Тема 5. Базовые категории инновационной сферы.
Основные вопросы:
1. Инновационная сфера
2.Инновационная деятельность.
3. Национальная инновационная система.
4. Государственная инновационная политика.
5. Стратегическое управление.
1. Инновационная сфера представляет собой особую область человеческой деятельности, где создаются, внедряются и используются инновации.Согласно системе современных взглядов, она охватывает науку, обращенную к производству, и производство, обращенное к науке, объединяя их в интересах обеспечения прогресса в развитии экономики и общества.
К базовым категориям инновационной сферы относятся понятия инновационной деятельности, национальной инновационной системы и государственной инновационной политики. Если рассматривать их сущностное содержание на теоретическом уровне с позиции системного единства, то инновационную деятельность можно представить в качестве интенсивной составляющей процесса общественного воспроизводства. Тогда ее реализация будет осуществляться путем формирования и трансформации: а) субъектов инновационной деятельности, б) отношений между ними и в) определяющих их развитие внешних воздействий (рисунок 11.).
.
Рисунок 11. Базовые категории инновационной сферы.
Совокупность двух первых элементов, обуславливающих реализацию инновационной деятельности, будет представлять собой национальную инновационную систему, внешней средой по отношению к которой в этом случае будут выступать институты общества и государства. Взаимоотношения между всеми элементами данной системы в условиях рыночной экономики будут регулироваться механизмами государственной инновационной политики
2. Центральным звеном данной триады является инновационная деятельность, которую можно представить в виде процесса, осуществляемого через механизмы национальной инновационной системы и регулируемого посредством инструментов государственной инновационной политики.
Инновационная деятельность, как и любой виддеятельности, характеризуется с помощью показателей. Из их общего числа выделим восемь основных, которые удовлетворяют двум основным требованиям:
а) они должны в полной мере отражать содержательную часть раздела «Научно-технологическая безопасность» Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, понятие которой определяется последней как «состояние отечественного научно-технологического и образовательного потенциала, обеспечивающее возможность реализации национальных интересов страны в научно-технологической сфере»[56];
б) соответствовать принятым в мировой практике стандартам и обеспечивать возможность международного сравнения.
К числу таких наиболее употребляемых и обеспечивающих высокий уровень обобщения показателей относятся (таблица 9.):
· численность персонала, занятого в сфере НИОКР;
· внутренние затраты на НИОКР;
· затраты на технологические инновации;
· инвестиции в основной капитал:
· число инновационно активных организаций;
· объем отгруженной инновационной продукции,
· доля высокотехнологичной продукции в экспорте,
· доля добавленной стоимости в выпуске промышленной продукции.
Таблица 9. Характеристики инновационной деятельности.
№ п/п | Показатели | Регион. Значение | |
РБ | ОЭСР | ||
Базовые показатели | |||
1. | Доля работников, выполняющих НИОКР, в числе занятых | < 1% | 2-3% |
2. | Наукоемкость ВВП | < 1% | 2-3% |
3. | Затраты на технологические инновации к ВВП | < 3% | > 8% |
4. | Инвестиции в основной капитал на 1 работающего, тыс. $ | < 4 | 5-10 |
Фактологические показатели | |||
5. | Уровень инновационной активности предприятий | < 25% | 25-80% |
6. | Доля инновационной продукции в промышленном выпуске | < 10% | >25% |
7. | Доля высокотехнологичной продукции в экспорте | < 3% | 15-45% |
8. | Доля добавленной стоимости в промышленном выпуске | < 30% | >25% |
Как следует из представленной таблицы, первые четыре из них относятся к базовым показателям и характеризуют потенциал инновационной деятельности. Вторые - являются фактологическими показателями и отражают результаты последней, ее эффективность. Их пороговые значения выбираются исходя из пропорций, характерных для передовых стран мира.
