Составьте предложения по образцу, используя слова из обеих колонок

Образец: Conglomerateis formed from gravel.

Sandstone

Rock salt Mineral oil Shale

Peat and coal Igneous rocks

Sedimentary rocks Metamorphic rocks

through the sedimentation

of mineral substances, from sand, from clay minerals, from organic remains, from particles of pre-existing rocks, by the accumulation of plant

remains, from magma, from either igneous or sedimentary

rocks.

20. Употребите данные в скобках глаголы в соответствующей времен­
ной форме:

1. There (to be) three main groups of rocks, namely, sedimen­
tary, igneous and metamorphic rocks.

2. These rocks (to make up) the crust of the Earth.

3. Sedimentary rocks (to be divided) into: mechanical sediments —
gravel, sand, sandstone, shale, etc; chemical sediments — rock salt,
gypsum, ironstones, etc; organic sediments — peat, coal, etc.

4. The particles of consolidated rocks (to be cemented) firmly to
one another.

5. Gypsum (to be formed) through sedimentation of mineral
substances that (to be dissolved) in water.

6. It is quite obvious that the textures of igneous rocks (to vary) accord­
ing to the depth at which rocks (to be formed) many years ago.

7. Exposed igneous rocks (to be formed) at various depths.

21. Переведите предложения, обращая внимание на значение
местоимения either я союза either ... or.

Местоимение Парный союз
either тот или другой; и тот, и другой either ... or либо ... либо; или ... или

1. Metamorphic rocks have been derived either from igneous or
from sedimentary rocks.

2. Sediments are formed either at the surface or near the sur­
face of the Earth by the action of heat, water and the remains of
organisms.

Unit 4_______________________________________________ 97

3. Mechanical sediments can be either consolidated or uncon-
solidated.

4. Igneous rocks are formed as extrusive or as intrusive masses
solidified either at the surface of the Earth's crust or deep under­
ground.

5. Either of these rocks are very important because they are of­
ten rich in mineral deposits.

22. Переведите предложения, используя следующие слом и сочетания
слов. (Обратите внимание на время и залог глагола-сказуемого.)

to consist (of), to be used as fuel, to be dissolved, substance, fuel, as is known, by the action of, to be formed, the Earth's crust, sedimentation

1. Земная кора состоит из осадочных, изверженных и ме­
таморфических пород.

2. Осадочные породы образуются под действием воды,
тепла, холода и органических веществ.

3. Как известно, каменная соль образуется путем осажде­
ния минеральных веществ. Эти вещества растворяются в воде.

4. Уголь используется в качестве топлива.

23. а) Найдите в тексте А предложения, в которых сказуемые выражены
глаголами в страдательном залоге. Переведите эти предложения.

Б) Найдите в тексте А предложения, в которых сказуемые выражены модальными глаголами с инфинитивом в страдательном залоге. Переведите эти предложения.

24. Представьте себе, что вы лектор. Расскажите об осадочных
породах, используя следующую схему:

Sedimentary Rocks

mechanical chemical organic

sediments sediments sediments

the destructive the destructive the action

mechanical chemical action of the decay

action of water, of water of the remains

wind, etc.

of organisms

unconsolidated consolidated rock salt, coal, peat,

(uncemcnted) (firmly cemented) gypsum mineral oil

particles particles

sand, clay, sandstones
gravel

98_________________________________________ Unit 4

25. Подготовьте сообщение аа тему "Sedimentary Rocks", используя следующий план:

1. The characteristic feature of sedimentary rocks.

2. Sediments (mechanical, chemical, organic) and their formation.

3. The practical value of sedimentary rocks.

ГРАММАТИКА

Особенности употребления и способы перевода страдательного

Залога

В английском языке, в отличие от русского, не только прямое, но и косвенное (предложное и беспредложное) до­полнение иногда может служить подлежащим пассивной конст­рукции.

Active Voice Passive Voice

The miners showedus We were shown a new

a new combine. combine.

Шахтеры показали нам A new combine was shown
новый комбайн. to us.

Нам показали новый комбайн.

