Iпава 8. Туристские ресурсы
О
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА БАЛТИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ТУРИЗМА
Биржаков Михаил Борисович
ВВЕДЕНИЕ В ТУРИЗМ
Издание восьмое, переработанное и дополненное
Рекомендовано
Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебника для студентов
высших учебных заведений
с» ■*>■ |
®
Москва - Санкт-Петербург
Издательство «Невский Фонд»
«Издательский дом Герда»
Издание подготовлено НП «Издательство «НЕВСКИЙ ФОНД» и «Издательским домом Герда»
при содействии и поддержке
Национальной Академии туризма,
Балтийского международного института туризма,
Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств,
Санкт-Петербургского государственного университета,
ОАО «Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга»
Биржаков Михаил Борисович
к. т. н., президент Национальной Академии туризма,
заведующий кафедрой туроперейтинга
Балтийского международного института туризма
Редактор: Барсукова Н. А. Компьютерная верстка: Биржаков К. М. Корректор: Виноградова Н. В.
Биржаков М. Б. Введение в ТУРИЗМ: Учебник. - Издание 8-е, переработанное и дополненное.- СПб.: «Издательский дом Герда», 2006. - 512 с.
ISBN5-94125-082-7
В книге изложены основы теории туризма, приведено толкование основных терминов и понятий в аспектах международных конвенций и рекомендаций ВТО, национальных норм и законодательных актов, принципов и обычаев. Отдельно рассмотрены особенные вопросы туризма и специфика применения туристской терминологии в деловом обороте.
Учебник предназначен для студентов высших профессиональных учебных заведений, а также работников предприятий сферы туризма. При подготовке книги использованы методические материалы и практические наработки, предоставленные туристскими фирмами Санкт-Петербурга.
WEB: http://www.travelglossary.ru, e-mail: [email protected]
«Издательский дом Герда»
Лицензия ИД № 02140 от 28.06.2000
Россия, 198020, Санкт-Петербург, Старопетергофский пр., д. 3/S, пом. 2-н, лит. А
тел. (812) 325-48-70, 320-90-72
WEB: www.gerdabook.ru
e-mail: [email protected]
Подписано в печать 15.02.2006 Формат 70x100 Vi6-Объем 32 п.л. Бумага газетная. Печать офсетная. Гарнитура «Тайме». Доп. тираж 5000 экз. Заказ № €■ $ /.
Отпечатано с готовых диапозитивов
в типографии 000 "Северо-Западный печатный двор"
188300, г. Гатчина, ул. Железнодорожная, 45, л. Б.
О Биржакои М. Ь, /Odd
' ■ Ьирж.жон К М , pcKM.iMii и ди 1.1ЙИ, 2006 *
о «Ищ.Ш'НЫ кии дом |и|)Д'">, оформление» обложки, Лию
Оглавление
Foreword
Preface 1.......................................................................................................................................... 8
Preface 2........................................................................................................................................... 9
Preface 3........................ ;.............................................................................................................. 11
Preface 4........................................................................................................................................ 11
О монографии «Введение втуризм»М. Б. Биржакова....................................................... 12
Глава 1. Путешествия и путешественник
1.1. Путешествие......................................................................................................................... 14
1.2. Путешествия древних........................................................................................................ 15
1.3. Паломничество.................................................................................................................... 16
1.4. Первооткрывательство...................................................................................................... 16
1.5. Путешествия в современности и начала туризма..................................................... 19
1.6. Томас Кук, основоположник массового туризма......................................................... 22
1.7. Велосипед и туризм............................................................................................................ 24
1.8. Время и путешествия......................................................................................................... 26
1.9. Путешествия в целях достижения рекордов............................................................... 26
1.10. Материальное обеспечение путешествий................................................................ 27
1.11. Выводы................................................................................................................................. 28
Глава 2. Туризм
.' ! Туризм и путешествия......................................................................................................... 29
2.2. Туризм в XX в. и на рубеже XXI в..................................................................................... 30
2.3. Определение туризма........................................................................................................ 38
J Л 1уризм — массовое явление и феномен XX в............................................................. 51
1 '■ Четыре отличия туризма от путешествия................................................................... 53
.'' ■ Цели туризма........................................................................................................................ 54
I \оли туриста........................................................................................................................ 65
[Д, 11,<'пи дестинации приема.............................................................................................. 69
• !| 'ыни оционные формы туризма и основные категории...................................... 69
' 10. Ууристские фирмы и предприятия.............................................................................. 77
' И. < модеятельный туризм................................................................................................... 79
1 пциальный туризм.......................................................................................................... 79
(ЛАна 3. Турист
l i < щределение туриста......................................................................................................... 83
!.СО( мпллющие элементы определения....................................................................... 84
■ l|i.iii.) и свободы................................................................................................................. 86
I i 1К< кур< аш........................................................................................................................... 102
'. '. lliMIc ИОНеры И ИШМЛИДЫ ................................................. «щлш^ИоцЯШВчОЯГТбЗ \
Mill Д111М1 II IVI'MIM
!.(>. Статус туриста................................................................................................................. 104
Глава 4. Туристская индустрия
4.1. Организаторы туризма................................................................................................... 106
4.2. Перевозки........................................................................................................................... 110
4.3. Гостиничная индустрия.................................................................................................. 111
4.4. Система (общественного) питания............................................................................. 113
4.5. Развлечения и система аттракции.............................................................................. 116
4.6. Инфраструктура туризма....................................................................................... :...... 117
