Шершнев Артем Вячеславович

Эссе конкурсантов, подавших документы на должность заместителя Председателя Молодежного правительства – дублера заместителя Губернатора и Председателя Правительства Орловской области по экономике и финансам

Добрикова Ирина Сергеевна

Проблемы бюджетной системы
муниципалитетов и пути ее реформирования

Решение возложенных на местное самоуправление социальных задач, связанных с удовлетворением основных жизненно важных потребностей населения, требует необходимого уровня его финансово-экономического обеспечения. Это необходимо для того, чтобы муниципальное образование могло, исходя из своих собственных средств, планировать и реализовывать финансово-социальные программы развития территорий. Материальная база является основой осуществления функций, возложенных на местные органы власти. Отсутствие таковой базы делает самоуправление фикцией, поскольку не может оказывать населению весь перечень услуг, что негативно сказывается на отношении граждан к местной власти.

В современных условиях финансово-экономические факторы оказывают все более заметное влияние на правовое регулирование местного самоуправления. В прямую зависимость от материального благополучия муниципалитета ставится его суверенность. Это приводит к тому, что центральная власть все чаще высказывает идеи о подчинении менее самостоятельных муниципальных образования тем, которые в силах сами себя обеспечивать. Но это противоречит главному принципу образования местного муниципалитета. Признавая местное самоуправление, Конституция РФ исходит из того, что оно является наиболее приближенным к населению уровнем власти, осуществляется, прежде всего, в городских и сельских поселениях (ч.1 ст.131), т.е. на основе естественно сложившегося расселения людей, на территориях их компактного проживания. Аналогичный подход прослеживается в Европейской хартии местного самоуправления (абз.6 и 7 преамбулы, п.3 ст.4). Это вполне естественно, поскольку местное самоуправление в силу своего предназначения должно обеспечивать возможность гражданской самоорганизации именно по месту жительства с учетом специфики конкретных местных условий. Поэтому наделение той или иной территории статусом муниципального образования не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия необходимых финансово-экономических ресурсов. Согласно правовой позиции Конституционного Суда собственность и финансы не обязательно должны иметься в наличии на момент создания муниципального образования – они должны быть обеспечены соответствующей территории после того, как она стала муниципальным образованием. Естественно, финансы играют существенную роль в местном самоуправлении, но роль эта служебная, подчиненная. В рамках конституционно-правовой логики только обеспечение социальных благ местного населения играют роль при решении о создании и организации местного муниципалитета.

На сегодняшний день механизм финансирования местного самоуправления, по существу, подчиняется государственно-правовому регулированию, посредством которого у нас прочно утвердился налогово-бюджетный унитаризм. Выражается он в том, что местные доходы аккумулируются в бюджетах вышестоящих уровней, там распределяются и возвращаются в бюджеты местных муниципалитетов, но конечно уже с совсем другим процентным весом. В итоге такой механизм приводит к тому, что расходы местной власти обеспечиваются государственным распределением. Так, доля всех налогов (закрепленных и дополнительно переданных) в доходах местных бюджетов составляет менее 30 % (в том числе, доля двух местных налогов – порядка 12 %). Соответственно, 70 % средств приходится на все виды межбюджетных трансфертов, включая поступление средств (субвенций) из фондов компенсаций. Этот факт подтверждает неравенство распределения доходов между уровнями бюджетной системы, однако это позволяет осуществлять централизацию управления и подчинение муниципалитетов государственной власти. Такой государственно-распределительный механизм, конечно, позволяет обеспечивать потребности населения в минимальном объеме, но чрезмерно стесняет самостоятельность самоуправления при принятии решений относительно вопросов местного значения и снижает заинтересованность муниципальных властей в формировании и развитии собственных хозяйственных потенциалов. Муниципалитеты оказываются в положении уполномоченных «раздатчиков» государственных ресурсов на подведомственной территории, не способными в действительности обеспечивать решение вопросов местного значения.

Реализация целей согласованного социально-экономического развития государства и внутригосударственных образований однозначно требует крайне взвешенного подхода. С одной стороны, должен сохраняться принцип централизации и децентрализации власти и собственности. С другой стороны, необходимо обеспечить экономическую самостоятельность регионов и выровнять их в плане социально-экономического развития. Для того чтобы сочетать эти две стороны, на мой взгляд, необходимо учитывать следующие моменты.

