Лекция 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ, АББРЕВИАТУРЫ

Менеджмент

Туроперейтинга

Методические рекомендации

Витебск

ВГУ имени П.М. Машерова

2012

УДК 338.486.2(075.8)

ББК 65.433.1я73

М50

Печатается по решению научно-методического совета учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова». Протокол № 1 от 13.09.2012 г.

Составитель: преподаватель кафедры истории Беларуси ВГУ
имени П.М. Машерова Е.Г. Плытник

Р е ц е н з е н т :

Специалист по туризму отдела туристических услуг

ВГУ имени П.М. Машерова О.Н. Дробышевская

М50   Менеджмент туроперейтинга :методические рекомендации / сост. Е.Г. Плытник. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2012. – 51 с.  

Данные методические рекомендации составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям «Менеджмент туристской организации», «Туроператорская и турагентская деятельность» и включает в себя методические разработки лекционных занятий, перечень вопросов, выносимых на обсуждение в рамках семинарских занятий, список рекомендуемой литературы, указания по организации самостоятельной работы слушателей, вопросы для итогового контроля, тестовые задания.

Могут быть использованы при проведении различного рода занятий, а также для самостоятельной работы слушателей института повышения квалификации и переподготовки кадров.

УДК 338.486.2(075.8)

ББК 65.433.1я73

 
 

© ВГУ имени П.М. Машерова, 2012

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время рынок белорусского туризма развивается крайне неравномерно. Объем выездного туризма преобладает над объемами въездного и внутреннего. Несмотря на приоритет развития внутреннего, въездного и социального туризма, провозглашенный государственной политикой в Республике Беларусь, в стране наиболее активно функционирует все-таки рынок выездного туризма. Это значит, что преобладает не только выезд туристов над въездом, но и вывоз за рубеж денег (валюты) над их поступлением в национальную экономику. Такой отрицательный баланс неблагоприятно сказывается на экономике страны.

Организация обслуживания, приема, привлечения туристов – задача деятельности крупных туроператорских фирм и целой сети турагентств, расположенных почти во всех городах мира.

Задачатуроперейтинга – комплексный подход к разработке программ обслуживания на приеме как внутренних, так и зарубежных туристов. Исследования показывают, что на тех предприятиях, где частично внедряются комплексные меры менеджмента туроперейтинга, наблюдаются постоянная продажа и полная загрузка маршрутов и мест в течение всего года, а в сезоны наивысшего спроса практикуется заблаговременное бронирование. В нашей стране имеется достаточно большой спрос на продукцию туроперейтинга, а следовательно, и на подготовку кадров.

Цель дисциплины «Менеджмент туроперейтинга» – подготовка квалифицированного специалиста, имеющего достаточный опыт и знания для работы в туристических агентствах и для управления персоналом туристических фирм.

Туроперейтинг – работа по комплектации туров и услуг, не производимых самим туроператором (услуг гостиниц, транспортных компаний
и др.).

Менеджмент туроперейтинга – разработка (моделирование), создание, максимально эффективное использование (управление) и контроль за комплектацией, продвижением, планированием, реализацией туристического продукта.

I. ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

Лекция 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ, АББРЕВИАТУРЫ

В первую очередь начнем с определения понятия «туризм». Дать краткое и при этом полное определение понятию «туризм» из-за многообразия выполняемых им функций и большого числа форм проявления довольно сложно. В процессе развития давались различные толкования этого термина, и каждое из них отражает те или иные аспекты туристической деятельности. Базовыми критериями для определения «туризма» являются следующие:

1. Изменение места: перемещение в место, находящееся за пределами ежедневной среды обитания.

2. Пребывание в другом месте: место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания (12 и более месяцев).

3. Оплата деятельности в посещаемом месте: целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте или трудовой деятельностью (оплатой труда).

Современный туризм невозможен без деятельности по производству туристического продукта: специальной одежды, снаряжения, отелей, экскурсионных бюро, транспорта и т.д. Однако в предлагаемых ныне определениях эта деятельность не отражается.

Tourism – туризм (от фр. tour – обход, объезд, прогулка, поездка). С 1815 г. в посленаполеоновской Европе английские денди взяли себе за правило в весьма комфортных условиях совершать круговые поездки (tour) на юг Франции, а затем и в Италию. Целями таких поездок были поиск развлечений, удовольствий, знакомство с романтизмом и жемчужинами культурного наследия человечества. Поэтому «совершить tour», в отличие от «совершить путешествие», стало сразу же означать «направляться куда-то для отдыха, удовольствия, развлечений или получения новых знаний и впечатлений».

Таким образом, «тури́зм – временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства, на срок от
24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника».

Наши рекомендации