Организационно-технические условия, способствующие преступности сфере таможенного дела
Организация и состояние таможенного контроля на таможенной границе – весьма существенный фактор, влияющий на невыявление таможенных преступлений, особенно на неуплату таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.
Долгое время особенностью таможенной системы Российской Федерации являлось проведение заключительного таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, ввозимых на территорию РФ, не в регионе приграничной таможни (таможни отправления), а во внутренних таможнях по месту нахождения получателей товаров. Указанное обстоятельство использовалось (и в некоторой степени используется до настоящего времени) криминальными элементами, которые в документах на перемещаемые товары указывают фиктивные юридические лица, несуществующие места доставки товаров и т. д. Выявить подобные преступления в приграничной таможне в процессе проведения предварительных таможенных операций достаточно сложно, тем более что отдельные процедуры, например перевозка товаров автомобильным транспортом по процедуре МДП, не предусматривают досмотра товаров.
Реформы таможенной системы РФ, проводимые в последние годы, направлены на кардинальное изменение ситуации и схемы таможенного контроля, основная масса которого переместилась в сферу деятельности пограничных таможен. Однако данные реформы связаны с масштабной реорганизацией всей системы таможенных органов РФ и огромных материально-технических затрат на создание необходимой таможенной инфраструктуры в приграничных районах, поэтому реформа еще далека от завершения.
Что же касается состояния таможенного досмотра, осуществляемого в ходе таможенного контроля, то проведенные исследования показывают, что в настоящее время на каждого сотрудника таможенных органов в сутки приходится 300 тонн затаренного и упакованного груза, и реально досматривается лишь 1 % [85].
В этих условиях предметы контрабанды (сокрытые, неправильно декларированные) практически не выявляются, что подтверждает выводы о высокой степени латентности рассматриваемого вида преступности.
С указанным выше фактором тесно связан и следующий – пробелы в области юридических и иных специальных знаний у сотрудников таможенных органов и, в первую очередь, у сотрудников подразделений, осуществляющих таможенные операции и таможенный контроль над перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.
Проведенные исследования свидетельствуют о слабых знаниях сотрудников указанных подразделений в области уголовного права.[86]. В данной связи принципиальное значение имеет то обстоятельство, что факты совершения таможенных преступлений выявляются, в первую очередь, в процессе осуществления таможенных операций и таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров. Очевидно, что для обнаружения признаков преступления сотрудники подразделений таможенных операций и таможенного контроля, досмотровых и иных подразделений, непосредственно осуществляющие контроль, должны, как минимум, иметь представление об этих признаках, чтобы их обнаружить в конкретной ситуации.
Кроме того, зачастую выявление признаков преступлений требует от сотрудников специальных знаний в области криминалистики, связанных со способами выявления сокрытия предметов контрабанды, способами полной и частичной подделки документов и т. д.
Отсутствие подобных знаний приводит к тому, что таможенные преступления не выявляются, статистическая картина таможенной преступности искажается, что существенно затрудняет выработку эффективных мер противодействия.
В частности¸ в процессе осуществления таможенных операций производится сравнение реквизитов товаросопроводительных документов с оттисками печатей и штампов участников внешнеэкономической деятельности, а реквизиты документов, выдаваемых государственными органами, – с образцами оттисков печатей и штампов, подписями должностных лиц, соответствующих государственных организаций.
При этом образцы оттисков печатей и штампов государственных органов и подписи должностных лиц рассылаются ФТС РФ в таможенные органы по почте. Они являются, как правило, ксерокопиями с подлинных оттисков и подписей. Таким образом, сотрудники подразделений таможенных операций и таможенного контроля проводят, по сути, почерковедческие и технико-криминалистические исследования документов, требующие глубоких знаний в области криминалистического документоведения. Поскольку они ими, как правило, не обладают, то не в состоянии выявить признаки подделки указанных реквизитов и, соответственно, таможенные правонарушения.
Еще сложнее дело обстоит с фальсифицированной и контрафактной продукцией. Мошенничество, фальсификация, контрафакт занимают все более существенное место в системе преступности в сфере ВЭД. Ущерб, причиненный государству и гражданам России мошенничеством и контрафактом, исчисляется ежегодно десятками миллиардов рублей. Преступления в данной области подрывают международный авторитет России, ухудшают инвестиционный климат, способствуют коррупции среди должностных лиц, подрывают интеллектуальный и культурный потенциал общества. Особенное беспокойство вызывает проблема проникновения на фармацевтический отечественный рынок фальсифицированных импортных лекарственных средств. По данным Минздрава Российской Федерации, количество фальсификатов лекарственных средств, стремительно растет. Из-за рубежа в Россию поступает около 33 % фальсифицированных лекарственных средств. Чаще всего подделывают противобактериальные средства – 47 %, гормональные – 11 %, анальгетики – 7 % и др. Их выявление затруднено ввиду многочисленности фирм – посредников и сложности диагностирования с целью установления качества[87]. Выявление же подобной контрафактной продукции также требует специальных знаний, зачастую отсутствующих у сотрудников таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль.