1. Государство должно гарантировать минимальную финансовую обеспеченность каждого из муниципальных образований, т.е. выделить на них такой объем бюджетных средств, который позволил бы муниципалитетам самостоятельно решать вопросы местного значения, выполнять социальные обязательства перед населением в соответствие с государственными стандартами, а также обеспечивать стабильное развитие региона.

2. Обеспечение наполняемости местных бюджетов должно производиться главным образом за счет поступлений от местных налогов и сборов; неналоговых доходов, основным среди которых является доход от использования муниципальной собственности; отчислений от регулирующих налогов, налоговая база по которым непосредственно связана с данной муниципальной территорией, а также средств самообложения граждан. На это ориентирует сама Конституция РФ, которая специально выделяет институты местных налогов (ч. 1 ст. 132) и муниципальной собственности (ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132). В связи с этим предлагается увеличить долю местных налогов в доходной части муниципалитета. К местным налогам предлагается отнести налог на недвижимость с одновременным установлением системы налоговых вычетов, а также транспортный налог.

Также следует изменить порядок взимания налогов с физических лиц. Налог должен взиматься по месту жительства налогоплательщика, а не по месту учета налогового агента в налоговом органе. Во-первых, это больше всего соответствует самой сущности подоходного налога, который взимается по месту постоянного пребывания налогоплательщика. Во-вторых, это наиболее соотносится с сутью отношений между муниципалитетом и налогоплательщиком, ведь местное самоуправление непосредственно несет ответственность за свое население и вправе требовать исполнения ответных обязательств от налогоплательщика, прежде всего, в качестве уплаты налогов. В-третьих, такой подход мог бы существенно повлиять на формирование доходной части муниципалитетов, что в свою очередь могло бы благотворно повлиять на их самостоятельность и сгладить столь явный дисбаланс между муниципалитетами разных уровней власти.

3. Следует пересмотреть сложившийся подход к льготированию по налогам, подлежащим зачислению в местный бюджет. На данный момент на федеральном уровне утверждено 8 категорий юридических лиц и столько же типов земельных участков, которые пользуются налоговыми преференциями на территории всей страны. Для муниципалитетов такие налоговые льготы наносят большой урон доходной части бюджета, и эти потери, по моему мнению, должны компенсироваться из вышестоящих бюджетов полном объеме.

4. Необходимо выработать дифференцированный подход к муниципалитетам различного уровня: оказать поддержку наименее развивающимся регионам, но и создать благоприятные условия для поддержания тех регионов, которые уже стали или могут стать лидерами. При этом надо в корне пересмотреть принцип дотационности: только при объективной нехватке собственных доходов дефицит бюджета должен восполняться из бюджетов вышестоящих уровней. Во всех же остальных случаях муниципалитеты должны быть самоокупаемыми.

5. Институт государственной финансовой помощи муниципалитетам должен приобрести стимулирующий характер путем вложения инвестиций в местную промышленность и сельское хозяйство, что в будущем поможет регионам выйти на самоокупаемость. При этом оказание финансовой помощи может осуществляться не только по вертикальным уровням власти, но и по горизонтальным, т.е. между муниципалитетами одного уровня. Это также поможет выровнять диспропорции в уровнях развития между муниципалитетами, а в дальнейшем в целом укрепить и сплотить государство.

Также предлагается переориентировать систему бюджетирования: вместо цели экономической выгоды установить цель на результат. Это означает, что при оценке выполнения бюджета оценивается не то, какие статьи бюджета выполнены, а то, какие выполнены цели и задачи из изначально запланированных. Такая система помогла бы местным органам самоуправления наиболее эффективно увязать процесс планирования с процессом бюджетирования. В таком случае экономическая выгода стала бы не самоцелью, а способом наиболее полного исполнения поставленных целей и задач.

