Методы контроля качества, анализа дефектов и их причин

Технический контроль – это проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям, составная и неотъемлемая часть производственного процесса. Контролю подвергаются: поступающие на предприятие сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, комплектующие изделия;производимые заготовки, детали, сборочные единицы;готовые изделия; оборудование, оснастка, технологические процессы изготовления продукции. Основные задачи технического контроля заключаются в обеспечении выпуска качественной продукции, в соответствии со стандартами (ГОСТ 16504-81 «Испытания и контроль качества продукции») и ТУ, выявлении и предупреждении брака, проведении мер по дальнейшему улучшению качества изделий [15, с. 74-76].

К настоящему времени сложились разнообразные методы контроля качества, которые можно разбить на две группы:

1. Самопроверка или самоконтроль – персональная проверка и контроль оператором с применением методов, установленных технологической картой на операцию, а также с использованием предусмотренных измерительных средств с соблюдением заданной периодичности проверки.

2. Ревизия (проверка) – проверка, осуществляемая контролером, которая должна соответствовать содержанию карты контроля технологического процесса.

Организация технического контроля заключается в: проектировании и осуществлении процесса контроля качества; определении организационных форм контроля; выборе и технико-экономическом обосновании средств и методов контроля; обеспечении взаимодействия всех элементов системы контроля качества продукции;· разработке методов и систематическом проведении анализа брака и дефектов.

В зависимости от характера дефектов брак может быть исправимым или неисправимым (окончательным). В первом случае изделия после исправления могут быть использованы по назначению, во втором –исправление технически производить невозможно или экономически нецелесообразно. Устанавливаются виновники брака и намечаются мероприятия по его предупреждению. Виды технического контроля показаны в таблице 1.

Таблица 1

Виды технического контроля

№ п п Классификационный признак Виды технического контроля
По назначению Входной (продукции от поставщиков); производственный; инспекционный (контроль контроля).
По стадиям технологического процесса Операционный (в процессе изготовления); приемочный (готовой продукции).
По методам контроля Технический осмотр (визуальный); измерительный; регистрационный; статистический.
По полноте охвата контролем производственного процесса Сплошной; выборочный; летучий; непрерывный; периодический.
По механизации контрольных операций Ручной; механизированный; полуавтоматический; автоматический.
По влиянию на ход обработки Пассивный контроль (с остановкой процесса обработки и после обработки); активный контроль (контроль во время обработки и остановка процесса при достижении необходимого параметра); активный контроль с автоматической подналадкой оборудования.
По измерению зависимых и независимых допустимых отклонений Измерение действительных отклонений; измерение предельных отклонений с помощью проходимых и непроходимых калибров.
В зависимости от объекта контроля Контроль качества продукции; контроль товарной и сопроводительной документации; контроль технологического процесса; контроль средств технологического оснащения; контроль технологической дисциплины; контроль квалификации исполнителей; контроль прохождения рекламаций; контроль соблюдения требований эксплуатации.
По влиянию на возможность последующего использования Разрушающий; неразрушающий.

При контроле качества продукции используются физические, химические и другие методы, которые можно разделить на две группы: разрушающие и неразрушающие.

К разрушающим методам относятся следующие испытания: испытания на растяжение и сжатие; испытания на удар; испытания при повторно-переменных нагрузках; испытания твердости.

К неразрушающим методам принадлежат:

– магнитные (магнитографические методы);

– акустические (ультразвуковая дефектоскопия);

– радиационные (дефектоскопия с помощью рентгеновских и гамма- лучей);

Смысл статистических методов контроля качества заключается в значительном снижении затрат на его проведение по сравнению органолептические (визуальные, слуховые и т.п.).

Таким образом, контроль призван обеспечить проверку исполнения управленческих решений на всех уровнях управления на соблюдение установленных нормативов и условий хозяйственной деятельности предприятия.

Наши рекомендации