Iпава 8. Туристские ресурсы

О

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА БАЛТИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ТУРИЗМА

Биржаков Михаил Борисович

ВВЕДЕНИЕ В ТУРИЗМ

Издание восьмое, переработанное и дополненное

Рекомендовано

Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений


с» ■*>■

®

Москва - Санкт-Петербург

Издательство «Невский Фонд»

«Издательский дом Герда»

Iпава 8. Туристские ресурсы - student2.ru Издание подготовлено НП «Издательство «НЕВСКИЙ ФОНД» и «Издательским домом Герда»

при содействии и поддержке

Национальной Академии туризма,

Балтийского международного института туризма,

Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств,

Санкт-Петербургского государственного университета,

ОАО «Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга»

Биржаков Михаил Борисович

к. т. н., президент Национальной Академии туризма,

заведующий кафедрой туроперейтинга

Балтийского международного института туризма

Редактор: Барсукова Н. А. Компьютерная верстка: Биржаков К. М. Корректор: Виноградова Н. В.

Биржаков М. Б. Введение в ТУРИЗМ: Учебник. - Издание 8-е, переработанное и дополненное.- СПб.: «Издательский дом Герда», 2006. - 512 с.

ISBN5-94125-082-7

В книге изложены основы теории туризма, приведено толкование основных терминов и понятий в аспектах международных конвенций и рекомендаций ВТО, национальных норм и законодательных актов, принципов и обычаев. Отдельно рассмотрены особенные вопросы туризма и специфика применения туристской терминологии в деловом обороте.

Учебник предназначен для студентов высших профессиональных учебных заведений, а также работни­ков предприятий сферы туризма. При подготовке книги использованы методические материалы и практи­ческие наработки, предоставленные туристскими фирмами Санкт-Петербурга.

WEB: http://www.travelglossary.ru, e-mail: [email protected]

«Издательский дом Герда»

Лицензия ИД № 02140 от 28.06.2000

Россия, 198020, Санкт-Петербург, Старопетергофский пр., д. 3/S, пом. 2-н, лит. А

тел. (812) 325-48-70, 320-90-72

WEB: www.gerdabook.ru

e-mail: [email protected]

Подписано в печать 15.02.2006 Формат 70x100 Vi6-Объем 32 п.л. Бумага газетная. Печать офсетная. Гарнитура «Тайме». Доп. тираж 5000 экз. Заказ № €■ $ /.

Отпечатано с готовых диапозитивов

в типографии 000 "Северо-Западный печатный двор"

188300, г. Гатчина, ул. Железнодорожная, 45, л. Б.

О Биржакои М. Ь, /Odd

' ■ Ьирж.жон К М , pcKM.iMii и ди 1.1ЙИ, 2006 *

о «Ищ.Ш'НЫ кии дом |и|)Д'">, оформление» обложки, Лию

Оглавление

Foreword

Preface 1.......................................................................................................................................... 8

Preface 2........................................................................................................................................... 9

Preface 3........................ ;.............................................................................................................. 11

Preface 4........................................................................................................................................ 11

О монографии «Введение втуризм»М. Б. Биржакова....................................................... 12

Глава 1. Путешествия и путешественник

1.1. Путешествие......................................................................................................................... 14

1.2. Путешествия древних........................................................................................................ 15

1.3. Паломничество.................................................................................................................... 16

1.4. Первооткрывательство...................................................................................................... 16

1.5. Путешествия в современности и начала туризма..................................................... 19

1.6. Томас Кук, основоположник массового туризма......................................................... 22

1.7. Велосипед и туризм............................................................................................................ 24

1.8. Время и путешествия......................................................................................................... 26

1.9. Путешествия в целях достижения рекордов............................................................... 26

1.10. Материальное обеспечение путешествий................................................................ 27

1.11. Выводы................................................................................................................................. 28

Глава 2. Туризм

.' ! Туризм и путешествия......................................................................................................... 29

2.2. Туризм в XX в. и на рубеже XXI в..................................................................................... 30

2.3. Определение туризма........................................................................................................ 38

J Л 1уризм — массовое явление и феномен XX в............................................................. 51

1 '■ Четыре отличия туризма от путешествия................................................................... 53

.'' ■ Цели туризма........................................................................................................................ 54

I \оли туриста........................................................................................................................ 65

[Д, 11,<'пи дестинации приема.............................................................................................. 69

!| 'ыни оционные формы туризма и основные категории...................................... 69

' 10. Ууристские фирмы и предприятия.............................................................................. 77

' И. < модеятельный туризм................................................................................................... 79

1 пциальный туризм.......................................................................................................... 79

(ЛАна 3. Турист

l i < щределение туриста......................................................................................................... 83

!.СО( мпллющие элементы определения....................................................................... 84