Предусмотренная на федеральном уровне обязанность глав местных администраций докладывать о достигнутых значениях показателей социально-экономического развития для целей государственной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления служит одной из нормативных предпосылок к налаживанию внутреннего (муниципального) контроля и мониторинга за эффективностью муниципальной деятельности. Существует необходимость дальнейшего продвижения механизмов обязательной предварительной, оперативной и последующей оценки самими органами местного самоуправления социальной, бюджетной и экономической эффективности всех принимаемых ими финансово-хозяйственных решений. Такие меры должны обеспечивать: во-первых, прогнозирование комплексных последствий тех или иных финансово-хозяйственных решений для развития определенных групп общественных отношений, муниципального образования в целом, позволять проводить обоснованный расчет целесообразности их принятия. Во-вторых, создание условий для оперативного информирования органов местного самоуправления о текущих показателях, характеризующих действие ранее принятого финансово-хозяйственного решения, и устранения социально дефектных (ущербных, неэффективных) актов. В-третьих, всестороннее и полное с точки зрения утвержденных индикаторов измерение эффекта финансово-хозяйственного решения по итогам отчетного периода, необходимую корректировку как самого решения, так и иных связанных с ним актов для усиления положительного воздействия на общественные отношения (повышения степени реализации поставленных социальных задач) и снижения (устранения) воздействия отрицательного.

Относительно самостоятельным направлением повышения социальной эффективности муниципального финансово-хозяйственного управления является развитие института муниципального заказа (включая муниципальный социальный заказ), позволяющего «подключать» к выполнению функций местного самоуправления организации немуниципальной формы собственности – как рыночно-хозяйственных, так и некоммерческих субъектов. Тем самым посредством муниципальной контрактной системы обеспечивается, с одной стороны, активизация социально значимой деятельности предприятий и организаций, содействие занятости, создание условий для добросовестной конкуренции, с другой – расширение сферы публичного обслуживания, его эластичность, гибкость, адаптивность, разнообразие и адресный характер. Развитие муниципального заказа открывает возможности для повышения качества оказываемых публичных услуг при снижении затрат, но для этого оно должно быть сбалансированным и разумным, не переходить границы, за которыми публично-сервисная деятельность становилась бы лишь источником для извлечения дополнительной экономической выгоды в ущерб ее основному назначению – качественному удовлетворению публично значимых потребностей.

Установленный в действующем законодательстве правовой механизм муниципального заказа нуждается в совершенствовании. Это определяется, прежде всего, необходимостью формирования надлежащей правовой основы для создания единого технологического цикла муниципальных закупок, который бы охватывал не только размещение муниципального заказа, но и прогнозирование, планирование муниципальных закупок, а также мониторинг и контроль исполнения заказов. Соответствующий технологический цикл должен основываться на системе общих требований и правил, позволяющих оценить качество и эффективность муниципального заказа. В то же время существует потребность в типизации контрактных отношений, в частности, путем разработки единой базы типовых форм муниципальных контрактов. Это бы существенно облегчило контрактную деятельность муниципалитетов. Следует также повысить гибкость правового регулирования муниципального заказа, с тем, чтобы определенным образом расширить формы его размещения и тем самым обеспечить для заказчиков возможность в ситуациях, связанных с заказом сложных объектов, проводить дополнительный квалификационный контроль (фильтрацию) участников. Этому должно сопутствовать одновременное повышение прозрачности, открытости муниципального заказа на всех его этапах, исключение сделок с заинтересованностью, введение эффективных механизмов персональной ответственности должностных лиц, принимающих неправовые контрактные решения.

Формирование бюджета играет важную роль при осуществлении муниципалитетами социально-экономической политики на вверенной им территории. Грамотно составленный и правильно распределенный бюджет может обеспечить муниципалитету полную самоокупаемость. Но реформирование бюджетной системы требует адаптации государственного финансового контроля к новым условиям ее функционирования. Успешное решение новых задач в организации контроля за использованием бюджетных средств зависит от всестороннего изучения их особенностей, а также своевременного методического и правового обеспечения их реализации.

Мазур Глеб Андреевич

Миссия Орловской области на современном этапе заключается в обеспечении высокого качества жизни для всех категорий жителей региона на основе модернизации экономики, интегрированной в российские и мировые хозяйственные связи, создание благоприятной внешней среды для трудовой деятельности и проживания .

При этом основными путями реализации стратегии социально-экономического развития являются развитие и повышение эффективности функционирования реального сектора экономики и обеспечение финансовой самодостаточности региона для решения социальных проблем; обеспечение устойчивого развития социальной инфраструктуры по направлениям и в объемах, обеспечивающих достижение норм социального и культурного обслуживания населения, гарантированных государством.

