Верны ли следующие утверждения? 1. Общая и частные экономические науки

Тема 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ

1. Общая и частные экономические науки. Предмет экономической теории, ее функции. Место экономической теории в системе экономических наук.

2. Экономическая теория и экономическая политика. Позитивная и нормативная экономическая теория. Разделы экономической теории.

3. Методы экономической теории. Экономические категории. Экономические законы.

4. Основные научные школы XVI - XIX в.в. Современные направления экономической теории.

Основные понятия (термины)

Производство

Распределение

Обмен

Потребление

Сфера материального производства

Сфера услуг

Экономика

Функции экономики

Экономическая теория

Предмет экономической теории

Функции экономической теории

Разделы экономической теории

Микроэкономика

Макроэкономика

Мировая экономика

Позитивная экономическая теория

Нормативная экономическая теория

Методы экономической теории

Индукция

Дедукция

Метод научной абстракции

Анализ

Синтез

Сравнение

Функциональный анализ

Предельный анализ

Экономико-математическое моделирование

Системный подход

Меркантилизм

Физиократы

Классическая школа

Кейнсианская экономическая теория

Современные направления экономической теории

Монетаризм

Неолиберализм

Неоинституционализм

Тесты

Найдите правильный ответ:

1. Какая из экономических школ первой сделала предметом своего анализа процесс производства:

а) кейнсианская школа;

б) меркантилизм;

в) маржинализм;

г) физиократы.

2. Предметом экономической теории является:

а) распределение товаров и услуг между экономическими агентами с целью их стимулирования к эффективной деятельности;

б) выбор стратегии фирмы для достижения максимально возможной доли на рынке;

в) эффективное размещение и использование ограниченных производственных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей;

г) эффективное размещение денежных средств предприятия в инвестиционные проекты с целью достижения социально-эффективного общества.

3. Микроэкономика изучает:

а) функционирование экономики как единого целого;

б) эффективность распределения и использования ресурсов;

в) поведение фирм и потребителей;

г) формирование валютных курсов.

4. Функциональный анализ:

а) позволяет исследовать изменения одной экономической величины в зависимости от другой;

б) позволяет в формализованном виде определить причины и закономерности изменений экономических явлений;

в) основан на изучении количественных изменений, возникающих при предельно малом изменении какой-либо экономической переменной;

г) основан на изучении экономических объектов в качестве системы и элементов более сложных систем.

5. Укажите положение, которое не имеет отношения к экономической теории:

а) редкость блага;

б) неограниченные производственные возможности;

в) эффективность использования ресурсов;

г) материальные и духовные потребности.

6. Что из перечисленного является предметом изучения макроэкономики:

а) рост покупок ноутбуков Apple вследствие снижения на них цен;

б) рост уровня безработицы;

в) влияние рекламы на спрос на одежду в Республике Беларусь;

г) рост предложения газа в случае нахождения нового месторождения.

7. Нормативная экономика занимается:

а) выявлением взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями;

б) использованием экономических законов и принципов при решении определенных социально-экономических задач;

в) исследованием экономических фактов и явлений с целью выявления внутренних механизмов развития экономики;

г) выявлением взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями.

8. Что не является целью макроэкономического регулирования:

а) высокий уровень занятости населения;

б) внешнеэкономическая сбалансированность;

в) стабильный уровень цен;

г) высокое качество товаров.

9. Позитивная экономическая теория изучает:

а) оценочные суждения об экономике;

б) поведение отдельных экономических субъектов;

в) экономическую реальность;

г) национальную экономику в целом.

10. Метод абстракции означает:

а) рассмотрение модели экономики с учетом всех внутренних и внешних факторов;

б) «очищение» объекта исследования от случайных и несущественных факторов с целью выделения типичных и характерных черт;

в) выстраивание общей теории исходя из наблюдаемых частных событий;

г) ничего из вышеперечисленного.

11. В качестве предмета политической экономии К.Маркс выделял:

а) процесс накопления первоначального капитала;

б) систему эксплуатации рабочего класса;

в) отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ;

г) процесс потребления как наиболее важное связующее звено между классами.

