Классификация видов экономического анализа. Экономический анализ классифицируется по следующим признакам:
Экономический анализ классифицируется по следующим признакам:
1. По отраслевому признаку анализ делится на: отраслевой, учитывающий специфику деятельности отдельных отраслей, и межотраслевой, являющийся теоретической и методологической основой экономического анализа во всех отраслях национальной экономики.
2. По признаку времени различают предварительный (перспективный) анализ - до совершения хозяйственных операций, он необходим для обоснования планов и управленческих решений, и последующий анализ (ретроспективный) - после совершения хозяйственных операций, его используют для изучения тенденций развития предприятия, контроля за выполнением принятых планов и диагностики его состояния.
Ретроспективный анализ является основой перспективного анализа.
Ретроспективный анализ делится на оперативный и итоговый (результативный).
Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после завершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени.
Итоговый анализ проводится за отчетный период времени. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.
Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный.
3. По пространственному признаку различают внутрифирменный и межфирменный анализ. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий.
4. По объектам управления, то есть аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. Технико-экономический анализ (технические службы предприятия) изучает взаимодействие технических и экономических процессов и установливает их влияния на экономические результаты деятельности предприятия. Финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, роста рентабельности и др. Социально-экономический анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Аудиторский (бухгалтерский) анализ проводится с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Экономико-статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона. Экономико-экологический анализ - исследование взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию (органы охраны окружающей среды). Маркетинговый анализ (служба маркетинга)- изучение внешней среды функционирования предприятия: рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности. Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования.
5. По методике изучения объектов.
При сравнительном анализе обычно ограничиваются сравнением отчетных показателей о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, передовых предприятий.
Качественный анализ - это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов. Количественный (факторный) анализ базируется на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов. Экспресс-анализ (диагностический) представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения. Фундаментальный анализ представляет собой углубленное комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.
Маржинальный анализ - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. Экономико-математический анализ выбирает наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляет резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов. Стохастический анализ используется для изучения вероятностных зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятия.
Функционально-стоимостный анализ (ФСА) сориентирован на оптимальные методы реализации выполняемых объектом функций на всех стадиях жизненного цикла изделия. Онисследует функции, которые выполняет объект изучения, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции этого объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т. д. Разновидностью функционалъно-стоимостного анализа является FМЕА-анализ (Failure Mode and Effects Analysis), который представляет собой технологию анализа возможности возникновения дефектов и их влияние на потребителя.
6. По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ.
7. По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном - по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.
8. По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом - только отдельные ее стороны, представляющие в данный момент наибольший интерес, например вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и пр.