Проблемы в области юридических знаний отмечены и у сотрудников оперативно-розыскных подразделений ФТС РФ, непосредственно занимающихся выявлением таможенных преступлений. Их вклад в решение данной задачи весьма незначителен.
Противодействие со стороны должностных лиц таможенных органов – весьма существенный фактор, препятствующий выявлению таможенных преступлений. Прежде всего, следует отметить, что у руководителей таможенных органов, являющихся начальниками органов дознания, на первом месте стоит реализация фискальной функции. Правоохранительная деятельность находится на втором плане, а в ряде случаев они не заинтересованы в ее успешной реализации.
Данное положение особо касается коррумпированных сотрудников таможенной системы, которые оказывают противодействие борьбе с преступлениями, в том числе и их выявлению, применяя различные способы: психологические (уговоры, подкуп, шантаж, компрометация, провокация, уничтожение имущества и др.); физические (убийство, избиение, истязание и т.д.); воздействие на источники и носители материальной информации – на следы преступлений (уничтожение, инсценировка, фальсификация, укрытие или маскировка, искажение и т.д.); воздействие в целом на процесс расследования (незаконные указания органам дознания, фальсификация процессуальных документов, утрата или уничтожение процессуальных документов, принятие «угодных» решений, затягивание сроков выполнения решений, неисполнение решений и т.д.).
Практика правоохранительной деятельности отметила, что среди сотрудников ФТС России оказалось не мало лиц с коррумпированными связями. Пособничество сотрудников ФТС лицам, совершающим таможенные преступления – это преступление против интересов государственной таможенной службы, которое выражается в фактах предательства интересов таможенного дела служащими таможенных органов. Наиболее распространенное пособничество, на наш взгляд, осуществляется внесением недостоверных данных в таможенные документы.
Правоприменительная практика квалифицирует как совокупность преступлений, случаи, когда сотрудник таможни выдает декларанту подложные документы заведомо для уклонения от таможенных платежей в крупном размере (пособничество уклонению от уплаты таможенных платежей ст. 33 и 194 УК РФ и служебный подлог ст. 292 УК РФ).[88]
Совокупность указанных причин приводит к существующему положению дел и, несмотря на широкую распространенность фактов нарушения таможенного законодательства, применение уголовных норм представляется недостаточным.
Очень важен надзор за складскими операциями, который зачастую осуществляется не должным образом и значимость его определяется тем, чтобы обеспечение законности в деятельности складов временного хранения и таможенных складов зависит исполнение задач таможенного, доставка товаров под определенную таможенную процедуру и т.д., а в конечном итоге законность в сфере таможенных платежей и таможенного дела в целом. О наличии этой зависимости свидетельствует анализ ТК ТС, ведомственных нормативных актов. Так, местом прибытия на таможенную территорию ТС и доставки товаров и транспортных средств может быть только склад временного хранения. Доставка товаров в иные места допускается только с согласия таможни, в зоне деятельности которой находится лицо, перемещающее товары, либо вышестоящего таможенного органа. Наличие складов временного хранения является обязательным в аэропортах, аэродромах и портах, открытых для международного –сообщения, на грузовых дворах, станционных складах и площадках железных дорог, осуществляющих прием, погрузку, выгрузку и выдачу товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, где осуществляется международное автомобильное сообщение. Как следует из вышеизложенного, пересекающие таможенную границу товаропотоки в обязательном порядке должны пройти через склады временного хранения, которые являются местом, где сконцентрированы экономические интересы почти всех участников, связанных с процессом перемещения товаров и транспортных средств владельцев товаров и складов, перевозчиков, брокеров, таможенных органов и т.д., и решается большинство стоящих перед ними задач: доставка, декларирование, принятие решений о таможенной стоимости, таможенный контроль, таможенные операции, уплата таможенных платежей и т.д.
При всей очевидности значимости соблюдения требований таможенного законодательства о деятельности складов временного хранения, на практике эта деятельность далека от совершенства.
Сфера складских операций в высшей степени криминализирована. Склады – это своего рода «черные дыры», через которые утекают таможенные платежи, а если быть точными, то исчезают товары и с ними –таможенные платежи, не полученные за них. Тот факт, что имеется лицензия, разрешающая их деятельность, свидетельствует о возможных злоупотреблениях должностных лиц таможенных органов, о их участии в преступлениях[89].
