Эти положения К. Маркса подвергаются критике. Выскажите свое мнение.

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра «Экономика, менеджмент и маркетинг»

МИКРОЭКОНОМИКА

Материалы для подготовки к практическим и семинарским занятиям

для студентов направления

«Экономика»

(программа подготовки бакалавров)

к. э. н., доцент, кафедры экономика, менеджмент и маркетинг А.Р. Ижболдин - Кронберг    

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры

«Экономика, менеджмент и маркетинг»

протокол №2 от 12 сентября 2013 г.

Барнаул 2013

К теме 1

План семинара

Элементы экономической науки в трудах античных мыслителей.

Меркантилисты о предмете экономической науки.

Физиократы: новый подход к созданию богатства и предмету экономической теории.

Классическая школа политической экономии и ее вклад в развитие науки.

Марксистские представления о задачах и целях политической экономии.

Кейнсианский анализ макроэкономики.

Институциональный подход к анализу экономики.

Специфика российской цивилизации.

Отличительные черты российской экономической школы и ее ключевые направления.

Постсоветская экономическая школа. Российский институционализм.

Вопросы для дискуссий, контрольных работ и олимпиад

Оцените заслуги античных мыслителей в становлении экономической теории. Почему Аристотеля называют первым экономистом?

Что означает термин «экономикс» и кто первым его употребил? Откуда «пошла» политическая экономия?

Каково содержание первых русских «домостроев» (экономик-сов) и кто их объединил в один «Наказ»?

Чем поздние меркантилисты отличаются от ранних?

Назовите заслуги Монкретьена перед экономической наукой.

В чем вы видите прогресс физиократов по сравнению с меркантилистами?

В чем состоит историческая ограниченность физиократов по сравнению с классической школой политической экономии?

Какие заслуги А. Смита дают основание причислить его к трем величайшим экономистам мира?

Воспроизведите размышления А. Смита о труде и полезности как двух альтернативах субстанции стоимости. Почему А. Смит сделал выбор в пользу труда как меры стоимости всех товаров? Раскройте парадокс Смита «вода-алмазы». Как бы вы ответили на вопрос Смита о том, почему вода, имеющая большую пользу для человека, чем алмазы, имеет меньшую по сравнению с ними стоимость?

Каковы заслуги классической школы политической экономии?

Назовите заслуги К. Маркса, сделавшие его одним из трех величайших экономистов мира. Какие экономические и политические прогнозы К. Маркса не подтвердились?

Каков, по мнению Дж. М. Кейнса, предмет экономической теории? Чем его позиция отличается в этом вопросе от сторонников микроэкономического подхода?

В чем маржиналисты усматривают предмет экономической теории?

Известно, что австрийская экономическая школа много внимания уделяла роли потребителя в процессе ценообразования. Согласны ли вы с утверждением представителей этой школы, что сфера потребления имеет примат по отношению к сфере производства?

Раскройте существенные черты российской цивилизации.

В чем состоит своеобразие отношений государства и общества в российской цивилизации по сравнению с западной? Допускают ли эти отношения регулиряющую роль государства?

Назовите особенности православного понимания богатства. Каким ценностям, нематериальным или меновым, отдается в нем предпочтение?

Назовите заслуги И. Т. Посошкова. Согласны ли вы с тем, что его можно назвать предтечей российского институционализма?

Назовите экономические проблемы, которыми занимался выдающийся советский ученый-экономист В. В. Новожилов (18921970).

Раскройте содержание научных достижений Л. В. Канторовича, за которые ему присуждена Нобелевская премия.

Чем, на ваш взгляд, объясняется интерес российских теоретиков и практиков к концепциям институционализма?

Тесты, ситуации, задачи

! Выберите правильные ответы

1. «Экономический человек» А. Смита – это:

а) фермер в сельскохозяйственных угодьях;

б) предприниматель;

в) ученый-экономист;

г) наемный работник;

д) концепция человека в экономической теории.

2. По А. Смиту, экономический эгоизм:

а) был вреден для общества;

б) приводил к вмешательству правительства;

в) вынуждал предприятия выпускать товары низкого качества по высокой цене;

г) заставлял предприятия выпускать товары высокого качества по низкой цене.