Используемые в показателях термины имеют вполне конкретные определения в национальной статистике[57]:
· персонал, выполняющий научные исследования и разработки – исследователи (работники не менее чем с высшим образованием, профессионально занимающиеся проведением НИОКР), техники (работники, выполняющие технические функции при проведении НИОКР) и вспомогательный (обслуживающий) персонал;
· внутренние затраты на исследования и разработки – капитальные и текущие затраты национальных субъектов хозяйствования, связанные с проведением НИОКР;
· наукоемкость ВВП – отношение внутренних затрат на исследования и разработки к ВВП;
· инновационно активные организации – организации, осуществляющие затраты на технологические инновации;
· технологическая инновация – результат разработки и освоения новых продуктов, процессов, способов оказания (передачи) услуг;
· инновационная продукция – продукция, которая последние три года подвергалась разной степени технологическим изменениям;
· инвестиции в основной капитал – затраты, направляемые на приобретение, воспроизводство и создание новых основных средств;
· новая технология – система производственных и иных операций, методов и процессов, обладающая более высокими качественными характеристиками по сравнению с лучшими аналогами, доступными на данном рынке, на определенном сегменте рынка или рыночной ниши, для которых эти технологии являются новыми.
· высокая технология – технология, обладающая наивысшими качественными показателями по сравнению с лучшими мировыми аналогами, пользующаяся спросом на рынке и удовлетворяющая формирующимся или будущим потребностям человека и общества.
· высокотехнологичная продукция – товары, работы, услуги, производимые на основе новых и высоких технологий и (или) с использованием высокотехнологичных производств, прошедших в установленном законодательством порядке государственную научно-техническую экспертизу включенных в реестр ГКНТ Республики Беларусь.
Главным методологическим вопросом, касающимся дефиниции инновационной деятельности, является определение целей и задач последней. Его значимость проистекает из необходимости детерминации границ инновационной деятельности, а соответственно и области юрисдикции государственной инновационной политики, предназначенной для ее регулирования.
Очевидно, что, исходя из определений, данных выше ее основным понятиям, инновационная деятельность не может быть идентифицирована только с использованием и коммерциализацией результатов НИОКР, или вспомогательной функцией по обеспечению инновационного процесса.
Тогда, в соответствии с ее назначением инновационную деятельность следует определить как процесс, направленный на создание, освоение и использование инноваций, реализуемый в границах инновационного цикла.
В данном контексте необходимо заметить, что инновационную деятельность следует рассматривать шире научно-технической, включая последнюю в нее. Инновационная деятельность является более сложной производственной системой по сравнению с научно-технической, являвшейся базовым атрибутом индустриальной эпохи. В связи с усложнением процесса диффузии знаний в условиях ускорения научно-технического прогресса, ей необходимо наличие специальной среды, способствующей беспрепятственному продвижению нововведений из науки в производство. Из-за усложнения системы обратных связей, она распространяется уже не только на научную и производственную области, но и на область использования инноваций.
Таким образом, с диалектической точки зрения, инновационную деятельность следует рассматривать как продолжение научно-технической на современном этапе экономического развития.
3. Согласно сделанным выше определениям, механизмом реализации инновационной деятельности является национальная инновационная система(НИС). Несмотря на то, что идеология НИС получила широкое распространение в большинстве развитых стран мира, до настоящего времени нет ни единого подхода к ее формированию ни даже к ее определению.
Надо сказать, что понятие национальной инновационной системы широко дискутируется в научной литературе. Начиная с К. Фримена, впервые сформулировавшего понятие НИС в 1987 году, и позднее С. Меткалфа, чья формулировка была принята в ОЭСР в качестве базовой, вплоть до сегодняшнего дня исследователи к единому мнению так и не пришли. В каждом конкретном случае стратегия развития НИС определяется проводимой государственной макроэкономической политикой, нормативным правовым обеспечением, формами государственного регулирования, состоянием научно-технологического и промышленного потенциалов, внутренних рынков товаров и факторов производства, а также неформальными институтами.
Дадим оценку наиболее значимым интерпретациям понятия национальной инновационной системы (таблица 10.).
Таблица 10. Основные научные подходы к определению понятия НИС.