Владельцами и работниками склада временного хранения налогоемкий товар может быть заменен на другой. Возможны и иные нарушения, имеющие своей целью контрабандное перемещение товаров и уклонение от уплаты таможенных платежей. Особую опасность представляют собой случаи, когда владельцы складов входят в сговор с недобросовестными участниками ВЭД и сотрудниками таможенных органов.
В условиях, когда таможенное оформление производится при тесном взаимодействии контролеров – таможенников, работников склада и участников ВЭД на территории складов, принадлежащих коммерсантам, и часто весьма отдаленных от таможни, длительности этих контактов, отсутствия непосредственного контроля за работой таможенников на складах со стороны руководства таможен создаются большие возможности для преступного сговора. При этом нельзя учитывать, что такой сговор крайне затрудняет выявление таможенных преступлений.
При обнаружении признаков таможенных преступлений в деятельности склада временного хранения, а также выявления злоупотреблений со стороны сотрудников таможенных органов от органов контроля требуется немедленно принимать в установленном порядке меры по заведению дел об административных правонарушениях, отзыву лицензий на склад временного хранения и таможенных складов, проведению служебных расследований и применению мер дисциплинарного воздействия, а также проведению ротации кадров и организационно- штатных мероприятий вплоть до расформирования отделов таможенных операций и таможенного контроля.
Уклонение от уплаты таможенных платежей, другие нарушения таможенных правил часто обусловлены нарушением этого законодательства. Данные нарушения отличаются большим разнообразием. Практически они могут иметь место при использовании любой таможенной процедуры, который предполагает полное или частичное уклонение от уплаты таможенных платежей и даже при использовании налогоемких таможенных процедур, таких как выпуск в свободное обращение и других. В данной работе рассматриваются не все проблемы обеспечения законности на этом участке, т.к. это невозможно сделать в рамках одной работы.
Статистика свидетельствует, что одним из самых распространенных видов нарушений таможенных правил остается недоставление товаров и транспортных средств в таможенные органы назначения. При этом количество дел о соответствующих нарушениях таможенных правил составляет одну треть от общего количества дел. Нарушения заключаются в том, что товар в таможню назначения не доставляется. Кроме того, возможны следующие нарушения: на границе лица, перемещающие товар предоставляют работникам таможенных органов подлинные документы, в течение же доставки товаров в таможню назначения есть возможность их замены на фальшивые, либо внесения в них подложных сведений, в частности о таможенной стоимости товара.
На проникновение коррупции в таможенную среду до последнего времени оказывало существенное влияние отсутствие достаточного финансирования таможенных органов. В целях экономии бюджетных средств формирование таможенной и околотаможенной инфраструктуры осуществлялось путем создания коммерческих структур – складов временного хранения (СВХ) о проблемах которых говорилось выше, таможенных перевозчиков, таможенных представителей и пр. Подразделения таможенных органов, непосредственно осуществляющие таможенные операции и таможенный контроль, были размещены на их территории, использовали принадлежащие им помещения, технические средства, имущество, оргтехнику. Вследствие этого многие из них попали в зависимость от этих коммерческих структур, большинство из которых, в свою очередь, контролируются организованной преступностью.
Неотработанный порядок осуществления таможенных операций и контроля, допускающий субъективный подход к определению таможенной стоимости и размеров штрафных санкций, создавал дополнительные условия для уклонения от уплаты таможенных платежей при содействии коррумпированных таможенников.
Низкая социальная защищенность государственных служащих, понижающийся жизненный уровень, неопределенность перспектив способствовали оттоку квалифицированных сотрудников, которые зачастую попадали в коммерческие структуры и использовали свой опыт для уклонения от уплаты таможенных платежей. На смену им нередко приходят лица, изначально ориентированные на получение дополнительных доходов путем злоупотребления служебным положением.
Кроме того, криминальные структуры активно пытаются внедрить в таможенные органы «своих людей».
Результатом указанных процессов является постоянный рост количества выявляемых преступлений коррупционного характера, их количество возрастает на 9 – 15 % ежегодно.
Контрольные вопросы
1. На основе данных статистики составьте таблицу, отражающую структуру современной таможенной преступности.
2. Составьте динамические таблицы состояния и структуры таможенной преступности за последние 5 лет.
3. Определите, какие из нижеприведенных признаков характеризуют преступника как личность: общительность, трудолюбие, плохое зрение, замкнутость, старательность, слабая сообразительность, быстрая реакция на внешние обстоятельства, высокая возбудимость, физическое уродство, целеустремленность, музыкальная одаренность, дефекты речи, мнительность, конформизм. Какие из перечисленных признаков могут детерминировать таможенную преступность, а какие являются нейтральными?
4. Какие существуют экономические и политические причины таможенной преступности?
5. Назовите правовые факторы, детерминирующие совершение преступлений ы сфере таможенного дела.
6. Перечислите организационно-технические условия, способствующие совершению таможенных преступлений.