Для достижения стратегических целей предусматривается решение ряда важнейших задач.

Во-первых, планируется создание условий и содействие структурной перестройке экономики в целях закрепления места и роли Орловской области в общероссийском разделении труда и формирования предпосылок для ускоренного развития прогрессивных производств – «точек» экономического роста, обеспечивающих выход на межрегиональные и внешние рынки.

Во-вторых, необходима государственная поддержка развития производственной и рыночной инфраструктуры (транспорт, связь, информатика), важнейшего фактора усиления интеграционных процессов, развития межрегиональных и межгосударственных связей и производственной кооперации, расширения рынков сбыта.

В-третьих, требуется обеспечение бесперебойного и безаварийного режима функционирования основных систем жизнеобеспечения (энергетический комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство, экологическая безопасность).

В-четвертых, запланировано осуществление мер по оказанию временной помощи действующим малоэффективным производствам, поэтапному их свертыванию и диверсификации для предотвращения обвальной масштабной безработицы и поддержания социальной стабильности.

В-пятых, планируется устойчивое развитие социальной инфраструктуры по направлениям и в объемах, обеспечивающих соблюдение норм социального и культурного обслуживания населения, гарантированных государством;

В-шестых, необходимо сохранение и благоустройство исторического и культурного наследия Орловской области, природоохраняемых зон с уникальной для среднерусской полосы флорой и фауной, создание инфраструктуры для развития туризма.

Миссия будет выполняться за счет мобилизации экономической активности территорий и повышения эффективности использования их ресурсов путем реализации социально-экономических и институциональных преобразований.

Орловская область позиционируется как регион, обладающий следующими конкурентными преимуществами. Международной Организацией Кредиторов на основе анализа основных показателей социально-экономического развития в 2000–2012 годах Орловская область была признана одним из самых динамично развивающихся регионов как в Центральном федеральном округе, так и в России.

Благодаря выгодному географическому расположению Орловская область является одним из крупных транспортных узлов России, что способствует развитию экономической интеграции и кооперации. Через Орловскую область и непосредственно через областной центр – город Орёл проходят важнейшие транспортные железнодорожные и автомобильные магистрали федерального значения. По территории региона проходят 1 нефтяной и 3 газовых международных трубопровода.

Несмотря на свои относительно небольшие размеры, Орловская область по площади сельскохозяйственных угодий, приходящихся на 1 жителя, занимает одно из ведущих мест в группе регионов Европейской части России. Это обстоятельство одновременно с благоприятными погодно-климатическими условиями предопределяет общую аграрно-промышленную направленность развития народного хозяйства региона. Орловская область традиционно являлась и является крупным поставщиком различных видов сельхозпродукции и продовольствия.

Регион занимает особое место на туристском рынке России, обладает хорошими туристско-рекреационными возможностями. Значительный историко-культурный потенциал и богатое литературное наследие открывают возможности для туристско-экскурсионной деятельности и познавательного туризма. Благоприятные природные условия, мягкий климат с отсутствием резких перепадов температур способствуют организации лечебно-оздоровительного отдыха и отдельных видов спортивного туризма, а разнообразие народных традиций создает все условия для развития этнографического туризма.

Устойчивостью характеризуется экологическая ситуация в Орловской области. Уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, остается значительно ниже, чем в большинстве регионов Центрального федерального округа. Это связано с отсутствием в регионе индустриальных гигантов и крупных разработок полезных ископаемых. На территории региона сохраняется многообразие животного и растительного мира.

В основном универсальная производственная база промышленных предприятий, прежде всего, в машиностроении, предоставляет возможности менее затратного освоения новых видов продукции и структурной перестройки в целом.

Еще одно преимущество региона - наличие благоприятных перспектив развития кадрового потенциала. На территории Орловской области функционирует целая сеть высших и средне-специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов различной специализации. По численности студентов высших учебных заведений на 10 тыс. человек населения Орловская область занимает одну из лидирующих позиций в России (10 место).

Промышленный комплекс играет ведущую роль и имеет наибольшую степень влияния на общее состояние региональной экономики. Приоритетными для Орловской области в настоящее время определены пищевая и перерабатывающая промышленность, машиностроение, металлургия, приборостроение.