Национальная инновационная система представляет собой: | Авторы |
… сеть институтов в общественном и частном секторах, чья деятельность и взаимосвязь способствуют разработке, импорту и проникновению технологий. | К. Фримен[58] |
… совокупность различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание и распространение новых технологий, образуя основу, служащую правительствам для формирования и реализации политики, влияющей на инновационный процесс. Как таковая – это система взаимосвязанных институтов, предназначенная для того, чтобы создавать, хранить и передавать знания, навыки и артефакты, определяющие новые технологии. | С. Меткалф[59] |
… совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. В то же время – это комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности. | Н. Иванова[60] |
… совокупность предприятий и организаций различных форм собственности от научно-технического сектора до производственных структур и инфраструктурных составляющих, осуществляющих полный инновационный цикл на всех его стадиях. | В. Фридлянов[61] |
… систему отношений между элементами национального экономического комплекса, обеспечивающих хозяйственное развитие и рост качества жизни на базе нововведений и заключающихся в обмене деятельностью, связанной с генерированием, распространением и практическим использованием инноваций. | В. Васин, Л. Миндели[62] |
… систему присутствующих в данной стране условий и согласованных действий всех сфер управления и производства в интересах развития инноваций. | Л. Крюков[63] В.Иванов |
Как следует из их анализа в одних случаях в определениях акцент делается на совокупность институциональных субъектов, включая их взаимосвязь (К. Фримен, С. Меткалф, В. Фридлянов), в других – на систему отношений между ними, заключающуюся в обмене деятельностью инновационного характера (В. Васин, Л. Миндели, Л. Крюков, В. Иванов). Такие подходы носят объективно односторонний характер. Кроме того, вследствие излишней обобщенности формулировок, в них недостаточно терминологически разведены сами понятия институциональных субъектов и суть взаимоотношений, складывающихся между ними. Но главное состоит в том, что в предложенных дефинициях отсутствует такой важный системообразующий элемент, как структурная соподчиненность участников инновационной деятельности. В данном контексте наиболее адекватной представляется формулировка Н. Ивановой, но и она все же недостаточно конкретна с понятийной точки зрения.
В обеспечение сказанного выше определение национальной инновационной системы, в первую очередь, должно отвечать заключенному в ней самой требованию системности, которое в данном контексте предполагает наличие в объекте исследования:
· институциональных структурных составляющих (науки, образования, производства, рынка научно-технической продукции и его инфраструктуры)
· их функциональной взаимосвязи;
· экзогенных факторов влияния, относящихся к внешней по отношению к НИС среде (органы государственного управления, институт права, социум, окружающая среда).
Тогда ее дефиниция может быть сформулирована следующим образом: национальная инновационная система представляет собой совокупность основных участников инновационной деятельности: научных и образовательных учреждений, инновационно ориентированных производственных предприятий и вспомогательных субъектов инновационной инфраструктуры, обеспечивающих трансфер инноваций из сферы науки в сферу производства, которые совместно функционируют в инновационно ориентированной социально-правовой среде, формируемой на принципах обратной связи базовыми институтами государства и общества.
Исходя из сделанного определения, национальную инновационную систему можно представить в виде структурно-функциональной схемы (рисунок 12.). В рамках этой общей модели формируются ее национальные особенности. Они проявляются в значении роли государства и частного сектора в выполнении фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструкторских разработок, в уровне развития рынка научно-технической продукции и его инфраструктуры, инновационной активности производственных предприятий, характере проводимой правительством инновационной политики.
Рисунок 12. Структурно-функциональная схема национальной инновационной системы
В Концепции национальной инновационной системы Республики Беларусь изложены основные подходы к ее формированию и развитию[64]:
· приверженность эволюционному развитию страны в рамках национальной модели развития;
· замена директивных (прямых) методов управления инновационным развитием регулятивными (косвенными) методами;
· разработка структуры перспективной НИС с учётом опыта высокоразвитых стран, стран-партнеров и анализа отечественной практики;
· построение новых рыночно ориентированных блоков и сегментов НИС в рамках сопряжения в системе национальной экономики сфер науки, образования, производства и рынка с НИС как инструментом их интеграции.
4. Практическая реализация этого процесса, наравне с регулированием инновационной деятельности является стратегической задачей государственной инновационной политики(ГИП).В условиях рынка она включает в себяметоды стимулирования инновационной деятельностии планированияинновационного развития(рисунок 13.).
