Ошибка! Раздел не указан

Рис.3.1. Модель кругооборота товаров и услуг с участием государства.

Модель, показывающую взаимосвязь между отраслями, выпускающими средства производства (1-е подразделение) и предметы потребления (2-е подразделение) в масштабах национальной экономики в целом, создал К. Маркс.

Предложенная им схема простого воспроизводства (производства, повторяющегося каждый год в тех же объемах) выглядела так:

1-е подразделение: 2-е подразделение: 4000с+ 1000v+1000m =6000
2000с+ 500v+500m= 3000,
         

где С – постоянный капитал (машины, оборудование, сырье)

v –переменный капитал (рабочая сила)

m – прибавочная стоимость, принадлежащая капиталистам

При простом воспроизводстве вся прибавочная стоимость идет на личное потребление капиталиста, для расширения производства капитала нет, поэтому нет экономического роста. Произведенные товары обмениваются следующим образом. Внутри 1-го подразделения реализуется 4000с: по натурально-вещественной форме – это станки, оборудование, которое необходимо ему самому для замены изношенных машин. Внутри 2-го подразделения потребляется (500v+500m) продукции, потому что, во-первых, по натуральной форме это предметы потребления, а, во-вторых, эта сумма товаров равна сумме доходов капиталистов и рабочих.

Следовательно, обмену подлежат (1000v+1000m) станков и оборудования первого подразделения и 2000с 2-го подразделения. Благодаря такому обмену рабочие и капиталисты 1-го подразделения получили необходимые им предметы потребления на сумму 2000 ден. единиц, а капиталисты 2-го подразделения – необходимые им средства производства на ту же сумму.

Для расширенного воспроизводства (при котором каждый год увеличиваются масштабы производства) К. Маркс свои схемы построил с учетом изменения таких параметров, как норма накопления капитала, органическое строение капитала и норма эксплуатации труда.

Модель расширенного воспроизводства К. Маркса российскими экономистами была взята за основу при разработке теории народнохозяйственного планирования.

ТЕСТЫ.

1. Формами современной смешанной экономики являются

A) шведская модель

B) социальное рыночное хозяйство

C) традиционная экономика

D) неоиндустриальное общество

2. В основе формационного подхода лежит понятие

A) индустриального развития страны

B) экономической свободы

C) способа производства

3. Формационный подход учитывает следующие особенности экономической системы

A) способ производства

B) форму собственности

C) общественную форму труда

D) информацию

4. Странами с хорошо развитой социальной рыночной экономикой являются

A) Швеция

B) германия

C) Япония

D) США

5. Страной с корпоративной экономикой является

A) Япония

B) Швеция

C) германия

D) Франция

6. В социальном рыночном хозяйстве ставятся следующие цели:

A) защита интересов граждан

B) долгосрочное рекомендательное прогнозирование

C) сохранение доли государственного сектора (около 30%)

D) защита интересов монополий

7. Экономика административно-командного типа в процессе ее трансформации в рыночную называется

A) переходной

B) смешанной

C) «шоковой»

D) социальным рыночным хозяйством

8. Согласно концепции Дж. Гэлбрейта общество, в котором наука превращается в непосредственную производительную силу и центр тяжести смещается из материальной сферы в нематериальную, называется

A) постиндустриальным

B) неоиндустриальным

C) индустриальным

D) цивилизацией третьей волны

9. Общество, в котором ведущим фактором экономического развития становится накопление знаний, Дж. Гэлбрейт назвал

A) неоиндустриальным

B) индустриальным

C) постиндустриальным

10. Особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг называют

A) способом производства

B) производительной силой общества

C) экономическим выбором

D) экономической системой

11. К. Маркс выделял следующие ступени исторического развития общества

A) рабовладение

B) первобытную общину

C) феодализм

D) капитализм

E) гарантизм

12. Формационный подход к ступеням развития общества был предложен

A) Дж. Гэлбрейтом

B) К.Марксом

C) У. Митчеллом

D) И. Шумпетером

13. Концепцию ступеней индустриального развития общества сформулировал

A) Дж. Гэлбрейт

B) К. Маркс

C) Ш. Фурье

D) Дж. М. Кейнс

14. Экономическая система, в которой обычаи определяют направление использования редких ресурсов и объемы производства продукции, называется

