Рынок, конкуренция и рыночное равновесие

Факультет Экономики и менеджмента инновационных технологий

Кафедра «Экономическая теория и основы предпринимательства»

Проф., к.э.н. красовский

Геннадий владимирович

основы экономической теории (микроэкономика)

Часть I

Москва, 2010

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Часть I

Тема 1.Рыночный и внутрифирменный механизм координации экономической деятельности. Рынок и конкуренция. Роль цен в рыночной экономике. Взаимодействие спроса и предложения, паутинообразная модель. Поведение потребителей и теория спроса.

Тема 2.Фирма в рыночной экономике. Функции фирмы, издержки, предложение фирмы. Теория производства. Микроэкономический анализ возможности создания фирмы.

Тема 3.Рынки с монопольной и монопсонической властью. Рыночная власть, её формы и показатели. Естественная монополии и эффект масштаба. Регулирование деятельности естественных монополий.

Часть II

Тема 4.Основные рынки несовершенной конкуренции, модели олигополии и монополистической конкуренции.

Тема 5. Конкурентоспособность фирмы и направления ее повышения.

Тема 6. Рынки факторов производства.

Тема 7.Государственное регулирование рыночных цен и рыночной деятельности.

Тема 8.Анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка, методы прогнозирования и оценка результатов прогнозирования.

Рынок, конкуренция и рыночное равновесие.

Рынок, конкуренция и рыночное равновесие - student2.ru Рынок, конкуренция и рыночное равновесие - student2.ru 1. Рыночное равновесие –ситуация на рынке, когда предложение товара соответствует спросу на него и отсутствует тенденция изменения рыночной цены. Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно и покупателя и продавца. Любое отклонение от цены равновесия приводит в действие рыночные силы, возвращающие ее к этому уровню. Когда рынок находится в состоянии равновесия, конкуренция продавцов, приводящая к снижению рыночной цены, уравновешивается конкуренцией покупателей, которая способствует росту рыночных цен.

 
 
  0 – точка рыночного равновесия. I – область совпадения интересов покупателей и продавцов. II – область превышения предложения над спросом (возникает излишек товаров на рынке, усиливается конкуренция продавцов между собой). III – область несовпадения интересов покупателей и продавцов (рыночных сделок нет). IV – область превышения спроса над предложением (возникает дефицит товаров на рынке, увеличивается конкуренция покупателей между собой).

Основные варианты изменения рыночного равновесия

       
   
1. Предложение не изменяется (S = const)
 
  Рынок, конкуренция и рыночное равновесие - student2.ru

    Вывод.
Рынок, конкуренция и рыночное равновесие - student2.ru  
2. Спрос не изменяется (D = const)

Рынок, конкуренция и рыночное равновесие - student2.ru       Спрос и рыночные цены изменяются в одном направлении.
     
Рынок, конкуренция и рыночное равновесие - student2.ru       Вывод.
 
 
  Рынок, конкуренция и рыночное равновесие - student2.ru

 
 
  Рынок, конкуренция и рыночное равновесие - student2.ru

  Предложение и рыночные цены изменяются в противоположных направлениях.
     

Рынок, конкуренция и рыночное равновесие - student2.ru Рынок, конкуренция и рыночное равновесие - student2.ru

Рынок, конкуренция и рыночное равновесие - student2.ru

Рынок, конкуренция и рыночное равновесие - student2.ru

Рынок, конкуренция и рыночное равновесие - student2.ru

конкуренция в рыночной экономике

Под конкуренцией понимается экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и соперничества собственников товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и реализации.

Взаимосвязь сил конкуренции в расширенной концепции соперничества М.Портера

Рынок, конкуренция и рыночное равновесие - student2.ru

Потенциальные конкуренты – новые фирмы, стремящиеся войти на рынок. Угроза, с которой борется фирма.

Потребители – Физические и юридические лица (фирмы), потребляющие товар. При хорошем умении торговаться со своими поставщиками, то они могут заставить фирму снизить цену, потребовать дополнительных услуг или более благоприятных условий платежа.

Товары-заменители – это товары, выполняющие ту же функцию для данной группы потребителей, но изготавливаемые по другой технологии или имеющие другую конструкцию.

Поставщики – фирмы, осуществляющие поставку сырья, материалов и комплектующих для производства товаров. Если поставщики обладают способностью добиваться выгодных условий от клиентов, то они могут повысить цены на свои поставки, снизить качество товаров или ограничить объем поставок.

Наши рекомендации