Рисунок 13. Методы реализации государственной инновационной политики.
Стимулированиеинновационной деятельностиможет осуществляться как прямыми, так и косвенными методами. К прямым следует отнести: целевое государственное субсидирование инвестиционных проектов, долевое участие в создании субъектов инновационной инфраструктуры, непосредственная организация отдельных направлений инновационной деятельности. К косвенным - предоставление льгот и преференций участникам инновационного процесса, страхование инновационных рисков, формирование в стране правового поля, благоприятствующего инновационно-инве-стиционной деятельности.
Планирование инновационного развития, в зависимости от объекта регулирования, может осуществляться методами научно-технического прогнозирования и технологического предвидения. Первый из них основывается на комплексной экспертной оценке долгосрочных задач и перспектив иннова-
ционного развития экономики, ее отраслей и регионов, определении базовых параметров для выбора приоритетов научно-технической деятельности. Второй представляет собой футуристическую экспертную оценку изменения конъюнктуры глобальных рынков под воздействием новых технологий и техники, включая определение перечня национальных критических технологий.
Основываясь на изложенных выше научных подходах к определению границ инновационной деятельности и проистекающей отсюда области юрисдикции государственной инновационной политики, последнюю можно представить в виде триединой блок-схемы (рисунок 14.).
Рисунок 14. Составляющие государственной инновационной политики.
Таким образом, государственная инновационная политика является неделимой совокупностью научной политики (в контексте корреляции научной деятельности с задачами роста конкурентоспособности национальной экономики и повышения наукоемкости ее производств), технической политики (в контексте обеспечения инновационной восприимчивости предприятий и использования инновационно-активных форм их организации) и связующей их политики, направленной на внедрение результатов НИОКР в производство и их коммерциализацию, создание благоприятного инновационного климата.
Для обеспечения терминологической целостности обозначенная выше связующая политика может быть определена как бикоммуникационная (от лат. bi – два и communicatio – связь).
Далее по тексту следует выделить, что методы стимулирования инновационной деятельности и планирования инновационного развития будут подробно проанализированы в соответствующих учебных дисциплинах. Здесь же отдельно следует остановиться на тех структурных составляющих ГИП, которые нигде больше не могут быть исследованы. В первую очередь, это касается задач регионального инновационного развития.
Во-первых, следует сказать, что эти задачи не могут рассматриваться вне привязки к конкретной стране, так как ее специфика имеет решающее значение для определения необходимых регулятивных механизмов, используемых региональными органами управления для реализации своих властных полномочий. В связи с объективной ограниченностью последних в малых странах с выраженной федеральной доминантой, региональная инновационная политика должна быть весьма избирательна и конкретна, концентрируя усилия и средства преимущественно на тех направлениях, которые объективно выпадают из поля зрения инновационной политики министерств, то есть не дублировать, а дополнять последнюю, создавая таким образом на макро- и мезоуровне требуемый уровень комплементарности. Тогда ее содержание для Беларуси, в общем русле ГИП, можно определить следующим образом:
· системная поддержка малых инновационных предприятий;
· развитие инновационно активной местной промышленности;
· создание региональных элементов инновационной инфраструктуры, развитие коммуникационных сетей, формирование информационных баз дан-ных и банков знаний.
Таким образом местные органы власти будут активно влиять на процессы инновационного развития, в первую очередь, через политику модернизации предприятий, находящихся в сфере их юрисдикции и специализирующихся на обеспечении жизнедеятельности населения данного региона. Одним из основных механизмов целеполагания при решении этих задач является разработка и реализация региональных научно-технических программ.
Весьма прагматичной в данном контексте представляется также корреляция научно-образовательной деятельности, проводимой в регионе, с потребностями его социально-экономического развития. Это предполагает преимущественное культивирование в регионах именно тех направлений научных исследований, которые обеспечивали бы разработку и внедрение технологий для приоритетных, регионообразующих производств, а также использование целевой подготовки высшей школой профильных специалистов именно для этих научно-производственных комплексов.
