Тема 2. Потребности и ресурсы

ПРЕДМЕТ И МЕТОД

(2 часа)

Вопросы

  1. Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. Экономические категории и законы.
  2. Экономическая теория и экономическая политика. Позитивная и нормативная экономическая теория.
  3. Методология и методы экономической науки.
  4. Основные научные школы и современные направления экономической теории.

Ключевые термины

Экономика, экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, интерэкономика, экономикс, политическая экономия, экономический закон, экономическая категория, позитивная и нормативная экономическая теория, экономическая политика, метод анализа и синтеза, метод индукции и дедукции, метод единства исторического и логического, функциональный анализ, предельный анализ, экономико-математические модели, экономический эксперимент.

Литература

11] 13] 21 ] 31] 35]

Темы рефератов и докладов

1. Роль теоретических абстракций в познании экономических явлений.

2. Проблема релятивизма (условности) знаний в экономической теории.

Литература для подготовки докладов и написания рефератов

1. Ананьин А. Экономика: наука и /или искусство // Вопросы экономики. 2007. № 11. С. 4-24.

2. Болдырев И. Экономическая методология и постмодернизм // Вопросы экономики. 2006. №11. С.71-78.

3. Гребенев Л. О предмете экономической науки, или с чего начинается преподавание экономики? // Вопросы экономики. 2007. №8. С.134-145.

4. Либерман А. Современная экономическая теория: основные тенденции // Вопросы экономики. 2007. №3. С. 36-54.

Вопросы для обсуждения

1. Какую роль в жизни человека играет экономика?

2. Какие условия жизнедеятельности общества влияет на результаты хозяйственной деятельности?

3. Приведите различные определения предмет экономической теории. Чем обусловлены различия в определениях?

4. Почему экономически законы, в сравнении с естественными, являются менее строгими и имеют ограниченный срок «жизни»?

Тесты и задачи

1. Определите, к какому уровню (микро-, макро-, мировой экономике) относятся следующие утверждения.

а) Цены на овощи снизились.

б) Общий уровень цен в стране за месяц вырос на 4%.

в) Объем торгового оборота фирмы увеличился за год на 10%.

г) Уровень безработицы на начало года составил 2,8% от экономически активного населения.

2. Подберите в таблице к каждому термину (левая колонка) определение (правая колонка).

Термины Определения
1. Экономика устойчивые, существенные, причинно-следственные связи между экономическими явлениями или процессами.
2. Экономическая теория хозяйственная сфера жизнедеятельности общества
3. Экономическая категория общая экономическая наука
4. Экономический закон научная абстракция, выражающее главное, существенное в изучаемом явлении.

3. Какая функция экономической теории дает представление о том месте, которое занимает эта дисциплина в системе экономических наук?

а) практическая;

б) теоретическая;

в) методологическая;

г) мировоззренческая.

4. Определите, какие утверждения относятся к позитивной экономике?

а) Уровень инфляции следует уменьшить.

б) Уровень безработицы сократился на 2 пункта.

в) Средняя заработная плата составляет 360 тыс. руб.

г) Структурная перестройка экономики должна осуществляться постепенно.

5. Укажите, какие из названных наук относится к функциональным экономическим дисциплинам.

а) Финансы;

б) маркетинг;

в) экономика торговли;

г) статистика.

6. Назовите правильное утверждение. Экономическая политика – это:

а)программа экономического развития на ближайшую перспективу;

б) экономические задачи, которые необходимо решить, чтобы повысить благосостояние народа;

в) комплекс мер, разработанных правительством для достижения целей, поставленных обществом.

7. Укажите имена представителей классической школа политэкономии:

а) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин.

б) У.Петти, А. Смит, Д. Рикардо.

в) Д.Кейнс,Дж. Робинсон, Р. Харрод.

г) К.Менгер, Ф. Визер, Е. Бем – Баверк.

Дополнительная литература к теме 1

1. Бузгалин А., Колганов А. Капитал в ХХI веке // Вопросы экономики. 2007. №9. С.104-120.

2. Нуреев Р. Исторические судьбы учения Карла Маркса // Вопросы экономки. 2007. -№9. С.87-103.

3. Шлиссер Э. Экономическая теория и эксперимент: Исаак Ньютон, Милтон Фридман и Вернон Смит // Вопросы экономики. 2007. №3. С.55-70.