Назаров Роман Викторович

В настоящее время, время экономических вызовов, Орловская область, как и вся Российская Федерация, столкнулась с рядом проблем, от решения которых будут зависеть практически все аспекты жизни граждан. Цены на товары российского экспорта упали, прогноз темпов роста экономики изменился, а волатильность на финансовых рынках возросла. Стагнация в промышленном и банковском секторе. Все это проявления финансового кризиса в современной России. Вместе с тем, кризис стоит рассматривать, не как только негативное явление. Кризис может дать нам возможность переосмыслить установленные порядки и сделать необходимые выводы. Увидеть те моменты, которые до этого казались незначительными и, проработав их более детально, извлечь дополнительные дивиденды. Кризисные явления это жесткий стимул для обновления экономики, который должен привести к началу упорной работы и созиданию новых экономических проектов.

В данном эссе мне хотелось осветить вопрос, который, на мой взгляд, является приоритетным для нашей области. Это вопрос инвестиций в Орловскую область, и как пример деятельность Индустриального парка «Зеленая роща».

В 2011 году проект индустриального парка «Зелёная роща» был представлен потенциальным инвесторам. Рядом преимуществ были отмечены:

Расположение, центр ЦФО в непосредственности близости от Москвы и Санкт-Петербурга;

Дешевая арендная плата за пользование землей промышленного назначения или покупка этой земли в собственность;

Подготовка всей необходимой инфраструктуры для начала производства.

Согласно информации с официального сайта Парка, все приготовления были закончены в 2013г. и на данный момент есть уже два действующих резидента. По роду своей работы у меня есть возможность общаться с управленцами крупных компаний в других регионах ЦФО и вопрос об инвестициях в Орловскую область поднимался уже не раз. На мои предложения рассмотреть Инвестиционный парк «Зеленая роща» как площадку для открытия филиала своих организаций, мне озвучивался ряд недостатков. Для наглядности примера хотелось бы рассматривать нашу инвестиционную площадку вместе с площадкой Калужской области.

1) Один из самых важных критериев при выборе места строительства бизнеса, это налоговые преференции резидентам парков которые готово предоставить Областное правительство. В таблицах ниже представлены преференции Орловских и Калужских областей.

Орловская область:

Показатель Налог на имущество организаций Налог на прибыль организаций
Условия предоставления льготы   1. Включение инвестиционного проекта в реестр инвестиционных проектов 2. Размер среднемесячной заработной платы не ниже четырехкратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения
Размер льготы Полное освобождение Понижение налоговой ставки на 1,5 процентных пункта Понижение налоговой ставки на 3 процентных пункта Понижение налоговой ставки на 4,5 процентных пункта
Объем капитальных вложений инвестора (млн рублей)   от 100 до 500 от 500 до 2 000 свыше 2 000 от 100 до 500   от 500 до 2000 свыше
Количество последовательных льготных налоговых периодов
               

http://www.park57.ru/info/nalogovye-lgoty/

Калужская область:

Показатель Налог на имущество организаций Налог на прибыль организаций
Условия предоставления льготы   1. Включение инвестиционного проекта в реестр инвестиционных проектов 2. Размер среднемесячной заработной платы не ниже пятикратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения
Размер льготы Полное освобождение Понижение налоговой ставки на 4,5 процентных пункта (при ставке 18%)
Объем капитальных вложений инвестора (млн рублей)   от 100 до 300 от 300 до 500 свыше от 100 до 500 от 500 до 1000 от 1000 до 2000 свыше
Количество последовательных льготных налоговых периодов

http://invest.kaluga.ru/uploads/userfiles/%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%BE%D1%82%D1%8B%E2%80%942015.pdf

Из приведенных выше примеров, отчетливо видно, что Орловская область уступает в таких позициях как:

а) Необходимая сумма объема капитальных вложений для получения налоговых преференций. По налогу на имущество, мы предлагаем полное освобождение от уплаты налоговых платежей с градацией, где для получения максимального срока в три года, объем капитальных вложений компаний должен быть свыше 2 млрд. руб, в то время как наши соседи предлагают такой же срок с вложениями в 4 раза меньше.

б) Касаемо налога на прибыль организации, Орловская область предлагает более интересные условия для поэтапных инвестиций, но опять же с более высокими вложениями.

