие энергетики, что для такой большой по территории страны важно, учитывая суровый климат почти на всей территории страны. Третьи точками роста считают развитие наукоемких производств, основанных на информационных технологиях. Видимо, именно эти специалисты правы применительно к тому, что может изменить структуру экономики страны. В настоящее время все больше специалистов уверены в том, что точками роста для России могут быть только наукоемкие и инновационные производства, инновационные виды хозяйственной деятельности. Создана Программа инновационного развития страны. Эта программа финансируется федеральным центром и регионами.
2.3 Межотраслевые структуры национальной экономики.
В современных условиях особое значение в структуре национальной экономики приобрели межотраслевые комплексы. Они возникают как интегрированные структуры в результате объединения сопряженных между собой отраслей или же отраслей, выполняющих схожие социально-экономические функции. Основой возникновения межотраслевых комплексов являются процессы интеграции, идущие в национальной экономике, и процессы комплексного развития производственных потребностей, необходимости комплексного использования ресурсов и выхода на рынок единым продавцом. Внутри межотраслевых комплексов существуют пропорции между отраслями, которые позволяют с меньшими издержками и затратами времени производить и реализовать продукцию этого комплекса, лучше удовлетворять потребности экономики. Межотраслевые комплексы можно рассматривать как реализацию стремления экономики к равновесию, уничтожению потерь ресурсов при взаимодействии различных отраслей друг с другом.
Межотраслевые комплексы существуют как оборонно-промышленный комплекс, топливно-энергетический, аграрно-промышленный и другие. Основами возникновения межотраслевых комплексов могут быть: единое предназначение конечной продукции (оборонно-промышленный комплекс), единые технологические процессы и удовлетворение схожих потребностей (топливно-энергетический комплекс), социально-экономическое предназначение продукции для удовлетворения потребностей населения (аграрно-промышленный комплекс). Другие комплексы имеют иные основы возникновения и существования. Более подробно мы рассмотрим аграрно-промышленный комплекс – АПК.