4.7. Страхование...................................................................................................................... 118
4.8. Банковские и финансовые услуги................................................................................ 119
4.9. Информационные услуги............................................................................................... 120
4.10. Туристские информационные центры.'.................................................................... 121
4.11. Другие нетипичные туристские услуги.................................................................... .126
Глава 5. Теория туристского продукта
5.1. Три источника и три составные части туристского продукта............................... 127
5.2. Источники туристского продукта.................................................................................. 127
5.3. Уровни туристского продукта........................................................................................ 130
5.4. Составляющие туристского продукта......................................................................... 131
5.5. Тур и туристский продукт................................................................................................ 133
5.6. Юридическая природа туристского продукта........................................................... 133
5.7. Экономическая сущность туристского продукта...................................................... 137
Глава б. Туристские услуги, работы, товары
6.1. Турист — потребитель.................................................................................................... 141
6.2. Туристская услуга.............................................................................................................. 141
6.3. Работы как разновидность туристской услуги.......................................................... 148
6.4. Туристские товары............................................................................................................ 149
6.5. Некоторые теоретические вопросы сравнения сущности услуги и товара...153
6.6. Туристский продукт........................................................................................................... 155
6.7. Стандартизация и сертификация услуг..................................................................... 155
6.8. Тур и туристский маршрут.............................................................................................. 156
Глава 7. Подвиды и разновидности туризма
7.1. Активный и пассивный туризм...................................................................................... 159
7.2. Цели туризма..................................................................................................................... 164
7.3. Особенные туры, объекты социального туризма.................................................... 170
7.4. Финансирование туристских поездок......................................................................... 172
7.5. Аттракции и развлечения............................................................................................... 174
7.6. Обучение за рубежом и стажировки............................................................................ 176
7.7. Таймшер.............................................................................................................................. 176
7.8. Завершение туристского путешествия — homeward............................................. 179
_4 —
ОГЛАВЛЕНИЕ
Iпава 8. Туристские ресурсы
В, I. Туристский интерес.......................................................................................................... 181
В ■'. Туристские ресурсы........................................................................................................ 184
И. I. )кология и туризм.............................................................................................................. 188
it А I Тщиональные парки и резервации............................................................................. 191
н V Ь'матические парки........................................................................................................... 208
|,б. Чудеса света........................................................................................................................ 213
Глава 9. Туризм и другие области знаний
'),], Психология........................................................................................................................... 217
'|.). Антропология....................................................................................................................... 218
'• 1. Социология......................................................................................................................... 218
U.4. Экономика.......................................................................................................................... 219
'J.'i, 1еография........................................................................................................................... 223
'J.d. Информатика..................................................................................................................... 223
'-»./. Право................................................................................................................................... 224
Глава 10. Безопасность туризма
10.1, Ьезопасность туристского путешествия.................................................................. 229
10.2. Туристское страхование............................................................................................... 236
|0 I. Чрезвычайные ситуации................................................................................................ 237
Ю.4. Коммерческие и организационно-технические риски.......................................... 243
10.5.1 кжровители путешественников................................................................................ 245
Iлава 11. Особенные вопросы туристской деятельности
I I.I. Терминологический спор «туристский или туристический»................................. 249
11.2. Паломничество................................................................................................................ 256
11.3. Томас Кук — основоположник туризма............................................................... ..... 286
11.4. Деревенский туризм....................................................................................................... 309
I I.S. Проблемы туризма для соотечественников........................................................... 319
I 1,6. Экзотический туризм..................................................................................................... 348
11,7. Культурный туризм.................................................................................................... ....357
I I.H. Событийный туризм....................................................................................................... 362
I l.'). Молодежный туризм....................................................................................................... 368
I 1,10. Теория компаньона..................................................................................................... 370
11,11. Космический туризм.................................................................................................... 387
I I. I). Полярный туризм........................................................................................................... 400
11,13. Озерный туризм........................................................................................................... 422
I 1,14. Экскурсии в туризме.................................................................................................... 462