Но все же главной задачей региональной инновационной политики является гуманизация научно-технического прогресса и формирование инновационной культуры в обществе и государстве.
Процесс гуманизации научно-технического прогресса, на современном этапе социально-экономического развития, есть ни что иное как обеспечение гармонизации триединой системы «природа-человек-экономика».
Как уже отмечалось, суть новой цивилизационной парадигмы состоит в том, что его высшей целью является не самоценное достижение плановых или прогнозных показателей экономического роста, а человек, его духовное и физическое здоровье, благоприятная и безопасная для жизни среда обитания. Все это напрямую встраивается в структуру постулатов постиндустриального общества, где мерилом богатства являются не повседневные предметы бытия, а духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.
Такой тип развития получил название «устойчивого», что было продекларировано на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь впервые была разработана в 1997 г. и сегодня в новой редакции действует на период до 2020 г.
Она содержит в себе следующие стратегические цели[65]:
· динамичное повышение уровня благосостояния личности и общества;
· обогащение культуры и нравственности народа на основе научно-инно-вационного развития экономической, социальной и духовной сфер жизни;
· сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Таким образом переход к устойчивому развитию предполагает сбалансированное решение социально-экономических задач: сохранения благоприятной для проживания окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, сохранения биологического разнообразия, экологически безопасного применения новых технологических процессов.
В данном контексте региональные исполнительные комитеты являются в структуре государственной власти наиболее действенными органами управления, которые могли бы реализовывать социальные задачи научно-технического прогресса, а именно, влиять с помощью обратной связи на процессы общественного развития – демографию, уровень занятости населения, продолжительность и качество образования; формировать социальную инфраструктуру – заботиться о здоровье и продолжительности жизни человека, повышении качества среды его обитания.
В результате на государственном уровне необходимо на практике гармонизировать потребности личности в использовании цивилизационных благ с задачами обеспечения биосферной устойчивости. Поэтому важнейшей инновационной составляющей внутренней политики современного цивилизованного государства, к которому относится и Беларусь, является реализация эколого-гуманизационного императива в национальной стратегии устойчивого развития.
Реализация рассмотренных мер в общем и целом позволит в масштабах страны обеспечить достижение намеченных целей. Однако столь значительные качественные подвижки в процессе социально-экономического развития невозможны без формирования инновационной культуры как способности нации адекватно воспринимать и использовать с выгодой для себя изменения, происходящие в повседневной жизни, в быту и на производстве в результате воздействия научно-технического прогресса. То есть в том случае, если на ментальном общественном уровне существует адекватное современному этапу цивилизационного развития восприятие новых идей и технических систем, готовность к их практической реализации во всех сферах человеческой деятельности.
Идея инновационной культуры впервые была сформулирована в различных документах ЕС, где она рассматривалась как стратегический ресурс нового века. Можно сказать, что инновационная культура сегодня является объективной реальностью, существенно влияющей на производственные процессы. Она формирует отношение общества к нововведениям как к особо значимой социальной ценности, создает основу для здоровой состязательности в различных сферах деятельности. Инновационная культура способствует ускорению и повышению эффективности внедрения новых технологий и изобретений, противодействует бюрократическим тенденциям, содействует раскрытию инновационного потенциала личности и его реализации, оптимизирует соотношение между традициями и обновлением.
Инновационная культура отражает целостную ориентацию человека, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также образах и нормах поведения. Она характеризует, как уровень эффективности соответствующих социальных институтов, так и степень удовлетворенности общества результатами их деятельности.
Как особая форма общечеловеческой культуры она предполагает тесную взаимосвязь с другими ее формами, прежде всего с правовой, управленческой, предпринимательской, корпоративной. Через инновационную культуру можно добиться существенного влияния на основные составляющие профессиональной деятельности и производственных отношений. Она может вооружить практику методами оценки и пресечения использования новшеств, способных дестабилизировать устойчивое развитие экономики и общества[66].