3. «Невидимая рука» рынка – это:

а) регулирование экономики с целью достижения «благоприятного торгового баланса»;

б) экономические силы, регулирующие спрос и предложение;

в) юридические законы страны.

4. С точки зрения Карла Маркса, ход истории определяется:

а) поступками великих людей;

б) действием объективных законов;

в) сотрудничеством рабочих и капиталистов;

г) религиозными и патриотическими силами.

5. Карл Маркс считал, что стоимость товаров и услуг порождается:

а) трудом, затраченным на их производство;

б) суммой капитала и труда, затраченного на их производство;

в) избыточными капиталовложениями;

г) эксплуатацией труда.

! Вопросы знатокам об Адаме Смите (1723–1790)

В 1777 г. Адам Смит написал «Исследование о природе и причинах богатства народов», заложил основы частного предпринимательства.

Комментируя свою точку зрения о роли государства, он рассказал историю о французском государственном деятеле, который спросил капиталиста, как государство может помочь ему. Тот ответил: «Laissez-nous faire». Переведите эту фразу и раскройте ее экономический смысл.

Что имел в виду А. Смит, говоря о «невидимой руке»?

Что А. Смит называл разделением труда? Приведите его пример о влиянии разделения труда на производство булавок.

Сравните взгляды А. Смита со взглядами монетаристов. Влияют ли они до сих пор на политику правительства?

! Познакомьтесь с несколькими положениями К. Маркса (1818–1883)

а) Экономический подход к пониманию истории. Ход истории почти полностью обусловлен действием экономических объективных законов. Ни великие люди, ни религия, ни патриотизм не играют определяющей роли. История представляет собой последовательность столкновений между экономическими классами. Например, в Древнем Риме земледельческая аристократия боролась за власть с хозяевами мелких наделов и городскими рабочими. В Средние века цеховые мастера и ремесленники, дворяне и крепостные крестьяне боролись друг с другом за экономическое господство.

б) Эксплуатация труда. Товары и услуги приобретают стоимость в результате труда рабочих. Рабочим же причитается заработная плата в размере, достаточном лишь для того, чтобы обеспечить их минимальными средствами к существованию. Все то, что остается сверх этой суммы (прибавочная стоимость), присваивает капиталист – владелец фабрики. Отсюда следует, что прибыль (прибавочная стоимость) – это неоплаченный труд рабочего, ее следует вернуть наемным рабочим».

Эти положения К. Маркса подвергаются критике. Выскажите свое мнение.

! Выберите вопросы с ответом «да»

Со 2 января 1991 г. в России начались гайдаровские реформы. Им было присуще:

а) скачкообразное нарастание денежной массы;

б) резкий спад производства;

в) либерализация цен;

г) подъем производства;

д) инфляция.

Угадайте, о ком идет речь

«Этот рассеянный человек, всегда витавший в облаках, с невнятной дикцией, страдающий нервным тиком, считается сегодня основателем политической экономии. Его книга знаменует собой рождение либеральной экономической теории. В отличие от меркантилистской системы она стремится показать всю пользу естественной свободы и конкуренции, которые действуют как невидимая рука и способствуют быстрому и гармоничному развитию общества» (Бейтон А., Казорла А. и др. 25 ключевых книг по экономике. Урал, LJD, 1999. С. 54–55).

«Он родился в Трире (Пруссия). После изучения права в Бонне и Берлине написал диссертацию по философии. Очень рано у него сформировалось критическое отношение к политической и социальной ситуации в Германии. По оценке М. Блауга, „как экономист он еще и сегодня жив и актуален. Его пересказывали, пересматривали, опровергали и хоронили тысячи раз, но он остается неразрывно связанным с интеллектуальной историей. Хорошо это или плохо, но часть его идей составляет ту основу, на которую мы все опираемся в своих размышлениях“ (Там же. С. 175–176).

«Этот человек оказал огромное влияние на экономическую мысль, многие даже считают, что есть эпоха „до“ и „после“ него. Он родился в семье преподавателя политической экономии и логики Кембриджского университета. В 1909 г. он сам становится преподавателем этого престижного университета, где когда-то был учеником А. Маршалла. Его книга – это ответ на депрессию 30-х гг., с чем и связано ее исключительное значение» (Там же. С. 364370).

Наши рекомендации