Тема 7. Мотивы инновационной деятельности в организациях

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Г.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Введение в инновационный менеджмент. Основы теории и методологии инноватики

Тема 1. Предмет и содержание дисциплины

Инновационный менеджмент как учебная дисциплина подготовки менеджеров. Предмет изучения. Нововведение как объект управления. Сущность понятий “новация (новшество)”, “нововведение”, “инновация”, “инновационный процесс”.

Цели и задачи учебной дисциплины “Инновационный менеджмент”. Гносеологические предпосылки изучения дисциплины.

Место и роль дисциплины в системе подготовки специалистов в области менеджмента. Взаимосвязь инновационного менеджмента и других учебных дисциплин.

Тема 2. Инноватика как область знаний

Инноватика как наука. Предмет и содержание инноватики как научной дисциплины. Условия и предпосылки возникновения инноватики. Современный уровень развития инноватики и направления ее развития.

Методология инноватики. Основные понятия, методы и инструменты исследования.

Тема 3. Теории инновационного развития

Длинные, средние и короткие волны в больших циклах конъюнктуры по Н. Д. Кондратьеву: характеристика, причины возникновения, характер и закономерности проявления.

Циклы деловой активности Й. Шумпетера на основе активизации инновационных процессов. Нововведения и их роль в общественном развитии. Факторы инноваций и их сочетание: новые продукты (услуги), новые технологии, новые ресурсы (материальные, информационные, интеллектуальные и др.), новые рынки, новые формы и методы организации производства и управления (организационные инновации). Преодоление экономических спадов с учетом циклов деловой активности.

Современные теории инноватики: сущность и подходы.

Тема 4. Технологические уклады в экономике

Понятие технологического уклада. Смена технологических укладов по периодам доминирования. Характеристика современных технологических укладов. Жизненный цикл технологического уклада и его основные характеристики. Влияние технологического уклада на стратегический выбор развития организации.

Значение теории инноватики для долгосрочного прогнозирования развития науки, техники и экономики.

Тема 5. Классификация нововведений

Классификационные признаки новаций и инновационных процессов и их характеристики: по содержанию, степени новизны, инновационному потенциалу, особенностям инновационного процесса, этапам жизненного цикла технологии, продукции и организации, длительности этапов инновационного процесса, уровню и сферам разработки и распространения.

Тема 6. Международная практика идентификации инноваций

Статистика инноваций, основанная на единых междуна­родных подходах. Роль Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в формировании подходов к идентификации инноваций. Руководство Фраскати “Стандартная практика для обследования исследований и экспериментальных разработок”. Руководство Осло. Канберрское руководство.

Статистика инноваций в России. Сравнение инновационной активности различных стран.

Показатели, характеризующие инновационную активность организации и ее инновационную конкурентоспо­собность. Затратные показатели. Динамические показатели. Показатель инновационности ТАТ. Показатели обновляемости. Структурные показатели.

Раздел 2. Движущие мотивы инновационной деятельности

Тема 7. Мотивы инновационной деятельности в организациях

Инновационные факторы обеспечения конкурентоспособности организации, ее продукции и услуг. Инновации как средство расширения рынков сбыта и диверсификации деятельности организаций. Рост производственной мощности и эффективности производства за счет технологических инноваций. Специальные выгоды и льготы организаций, осуществляющих инновационную деятельность. Влияние инновационной активности на имидж организации.

Внутриорганизационные движущие силы инновационной деятельности: потребности в инновациях, сопротивление инновациям.

Наши рекомендации