Понятие и экономическая сущность товарных запасов

Товарные запасы – совокупность товарной массы, находящейся в сфере обращения предназначенной для реализации.

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах оптовых и розничных предприятий, рабочие запасы.

Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами:

Ø Время, нужное для транспортировки товаров из сферы производства в сферу обращения;

Ø Сезонные колебания;

Ø Особенность в территориальном размещении;

Ø Условия транспортировки, расстояние между поставщиком и торговым предприятием;

Ø Возможность хранения товаров.

Классификация:

Ø По месту нахождения: на производстве, в пути, на предприятиях торговли;

Ø По срокам: на начало и конец периода;

Ø По единицам измерения: абсолютные (стоимостные, натуральные), относительные (в днях к т\об);

Ø По назначению:

-текущего хранения (для повседневных нужд);

- сезонного назначения (для обеспечения бесперебойной торговли);

- досрочного завоза (для бесперебойной торговли в отдаленной местности в период между сроками завоза);

- целевого назначения (для осуществления каких-либо мероприятий: ярмарка, выставка, выборы).

Размер торговых запасов определяется объемом и структурой товарооборота. Поддержание оптимальной пропорции между величиной т\об и размерами торговых запасов – одна из важнейших задач. При недостаточной величине торговых запасов возникают сложности с бесперебойной торговлей, а излишние торговые запасы вызывают дополнительные потери.

Факторы, оказывающие влияние на величину товарных запасов:

1. колебание спроса (если предложение отстает от спроса, то товарооборачиваемость резко ускоряется (дефицит товара), а насыщение товаром приводит к замедлению, необходимо при такой ситуации углубить изучение покупательского спроса, воздействовать на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшения качества);

2. объем розничного т\об ( наибольший объём розничного т\об требует больше товарных запасов, величину определяет широта ассортимента);

3. сезонность (колебания в сезоне);

4. импортные товары (объем импортных товаров, оказывает влияние на размер товаров российских производителей;

5. потребительские и физико-химические свойства товаров (они ограничивают или удлиняют время оборота товара);

6. частота и организация завоза товаров (чем чаще завозят товары, тем меньше объем товарных запасов);

7. состояние материально-технической базы (наличие оснащенной складской сети современным оборудованием позволяет создавать больше товарных запасов, обеспечивать их сохранность и качество).

2.2.4 Показатели использования товарных запасов при учёте и планировании

Любой товар относится к категории товарного запаса до момента его реализации и он является постоянно существующей величиной (запасы реализовываются не сразу и регулярно пополняются).

Абсолютная величина товарных запасов изменяется в зависимости от поступления и реализации.

Относительная величина – в днях к т\об, показывает на сколько дней торговли этих товаров хватит.

Размер товарных запасов связан со скоростью обращения товара.

Ускорение оборачиваемости (реализация) постоянный объем товарооборота приводит к уменьшению товарных запасов.

Товарооборачиваемость – это скорость обращения товара или время, в течение которого реализовываются товарные запасы.

Товарооборачиваемость в числе оборотов показывает, сколько раз оборачивается средний товарный запас в анализируемом периоде. Показатели времени и скорости обращения взаимосвязаны. Увеличение скорости и уменьшение времени позволяют осуществить больший объем т\об при меньших размерах товарных запасов, что оказывает влияние на снижение расходов.

Товарооборачиваемость – это один из показателей эффективности работы предприятия, ускорение характеризует улучшение хозяйственной деятельности.

1. Средний товарный запас:

Ср т.з. = 0,5 * Т.З.1 + Т.З.2 + ....+ Т.З.n * 0,5  
n – 1  

2. Товарооборачиваемость в днях:

Обдн = Ср.т.з.*Д(кварт)
Т/об(общий)  

3. Товарооборачиваемость в оборотах:

Обобор = Д(кварт)
Об(дни)

Процесс нормирования и планирования товарных запасов на торговом предприятии состоит из отдельных этапов:

Наши рекомендации