Весьма характерным в этом плане представляется пример, приведенный А. Яковлевым, рассматривающим взаимное доверие партнеров по бизнесу в качестве фактора экономического роста. Здесь имеется в виду, что в связи с осложнением форм экономического взаимодействия, возникшим в процессе развития межфирменной специализации и связанного с ней роста трансакционных издержек, затраты на контроль и мониторинг трансакций, характерные для современных глобальных цепочек добавления стоимости, могут сделать неэффективной всю эту цепочку[67].
Инновационная культура - это не только массовое творческое отношение к процессам эволюционного развития, это глубокое понимание всей их сложности и растущей взаимообусловленности. Как вид этики она приобретает все большую значимость, поскольку в информационный век основным критерием роста экономики является инновационное мышление и формирование креативного общественного сознания, направленные на научно-техни-ческий прогресс во всех сферах человеческой деятельности. Поэтому ее понятие сегодня связывается прежде всего с развитием творческих способностей личности, формированием индивидуального мышления креативного типа.
К характеристикам креативных способностей сегодня относят[68]:
· оригинальность как способность личности воспроизводить множество разнообразных, необычных и нестереотипных идей на основе продуцирования отдаленных ассоциаций, нешаблонность поиска решений проблем, изобретательность;
· любознательность как открытость всему новому и неизвестному, которая проявляется в повышенной активности и стремлении к поиску соответствующей информации;
· воображение как созидание образов в соответствии с творческими замыслами, реализуемыми в необычных и ценных (для личности или общества) продуктах деятельности;
· интуиция как подсознательное постижение истины или идеи на основе догадки, "внутреннего голоса" и предварительного рассуждения;
· творческое (дивергентное) мышление как интеллектуальный процесс создания нового;
· творческое отношение к профессии (уровень оригинальности мышления, импровизационность, открытость новому в деятельности и новаторстве).
Таким образом в основу экономики, которой необходимо развиваться на принципах глобальной конкурентоспособности и технологической состоятельности национальных производств, должно быть положено общество, базирующееся на подготовке творчески активных личностей, развитии их инновационной культуры. Для государства это означает развитие такой регулируемой среды, которая была бы открыта для инноваций, создавала основу для их применения, опираясь на людей и генерируемые ими знания. Тогда в формирующейся творчески активной инновационной среде станут возникать новые, адекватные времени поведенческие стереотипы.
В этих условиях возникает своего рода социальный заказ на создание и развитие таких способностей индивидуума, которые смогли бы с диалектической точки зрения вывести все общество на качественно новый виток социально-экономического развития, вырвав его из стереотипных рамок устаревших представлений, творчески трансформируя при этом лучшие традиции и позитивно-консервативный опыт. При этом креативное мышление определяется как функция творческой личности, обладающей определённым типом социального поведения. Оно предполагает генерирование новых идей и целей, разработку ранее неизвестных путей их достижения. Эти пути могут представлять собой как совершенно новые элементы мысли, так и быть собраны в обновленных цепочках из элементов уже встречавшихся структур.
5. Все рассмотренные механизмы реализации ГИП по управлению инновационным процессом в управленческой науке объединяются единым термином - «стратегическое управление». В нем выделяют в три важнейшие составляющие (функции):
· планирование,
· организацию и
· мотивацию,
не считая «контроля», который, с нашей точки зрения, хоть и относится к системным элементам, но выполняет функцию обратной связи. Именно их совокупность делает управление (как категорию) процессом взаимосвязанных функций[69].
Под стратегическим управлением, в рассматриваем контексте, мы понимаем не только его альтернативность тактической направленности, но и совокупность действий высшего руководства страны или компании по выполнению их целевой функции - роста интегральной конкурентоспособности экономики и, как следствие, благосостояния индивида и социума. Основываясь на вышеизложенном можно представить следующую структурную схему стратегического управления (таблица 11.).
Именно под этим углом зрения будут рассмотрены последующие три учебные дисциплины Тематического плана.
