Способы финансирования бюджетного дефицита
В случае, когда расходы правительства (G) превышают налоговые поступления (Т), возникает бюджетный дефицит. Обычно выделяют три способа финансирования бюджетного дефицита.
1. Денежное финансирование.
Бюджетный дефицит может быть покрыт за счет денежной эмиссии. Этот способ влечет за собой ускорение инфляционных процессов, поэтому к нему прибегают достаточно редко.
2. Долговое финансирование.
Правительство, обычно через посредство центрального банка, осуществляет продажу долговых обязательств (облигаций) населению и коммерческим банкам. Иногда долговое финансирование осуществляется посредством внешних займов, получаемых, как правило, в виде кредитов иностранных государств или международных валютных организаций. Полученные при этом средства расходуются также, как налоговые поступления.
3. Продажа активов.
Для покрытия бюджетного дефицита государство может осуществлять продажу земли, предприятий государственного сектора (процесс приватизации), золота и т.п. К этому способу финансирования прибегают достаточно редко, так как в противном случае, в конце концов, будут проданы все имеющиеся активы. Происходившая в России в 1992-95гг приватизация государственных предприятий и продажа части золотого запаса могут служить примером такого рода финансирования бюджетного дефицита.
Если правительство имеет бюджетный избыток, то оно либо уменьшает объем неоплаченных государственных облигаций (погашает долг), либо уменьшает предложение денег.
Общий объем непогашенных государственных облигаций образует государственный долг. Управление долгом подразумевает выпуск облигаций не только для финансирования текущего бюджетного дефицита, но также для оплаты долговых обязательств, по которым наступил срок платежа (рефинансирование долга).
При изучении проблем бюджетного дефицита и государственного долга полезно понимать различие между дефицитом при полной занятости и фактическим дефицитом.
Дефицит при полной занятости - это дефицит, рассчитанный при предположении, что экономика находится в состоянии долгосрочного равновесия (занятость достигает своего естественного уровня). Фактический дефицит отличается от дефицита при полной занятости на циклическую составляющую, то есть на ту часть дефицита, которая появляется из-за того, что экономика не находится на уровне потенциального выпуска.
Циклический компонент появляется из-за того, что на государственные доходы и расходы влияет экономический цикл. Например, при постоянных налоговых ставках рост доходов приводит к росту налоговых поступлений, а падение - к их уменьшению. Государственные расходы во время спадов возрастают из-за роста выплат пособий по безработице.
Из вышесказанного ясно, что снижение дефицита, в принципе, может быть достигнуто за счет роста выпуска, а, следовательно, и дохода, и расширения таким образом налоговой базы. Однако рост сверх уровня полной занятости нежелателен, поэтому с дефицитом подобным образом бороться нельзя. Альтернативным решением может быть снижение процентных ставок, что снижает процентные выплаты по государственному долгу. Однако, если экономика находится на уровне потенциального выпуска, то снижение процентных ставок не может быть достигнуто без изменения бюджетно-налоговой политики. Кредитно-денежная политика в долгосрочном аспекте не влияет на реальные показатели, и, следовательно, также не может быть использована для снижения ставки процента.
Поэтому сокращение дефицита может быть достигнуто только за счет снижения государственных расходов или роста налогов.
Большинство экономистов считает бюджетный дефицит и вытекающий из него государственный долг серьезнейшей экономической проблемой. Существует и альтернативная точка зрения, некоторые экономисты полагают, что бюджетный дефицит и государственный долг не имеют большого значения. Далее мы рассмотрим оба взгляда на проблему государственного долга.