2) Местоположение парка. Индустриальный парк «Зеленая роща» находиться на федеральной трассе М2 «Крым», между г. Орлом и г. Мценском, на расстоянии удаленность более 40 км. от первого и 5 км. от второго соответственно. Такая удаленность от регионального центра ограничивают потенциальных инвесторов в найме наиболее квалифицированных кадров, либо заставляет повышать расходы на их доставку к рабочему месту. К примеру, наиболее крупные заводы Орловской области (которые представлены на сайте инвестиционного парка), такие как: КМ Групп, Фригогласс Евразия, Coca-Cola Hellenic находятся на границе г. Орла.

Если решить вопросы, озвученные выше, мы сможем привлекать как крупнейших инвесторов, так и стимулировать к росту орловские компании. Вариантом решения можно обозначить несколько шагов:

Рассмотреть возможность уменьшения показателя объема капитальных вложений, до уровня соседних областей и ниже, увеличением размеров льгот по налоговым платежам, с обязательным повышением уровня среднемесячной заработной платы в организации-налогоплательщике. Причем под четким контролем выплат «белой» зарплаты через кредитные организации находящиеся на территории Орловской области. Тем самым, теряя на налоговых платежах в бюджет с конкретной организации, правительство Орловской области приобретает в разы больше:

а) Создание в области высокооплачиваемых рабочих мест, повысит собираемость налога на доходы физических лиц;

б) Повышение уровня жизни населения привет к повышенному спросу на товары и услуги внутренних производителей, что в свою очередь, так же создаст рабочие места.

в) Повышение уровня востребованности специалистов выпускаемых Орловскими ВУЗами. Частичное снятие проблемы «утечки умов».

г) Привлечение в область наиболее квалифицированных кадров, как граждан РФ, так и иностранных специалистов, которым потребуется недвижимость для проживания, что в свою очередь приведет к развитию строительных компаний Орловской области.

2) Открытие дополнительных инвестиционных парков и поддержание действующих. Как уже было озвучено выше, удаленность от регионального центра может быть недостатком. Усилив базу Индустриального парка «Орел» и создав новые парки, мы даем возможность выбора потенциальным инвесторам, что очень хорошо обыграно в описании одного из Калужских парков: «редкая в России возможность аренды производственных площадей на территории, прилегающей к крупному автоконцерну».

3) Участие областного правительства в качестве гаранта или поручителя при оформлении кредитов на проектное финансирование для будущих резидентов инвестиционных парков, в кредитных организациях расположенных на территории Орловской области. Выделение дополнительных денежных средств Фонду поддержки предпринимательства Орловской области на эти цели.

Заводы-флагманы области, сейчас переходят на неполные рабочие дни или вообще прекращают свою деятельность, отпуская сотрудников в оплачиваемые отпуска на 2/3 оплаты. В связи с нехваткой рабочих мест в регионе, решение выше озвученной проблемы является критическим для Орловской области. Вместе с тем прожиточный минимум на душу населения был установлен во 2 квартале в размере 9106 рублей, что говорит о росте цен на товары первой необходимости. В совокупности эти факторы могут создать крайне негативные как экономико-политические последствия, так и ухудшение криминогенного климата в регионе. Орловской области необходимы высокотехнологичные производства и наша задача, сделать так, что бы Бизнес видел в нас серьёзного партнера, предлагающего честные условия сделки в долгосрочной перспективе.

Шершнев Артем Вячеславович

Качество жизни населения является целостной многоуровневой системой элементов, взаимодействие которых носит процессуальный характер. В ходе эволюции научных взглядов на качество жизни населения сформировалось понимание его как степени пригодности условий жизни для жизни конкретного населения и полезности этой жизни для последнего. Качество жизни населения включает качество материального и духовного благосостояния населения, качество социальной сферы, качество экологической ниши, качество безопасности населения. Смысл понятия качества жизни раскрывается как возможность потребления благ и услуг, характеризующая социальную действительность через экономические показатели-индикаторы. Этими индикаторами являются условия труда, жилья и прочих материальных благ, духовные блага и потребности.