12. В рамках кейнсианской школы:

а) доминирующее положение занимает идея свободного рынка;

б) обосновывалась необходимость государственного вмешательства в экономику;

в) богатство нации определялось через драгоценные металлы;

г) предметом исследования являлись микроэкономические процессы в обществе.

13. Первой экономической школой является:

а) кейнсианство;

б) меркантилизм;

в) маржинализм;

г) классическая школа.

14. Кто из данных авторов впервые использовал название «Политическая экономия»:

а) К. Маркс;

б) А. Смит;

в) Д.М. Кейнс;

г) А. Монкретьен.

15. Что из нижеперечисленного не является экономической школой:

а) неоклассики;

б) посткейнсианство;

в) институционализм;

г) постмодернизм.

16. Физиократы считали, что:

а) богатство создается в сельском хозяйстве;

б) ценность блага определяется его предельной полезностью;

в) государство должно активно вмешиваться в экономические процессы;

г) в управлении экономикой необходимо сделать акцент на денежно-кредитной политике.

17. Укажите, какие существуют фундаментальные вопросы экономики:

а) Что производить? Кто должен производить? Из чего производить?;

б) Что добывать? Какой объем добывать? Как распределять?;

в) Что производить? Как производить? Для кого производить?;

г) Что покупать? По какой цене покупать? Кому продавать?.

18. Что не является экономической целью общества:

а) стабильность цен;

б) полная занятость;

в) экономическая свобода;

г) равенство доходов.

19. Что изучает мезоэкономика:

а) явления и процессы на уровне национальной экономики;

б) явления и процессы на уровне мирового хозяйства;

в) явления и процессы на уровне отдельного предприятия;

г) явления и процессы на уровне отраслей народного хозяйства.

20. Движение от частных умозаключений к общим характеризует такой метод, как:

а) синтез;

б) анализ;

в) индукция;

г) дедукция.

Верны ли следующие утверждения?

1. Высказывание «Необходимо снизить уровень безработицы в обществе» является позитивным.

2. Высказывание «Снижение налоговых ставок увеличит налоговые поступления в бюджет» является нормативным.

3. Высказывание «Превышение уровня безработицы на 1% над уровнем естественной безработицы снижает реальный ВНП по сравнению с потенциальным на 2,5%» является нормативным.

4. Высказывание «Снижение ставки рефинансирования позволит увеличить денежную массу в обществе» является позитивным.

5. Функциями экономической теории являются: методологическая, познавательная, практическая.

6. Дедукция представляет собой метод восхождения от общего к частному.

7. Меркантилисты утверждали, что богатство создается во всех сферах материального производства.

8. Классическая школа экономики доказывала необходимость государственного регулирования экономических процессов.

9. Физиократы считали, что богатство создается сугубо в сельском хозяйстве.

10. Одной из целей общества является социальная обеспеченность.

11. Раскрытие сущности экономических явлений и формирование экономического мышления является практической функцией экономической теории.

12. Экономические категории представляют собой количественные оценки экономических явлений и процессов.

13. Экономические законы отражают необходимые и устойчивые взаимозависимости экономических отношений.

14. Эндогенными являются переменные, параметры которых заданы вне модели.

15. Макроэкономика изучает процессы и явления на уровне отдельной фирмы.

16. Предельный анализ основан на изучении количественных изменений, возникающих при предельно малом изменении какой-либо экономической переменной, влияющей на данное явление.

17. Экономическая теория является частной экономической наукой.

18. Функциями экономики является: производственная, трансакционная, перераспределительная.

19. Экономико-математическое моделирование позволяет учесть все возможности развития предприятия и национальной экономики.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое экономика и какие функции она выполняет?

2. Что является предметом экономической теории?

3. Какие разделы выделяют в экономической теории? Что является предметом их исследования?

4. Какие методы используются в экономической теории?

5. В чем отличие позитивной и нормативной теории?

6. Какие выделяют основные экономические школы? Укажите их основные отличия.

Наши рекомендации