■ l|i.iii.) и свободы................................................................................................................. 86

I i 1К< кур< аш........................................................................................................................... 102

'. '. lliMIc ИОНеры И ИШМЛИДЫ ................................................. «щлш^ИоцЯШВчОЯГТбЗ \

Mill Д111М1 II IVI'MIM

!.(>. Статус туриста................................................................................................................. 104

Глава 4. Туристская индустрия

4.1. Организаторы туризма................................................................................................... 106

4.2. Перевозки........................................................................................................................... 110

4.3. Гостиничная индустрия.................................................................................................. 111

4.4. Система (общественного) питания............................................................................. 113

4.5. Развлечения и система аттракции.............................................................................. 116

4.6. Инфраструктура туризма....................................................................................... :...... 117

4.7. Страхование...................................................................................................................... 118

4.8. Банковские и финансовые услуги................................................................................ 119

4.9. Информационные услуги............................................................................................... 120

4.10. Туристские информационные центры.'.................................................................... 121

4.11. Другие нетипичные туристские услуги.................................................................... .126

Глава 5. Теория туристского продукта

5.1. Три источника и три составные части туристского продукта............................... 127

5.2. Источники туристского продукта.................................................................................. 127

5.3. Уровни туристского продукта........................................................................................ 130

5.4. Составляющие туристского продукта......................................................................... 131

5.5. Тур и туристский продукт................................................................................................ 133

5.6. Юридическая природа туристского продукта........................................................... 133

5.7. Экономическая сущность туристского продукта...................................................... 137

Глава б. Туристские услуги, работы, товары

6.1. Турист — потребитель.................................................................................................... 141

6.2. Туристская услуга.............................................................................................................. 141

6.3. Работы как разновидность туристской услуги.......................................................... 148

6.4. Туристские товары............................................................................................................ 149

6.5. Некоторые теоретические вопросы сравнения сущности услуги и товара...153

6.6. Туристский продукт........................................................................................................... 155

6.7. Стандартизация и сертификация услуг..................................................................... 155

6.8. Тур и туристский маршрут.............................................................................................. 156

Глава 7. Подвиды и разновидности туризма

7.1. Активный и пассивный туризм...................................................................................... 159

7.2. Цели туризма..................................................................................................................... 164

7.3. Особенные туры, объекты социального туризма.................................................... 170

7.4. Финансирование туристских поездок......................................................................... 172

7.5. Аттракции и развлечения............................................................................................... 174

7.6. Обучение за рубежом и стажировки............................................................................ 176

7.7. Таймшер.............................................................................................................................. 176

7.8. Завершение туристского путешествия — homeward............................................. 179

_4 —

ОГЛАВЛЕНИЕ

Iпава 8. Туристские ресурсы

В, I. Туристский интерес.......................................................................................................... 181

В ■'. Туристские ресурсы........................................................................................................ 184

И. I. )кология и туризм.............................................................................................................. 188

it А I Тщиональные парки и резервации............................................................................. 191

н V Ь'матические парки........................................................................................................... 208

|,б. Чудеса света........................................................................................................................ 213

Глава 9. Туризм и другие области знаний

'),], Психология........................................................................................................................... 217

'|.). Антропология....................................................................................................................... 218

'• 1. Социология......................................................................................................................... 218

U.4. Экономика.......................................................................................................................... 219

'J.'i, 1еография........................................................................................................................... 223

'J.d. Информатика..................................................................................................................... 223

'-»./. Право................................................................................................................................... 224

Глава 10. Безопасность туризма

10.1, Ьезопасность туристского путешествия.................................................................. 229

10.2. Туристское страхование............................................................................................... 236

|0 I. Чрезвычайные ситуации................................................................................................ 237

Ю.4. Коммерческие и организационно-технические риски.......................................... 243

10.5.1 кжровители путешественников................................................................................ 245

Iлава 11. Особенные вопросы туристской деятельности

I I.I. Терминологический спор «туристский или туристический»................................. 249

11.2. Паломничество................................................................................................................ 256

11.3. Томас Кук — основоположник туризма............................................................... ..... 286

11.4. Деревенский туризм....................................................................................................... 309

I I.S. Проблемы туризма для соотечественников........................................................... 319

I 1,6. Экзотический туризм..................................................................................................... 348

11,7. Культурный туризм.................................................................................................... ....357

I I.H. Событийный туризм....................................................................................................... 362

I l.'). Молодежный туризм....................................................................................................... 368

I 1,10. Теория компаньона..................................................................................................... 370

11,11. Космический туризм.................................................................................................... 387

I I. I). Полярный туризм........................................................................................................... 400

11,13. Озерный туризм........................................................................................................... 422

I 1,14. Экскурсии в туризме.................................................................................................... 462

Наши рекомендации