Статистическое изучение качества жизни населения, являясь одним из приоритетных направлений политики Правительства РФ, обретает все более важное значение в условиях нестабильного социального и экономического развития регионов. Современные изменения в экономике и геополитике обусловили актуальность проведения текущего мониторинга населения на основе выборочного наблюдения по показателям уровня жизни, имеющего целью дополнение данных оперативного регионального мониторинга как информативно, так и более детализировано относительно качества жизни населения. Представляется возможным выделить пять категорий показателей для включения в обследование населения. Текущее статистическое наблюдение уровня жизни населения может быть проведено на основе следующих показателей, которые представлены в виде оценочных блоков.

Блок «Демография и социальная сфера» характеризует состояние, структуру и воспроизводство населения, являющиеся основой макроэкономической среды в регионе. Взаимоотношения между производством, потреблением населения и демографической ситуацией отражают общую удовлетворенность спроса и благосостояния населения. Размер и структура домашних хозяйств оказывают непосредственное влияние на товары и услуги, поддерживающие условия жизни. Кроме того, численность иждивенцев в обратной пропорции взаимосвязана с покупательской способностью домашнего хозяйства. Кроме этого, фактор социальной дифференциации населения формируется на границе между демографической и экономической макросредой.

Блок «Окружающая среда и здравоохранение» нацелен на оценку этих аспектов качества и условий жизни. Характеристики этого блока отражают влияние состояния демографии и условий жизни населения, что в свою очередь влияет на трудовые ресурсы. Кроме этого, возможны статистическая оценка условий окружающей среды и региональным продуктом, а также оценка влияния ухудшения или улучшения условий окружающей среды на выпуск в регионе.

Блок «Трудовые ресурсы», в дополнение к влиянию на потребление населения, характеризует ситуацию в деловой сфере и нацеленность на создание рабочих мест. Он дополнительно имеет целью оценку цикличной, сезонной, технологической, структурной и вынужденной безработицы и выявление скрытой безработицы через взаимосвязь показателей в сопряженности с данными оперативного мониторинга. Полученные характеристики также позволят отразить взаимосвязь между номинальной стоимостью труда и ростом реальных денежных доходов населения, создание дополнительных рабочих мест и платежеспособность работодателей, характеризуя, таким образом, климат деловой сферы в регионе.

Блок «Благосостояние и потребительские цены» включает индикаторы качества жизни, дает возможности анализа изменения условий на потребительском рынке, на рынках продовольственных и непродовольственных товаров, структурной потребительской инфляции, доступность экономических услуг, жилищно-коммунальных тарифов, и предоставляет дополнительную информацию для расчета обобщенного индекса качества жизни.

Блок «Производство и инфраструктура» имеет целью оценку проблем регионального состояния и стратегического развития, строительства с целью решения жилищных проблем, государственной промышленной и структурной политики в деловой сфере, структурных сдвигов в производственной индустрии, возможности создания рабочих мест и региональной торговли и предложения. Собранные в рамках обследования данные могут быть использованы для развития и анализа социальных и экономических программ регионального развития, с целью стабильного территориального развития, и могут быть легко интегрированы в сопутствующие исследования.

В 2014 годуя принимал участие в Летнем Кампусе Президентской Академии, где основной темой было образование. Education of the Future – под этим тематикой в течении недели мы строили проект университета – 2040. Одной из методологий, которой мы пользовались при создании проекта являлся Форсайт.

Поиск направлений и форматов инновационного развития создает условия формирования в России новых институтов и новой практики работы с будущим, которая позволит существенно усилить позиции хозяйствующих систем всех уровней. К числу таких направлений, несомненно, относится форсайт.

Развитие инновационной деятельности в российских условиях не отвечает ожиданиям, связанным с созданием экономики инновационного типа, формированием и обеспечением устойчивого экономического роста. Чувствительность бизнеса к инновациям остается на слишком низком уровне и как следствие инновации практически не влияют на экономику. Статистика демонстрирует, что в поиске инновационных бизнес-идей хозяйствующие системы опираются только на свои источники. Это не позволяет информационно расширить инновационный потенциал. В этой связи, хозяйствующим системам всех уровней необходимо внедрять и применять в своей деятельности методологию форсайта.

