Рынок, конкуренция и рыночное равновесие
Факультет Экономики и менеджмента инновационных технологий
Кафедра «Экономическая теория и основы предпринимательства»
Проф., к.э.н. красовский
Геннадий владимирович
основы экономической теории (микроэкономика)
Часть I
Москва, 2010
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Часть I
Тема 1.Рыночный и внутрифирменный механизм координации экономической деятельности. Рынок и конкуренция. Роль цен в рыночной экономике. Взаимодействие спроса и предложения, паутинообразная модель. Поведение потребителей и теория спроса.
Тема 2.Фирма в рыночной экономике. Функции фирмы, издержки, предложение фирмы. Теория производства. Микроэкономический анализ возможности создания фирмы.
Тема 3.Рынки с монопольной и монопсонической властью. Рыночная власть, её формы и показатели. Естественная монополии и эффект масштаба. Регулирование деятельности естественных монополий.
Часть II
Тема 4.Основные рынки несовершенной конкуренции, модели олигополии и монополистической конкуренции.
Тема 5. Конкурентоспособность фирмы и направления ее повышения.
Тема 6. Рынки факторов производства.
Тема 7.Государственное регулирование рыночных цен и рыночной деятельности.
Тема 8.Анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка, методы прогнозирования и оценка результатов прогнозирования.
Рынок, конкуренция и рыночное равновесие.
1. Рыночное равновесие –ситуация на рынке, когда предложение товара соответствует спросу на него и отсутствует тенденция изменения рыночной цены. Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно и покупателя и продавца. Любое отклонение от цены равновесия приводит в действие рыночные силы, возвращающие ее к этому уровню. Когда рынок находится в состоянии равновесия, конкуренция продавцов, приводящая к снижению рыночной цены, уравновешивается конкуренцией покупателей, которая способствует росту рыночных цен.
|
Основные варианты изменения рыночного равновесия
| |||
Вывод. | ||||
| Спрос и рыночные цены изменяются в одном направлении. | |||
Вывод. | ||||||||
| | Предложение и рыночные цены изменяются в противоположных направлениях. | ||||||
конкуренция в рыночной экономике
Под конкуренцией понимается экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и соперничества собственников товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и реализации.
Взаимосвязь сил конкуренции в расширенной концепции соперничества М.Портера
Потенциальные конкуренты – новые фирмы, стремящиеся войти на рынок. Угроза, с которой борется фирма.
Потребители – Физические и юридические лица (фирмы), потребляющие товар. При хорошем умении торговаться со своими поставщиками, то они могут заставить фирму снизить цену, потребовать дополнительных услуг или более благоприятных условий платежа.
Товары-заменители – это товары, выполняющие ту же функцию для данной группы потребителей, но изготавливаемые по другой технологии или имеющие другую конструкцию.
Поставщики – фирмы, осуществляющие поставку сырья, материалов и комплектующих для производства товаров. Если поставщики обладают способностью добиваться выгодных условий от клиентов, то они могут повысить цены на свои поставки, снизить качество товаров или ограничить объем поставок.