Таблица 11. Структурная схема стратегического управления.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ | ||
Мотивация | Стратегическое планирование | Организация |
механизмы косвенного управления | механизмы прямого управления | |
Стимулирование производства, внедрения и использования инноваций. Формирование благоприятного делового, инновационного и инвестиционного климатов. Формирование инновационной культуры в обществе и государстве. Стимулирование новаторства и изобретательства. Повышение квалификационного уровня работающих. Создание институциональных условий для инновационного развития: · развитие инновационного высшего образования; · формирование рынка научно-техни-ческой продукции и его инфраструктуры; · широкое международное научно-техническое сотрудничество; · инновационная ориентация малого и среднего бизнеса. | Перспективное планирование инновационного развития: · научно-техническое прогнозирование; · технологическое предвидение. Ориентация экономики на ее развитие в соответствии с приоритетными направлениями научно-технической деятельности. Моделирование инновационного развития, разработка концепций и стратегий. Выбор целей и стратегических направлений. Программное управление инновационным развитием. Анализ мировых, региональных и отраслевых тенденций инновационного развития экономики. | Формирование национальной инновационной системы. Организация инновационной деятельности на предприятии. Управление инвестициями в инновационную деятельность. Проектное управление инновационной деятельностью. Управление интеллектуальной собственностью. Управление инновационными рисками. |
Вопросы для самоконтроля.
По теме 1:
1. Что такое «Инноватика», каковы ее гносеологические корни?
2. Каковы задачи Инновационного менеджмента, как направления исследований в инноватике?
По теме 2:
1. Какой тип производства для постиндустриальной экономики относится к доминантному?
2. Что характеризует экономику знаний?
3. Что является основным воспроизводственным ресурсом инновационной экономики?
4. Чем являются информационно-коммуникационные технологии для новой экономики?
5. Что относится к гуманизационному аспекту новой экономики?
6. Что является целевой функцией в идеологии формирования новой экономической парадигмы?
7. В чем заключается центральная роль инновационной деятельности в экономическом развитии?
8. Какие показатели характеризует уровень конкурентоспособности продукции?
9. Что характеризует американскую и японскую модели формирования добавленной стоимости?
10. В чем суть новой экономической парадигмы?
По теме 3:
1. Что относится к современным детерминантам мирового экономического развития?
2. Что характеризует глобализацию экономики?
3. Что характеризует открытость экономики?
4. Что характеризует институциональную адекватность экономики требованиям глобализации?
5. Что относится к постулатам либерализма?
6. Каковы мотивы образования ТНК?
7. Что относится к инновационным преимуществам для компаний, интегрируемых в ТНК?
8. Что относится к инновационным преимуществам от деятельности ТНК для страны-акцептора?
9. Каковы недостатки для страны-акцептора от деятельности ТНК?
10. Какие существует виды подразделений ТНК?
11. Что характерно для кластерного подхода к кооперации предприятий?
12. Что характерно для отраслевого подхода к организации экономики?
13. Какие существуют виды кластеров?
14.Что относится к характеристикам технологического уклада?
15. Каков период доминирования технологического уклада в развитии экономики?
16. Сколько существует технологических укладов?
17. Что составляет ядро шестого технологического уклада?
18. Чем сопровождается период смены технологических укладов:
19. Именами каких ученых названы экономические циклы, в чем их суть?
20. Каков жизненный цикл отдельного поколения техники?
21. Какова периодичность смены поколений техники?
По теме 4:
1. Каковы основные понятия инновационной деятельности?
2. Что такое новация деновация и квазиновация в структуре инновационного цикла?
3. Какие существуют классы и виды инноваций?
4. Каковы постулаты для определения понятия инновации?
5. Что такое инновация?
6. Как классифицируются инновации?
7. Что такое инновационный цикл?
8. Какие бывают инновационные циклы?
9. Что такое инновационный процесс?
10. Что дает проекция инновационного процесса на плоскость «ресурсы-время»?
По теме 5:
1.Что относится к базовым категориям инновационной сферы?
2. Что относится к показателям инновационной деятельности?
3. Что относится к структурным блокам национальной инновационной системы?
4. Что относится к институтам внешней среды по отношению к национальной инновационной системе?
5. Что относится к задачам государственной инновационной политики?
6. Что относиться к задачам региональной инновационной политики?
7. В чем суть гуманизации научно-технического прогресса;
8. Что такое инновационная культура?
9. В чем суть креативности общественного сознания?
10. Что относится к функциям «стратегического управления»?
2. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