Отличие Форсайта от традиционных прогнозов – нацеленность на разработку практических мер по приближению выбранных стратегических ориентиров. Применение форсайта будет воплощением новых знаний, что позволит сократить отставание от ведущих регионов, а также будет способствовать выпуску и реализации конкурентоспособных инновационных продуктов. Также существует ряд примеров из зарубежного опыта применения форсайта. Упор делался не на будущие перспективы, а скорее на то, что необходимо развить, чтобы решить существующие проблемы и задачи. Изучая российский опыт применения Форсайта, было проанализировано множество научных работ посвященных данной проблематике. В РФ в 2005 году стартовал «Технологический Форсайт в сфере энергетики и энергомашиностроения». Исследование ставило цель сформировать видение технологического развития крупных частных и государственных компаний энергетики и энергомашиностроения в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В 2006 году был проведен «Долгосрочный технологический прогноз IT Foresight». Также в 2006 году проведено исследование на тему: «Промышленно- энергетический форсайт». В 2006 году Башкортостан одним из первых российских регионов применившим Форсайт для определения приоритетов своего развития. Этот российский регион со многими нереализованными возможностями проделал работу, чтобы в среднесрочной перспективе реализовать их. Перед многими регионами России, сегодня стоит задача: перевести свою экономику на инновационные рельсы. Стандартная задача требует нестандартного, инновационного решения. Каким оно будет, во многом зависит от правильности разработанной стратегии и её согласованности с общенациональным контекстом развития.

Еще один региональный российский проект «Региональный Форсайт Иркутской области». Основная цель «Форсайта Иркутской области» – выявление возможностей выведения Иркутской области на уровень европейских стандартов качества жизни в 2030 году. В конечном счете, реализация Форсайта должна привести к росту человеческого капитала региона. В 2007 году Министерство образования и науки РФ инициировало форсайт-проект «Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации до 2023 года»

Основные направления инновационного развития Орловской области, выявленные в рамках исследования, лягут в основу формирования конкретных мероприятий по развитию ее экономического и социального потенциала, создания региональной инновационной стратегии, предполагающей повышение технологического уровня производства и рост инновационной активности предприятий и организаций.

В апреле 2008 года был начат нашумевший Форсайт-проект «Детство-2030». Данный проект инициирован Благотворительным фондом «Моё поколение». Основной целью проекта озвучена смена идеологии и парадигмы в обществе. Ведь вопрос о детстве – это и есть вопрос о будущем. Те, кому сегодня 10 – 15 лет к 2030-2040 году будут составлять костяк российского общества. Станет ли подрастающее поколение жить в стране с инновационной экономикой или победит пессимистический расклад - вопрос наших усилий и действий сегодня. Данный проект можно курировать силами не только моей должности, но и привлекать ресурсы дублёров других сфер деятельности.

И в заключении данной темы хочется сказать, что Форсайт инновационного развития - превосходный инструмент, позволяющий выявить приоритеты, являющиеся «сквозными» для всей системы принятия решений и реализации государственной и региональной политики, а также политики хозяйствующих систем.

Также не стоит забыть о проекте «Финансовая грамотность», руководителем которого является Анастасия Думнова - дублер руководителя Департамента финансов Орловской области. Следует напомнить, «Финансовая грамотность» - это проект, который представляет собой научно-интерактивный курс, позволяющий достичь грамотного управления своими денежными средствами путем приобретения достаточного уровня знаний и навыков в области финансов. Мы продолжим реализацию данного проекта с возможными доработками и интеграцией данного проекта с проектом «Форсайт».

В проекте «Финансовая грамотность» можно выделить поднаправления. В результате реализации одного из них, предлагаю разработать и распространять брошюры на актуальные темы. (Например, подробным описанием всех возможных вариантов получения льготного жилья молодежью с описанием всех существующих мер поддержки молодых специалистов и способов поиска места работы; истории успехов молодых специалистов, членов молодёжного правительства прошлого созыва и т.д.)

В заключение, хочу сказать, что все дублёры Молодёжного Правительства должны тесно взаимодействовать с собой. Каким бы профессионалов не был конкурсант, идею или проект максимально качественно и полезно можно выполнить только в команде. Часто говорят, что то, с кем вы ведёте дела, важнее того, что это за дела. Это утверждение верно, но только на половину. Лучшие люди хотят выполнять великие задачи. Я надеюсь, что предстоящие два года откроют для нашего города, области и граждан лучших специалистов, готовых трудиться на благо и процветание нашего края.

Наши рекомендации