4. Экономическая теория в США // Экономика и управление в зарубежных странах. 2008. № 3. С. 14-29.

Тема 2. Потребности и ресурсы

(2 часа)

Занятие 1.

1. Потребности как предпосылка производства. Классификация и основные характеристики потребностей. Закон возвышения потребностей.

2. Ресурсы и факторы производства, их классификация и характеристика. Труд, земля, капитал и предпринимательские способности.

3. Физический капитал. Основной и оборотный капитал. Физический и моральный износ. Амортизация.

4.Экономические блага: классификация и основные характеристики. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ. Редкость экономических благ.

5. Производство и экономический рост. Эффективность производства: сущность, показатели, факторы повышения. Экономическая и социальная эффективность.

Ключевые термины

Потребности, экономические ресурсы, ограниченность ресурсов, факторы производства, земля, труд, капитал, предпринимательские способности, основной капитал, оборотный капитал, физический износ, моральный износ, амортизация, норма амортизации, ускоренная амортизация, блага, экономические и рыночные блага, взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага, ограниченность благ, производственные возможности общества, экономический рост, экономическая эффективность, социальная эффективность.

Литература

4] 13] 14] 23] 31] 32]

Темы рефератов и докладов

1. Человеческий капитал и его роль в современной экономике.

2. Этическая сторона экономических интересов.

3. Роль информации в развитии современной экономики. Проблемы информатизации Республики Беларусь и их отражение в Государственной программе информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 года и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь».

Литература для подготовки докладов и написания рефератов

1. Бондарь А.В., Корнеевец И.В. Человеческий капитал – ключевой ресурс постиндустриального общества // Вестник БГЭУ. 2005. №1.

2. Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 года и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь» (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2002 года № 1819).

3. Колодко Гж.В. Этика в бизнесе, экономике и политике // Вопросы экономики. 2007. №11. С. 44-54.

4. Костман Дж.Т., Шиеман В.А. Человеческий капитал – скрытый двигатель качества // Стандарты и качество. 2006. №1. С.86-89.

5. Примаченок Г.А. Экономическая теория и оценка эффективности деятельности хозяйственных субъектов // Вестник БГЭУ. 2007. № 4. С. 5-14.

Вопросы для обсуждения

1) Можно ли удовлетворить многочисленные материальные потребности всех индивидов общества? А потребности в отдельном благе?

2) Правомерно ли способность к предпринимательской деятельности относить к экономическому ресурсу?

3) Чем отличаются факторы производства от ресурсов?

4) Может ли общество выйти за границу своих производственных возможностей?

5) Можно ли обеспечить высокую социальную эффективность при низкой экономической эффективности производства?

Тесты и задачи

1. Укажите правильный ответ. Экономическая наука изучает следующие потребности:

а) социальные;

б) духовные;

в) материальные;

г) экономические.

2. Укажите неправильное утверждение:

а) потребности имеют исторический характер;

б) материальные потребности являются стимулом для развития общественного производства;

в) появление новых материальных потребностей означает возвышение потребностей;

г) возвышение потребностей – это количественное увеличение.

3. Укажите неточное определение:

а) капитал используется в общественном производстве для получения дохода;

б) капитал в материально-вещественной форме – это материальные ресурсы, задействованные в процессе хозяйственной деятельности;

в) человеческий капитал – это совокупность способностей человека, которые позволяют получать доход;

г) финансовый капитал (денежные средства и ценные бумаги) – один из факторов производства.

4. Укажите неправильный ответ. Основной капитал - это:

а) производственные задания;

б) топливо и энергия;

в) станки и оборудование;

г) транспортные средства.

5. Укажите неправильный ответ. Кривая производственных возможностей показывает:

а) лучшую из возможных комбинаций двух товаров;

б) альтернативные комбинации производства двух благ при определенном количестве ресурсов;

в) количество двух благ, которые следует произвести, используя данные ресурсы.

6.Предприятие приобрело станок за 12 тыс. у.е., срок использования станка 8 лет. Определите норму амортизации.

Дополнительная литература к теме 2

1. Информационный ресурс в теории факторов производства. // Вестник БГЭУ. 2007. №1. С.15-20.

2. «Хочу» и «надо»: к теории формирования материальных и духовных потребностей индивидов общества // Российское предпринимательство. 2007. №1. С.62-66.

Наши рекомендации