A) традиционной

B) рыночной

C) смешанной

D) командной

15. Современное хозяйство, в котором активную роль играет государство, взаимодействующее с рынком и корректирующее его провалы и недостатки, называется

A) смешанной экономикой

B) рыночной системой

C) командной экономикой

D) цивилизацией «третьей волны»

16. Хозяйство, в котором господствует государственная форма собственности на средства производства и ресурсы и экономические решения принимаются правительством, – это

A) административно-командная система

B) рыночная система

C) смешанная система

D) традиционная экономика

17. Модель кругооборота товаров и услуг Л. Вальраса включала рынки

A) товаров

B) услуг

C) ресурсов

D) финансов

18. Субъектами в кругообороте товаров и услуг являются в ХХ в.

A) домохозяйства

B) фирмы

C) государство

D) общественные организации

19. Модель кругооборота товаров и услуг Л. Вальраса в ХХ в. дополнена следующими субъектами и объектами рынка

A) финансовый рынок

B) государство

C) домохозяйство

D) частные фирмы

20. Схема воспроизводства К. Маркса описывала взаимосвязь между отраслями, выпускающими

A) средства производства

B) предметы потребления

C) сельскохозяйственную продукцию

D) нематериальные блага

21. В схеме воспроизводства К. Маркса 1-е подразделение общественного производства включало

A) производство машин, оборудования

B) предметов потребления

C) нематериальных услуг

22. В схеме воспроизводства К. Маркса 2-е подразделение общественного производства выпускало

A) машины, оборудование

B) предметы потребления

C) нематериальные блага

23. К основным функциям денег относятся

A) средство обращения

B) мера стоимости

C) средство платежа

D) развернутая форма стоимости

24. Концепцию возникновения денег как ступеней развития обмена К. Маркс назвал

A) концепцией развития форм стоимости

B) концепцией формаций

C) кругооборотом капитала

25. Функцию всеобщего эквивалента в России в VIII-XVIII вв. наряду с металлическими деньгами исполняли

A) «меховые» деньги

B) скот

C) янтарь

D) золотые слитки

26. При простом воспроизводстве

A) вся прибавочная стоимость расходуется на личное потребление капиталиста

B) сохраняются из года в год одни и те же масштабы производства

C) возрастают масштабы производства

27. Объектом собственности может быть

A) движимое имущество

B) недвижимое имущество

C) интеллектуальная собственность

D) социальная группа или ассоциация

28. Субъектами собственности могут выступать

A) отдельные граждане

B) социальные группы

C) общество

D) недвижимое имущество

29. Исходным пунктом для понимания экономического содержания собственности является понятие

A) отчуждения

B) распоряжения

C) пользования

D) присвоения

30. Система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам всех, кроме их собственника, называется

A) отчуждением

B) распределением

C) отношением собственности

D) транзакционными издержками

31. Имущество, принадлежащее городскому и сельскому поселению, называется

A) муниципальной собственностью

B) федеральной (государственной) собственностью

C) частной собственностью

32. Функция денег, получившая развитие благодаря возникновению, кредита, называется

A) средством обращения

B) мерой стоимости

C) средством платежа

D) \средством накопления

33. Кредитные деньги – это

A) торговые векселя

B) банковские векселя

C) бумажные деньги, выпускаемые правительством

34. Особенностью кредитных денег было то, что они

A) выпускаются банками

B) обмениваются на золото

C) не имеют связи с золотом

D) выпускаются правительством

35. Функция денег, благодаря которой можно мысленно соизмерять ценность различных товаров и благ, называется

A) средством обращения

B) средством платежа

C) формой стоимости

D) мерой стоимости

Правильные ответы: 1A-B; 2C; 3A-B-C; 4 A-B; 5A; 6 A-B-C; 7A; 8A; 9A; 10D; 11A-B-C-D; 12B; 13A; 14A; 15A; 16A; 17A-B-C; 18A-B-C; 19A-B; 20A-B; 21A; 22B; 23A-B-C; 24A; 25A; 26A-B; 27A-B-C; 28A-B-C; 29D; 30C; 31A; 32C; 33B; 34 A-B; 35D.

Наши рекомендации