Беспредложное косвенное дополнение может стать под­лежащим страдательного оборота с такими глаголами, как: to give давать, to offerпредлагать, to showпоказывать, to tellрассказывать, to teachпреподавать и др.

We were offeredНам предложили новую

a new job. работу.

На русский язык такие пассивные конструкции часто пе­реводятся неопределенно-личными предложениями.

Предложное косвенное дополнение может стать подлежа­щим страдательного оборота с такими глаголами, как: to ac­count for объяснять что-л., to deal withиметь дело, рассмат­ривать (вопрос), to depend on (upon)зависеть от, to look atсмотреть на, to provide forпредусматривать, to refer toссы­латься (на), to speak of (about)говорить о, to send forпосы­лать за, а также с фразеологическими сочетаниями типа to make mention ofупоминать, to make provision forпреду-

Unit 4




сматривать, to make use ofиспользовать, to pay attention toобращать внимание на, to take advantage ofвоспользоваться, to take care ofзаботиться о и др.

The doctor was sent for.A new method was much spoken about.

За доктором поспали. О новом методе много говорили. '

Конструкции такого типа переводятся на русский язык неопределенно-личными предложениями, причем предложе­ние начинается с предлога.

Некоторым английским переходным глаголам в русском языке соответствуют непереходные глаголы: to affectвлиять (на кого-л., что-л.), to answerотвечать (на что-л.), to attendприсутствовать (на чём-л.), to followследовать (за кем-л., чём-л.) и др. Соответствующие русские глаголы не употребляются в страдательном залоге:

The experiment was followedby a test (of the device).

The lecture was attendedby a great number of stu­dents.

За экспериментом последо­вало испытание (прибора).

На лекции присутствовало большое количество сту­дентов.

Модальные глаголы can, may, mustв сочетании с инфи­нитивом в страдательном залоге переводятся на русский язык словами можно, должен, следует, необходимо, нужно:

The shop must beЦех должен быть

reconstructed.реконструирован.

It must be saidthat... Нужно сказать, что...

2. Количественные местоимения many, much, few, little


Исчисляемые существительные Неисчисляемые существительные
many few много мало
     
many workers   many mines
много рабочих   много шахт
few miners   few buildings
мало шахтеров   мало зданий
         

much little много мало
l  
названия веществ абстрактные понятия
much coal -много угля little coal мало угля much time много времени little time мало времени

100______________________________________________ Unit 4

ПРИМЕЧАНИЕ: a little— немного и a few — несколько употребляются • смысле некоторое (хотя и небольшое) количество. Вместо muchмогут употребляться следующие выражения: a lot (of), a great deal(oO, а вместо •оду— a great таву, lots of,a lot of,которые обозначают масса, множество, много.

Примеры:

We didn't spent muchМы истратили не много

money. денег.

Have you got manyУ вас много друзей?

friends?

We spent a lot ofmoney. Мы истратили массу денег.

There's too muchsugar Мой чай слишком сладкий.

in my tea.

Hurry up! We've got Поторопись! У нас мало

littletime. времени.

He has very fewfriends. У него очень мало друзей.

I've got a littlemoney. У меня есть немного денег.

There were only a few В деревне было всего

houses in the village. несколько домов.

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

26. а) Прочитайте вслух следующие слова:

[ее] — ex'pand, con'tract, crack, 'gravel, 'fracture

[л] — des'tructive, des'traction, 'substance, 'colour, re'suit

[i:] — 'equal, 'reason, heat, peak, ma'rine

[e] — 'desert, ac'celerate, sue'cession, 'weathering,

subjected

[э] — 'soluble, 'moderate, phe'nomenon [ju:] — 'uniform, 'uniformly, pure, 'purely

б) Прочитайте следующие слова и запомните их пвошзиовкние:

disintegration [dis,mti'greif(3)n], climate ['klaimit], fissure I'fifa], equal ['i:kwal], unequal [An'i:kwal], marine [ma'ri:n], mountain ['mauntm], mountainous ['mauntmas), phenomenon [ffnomman]

27. Прочитайте следующие слова и сочетания слов 1-2 раза про себя,
затем вслух и постарайтесь запомнить их.

contain [kan'tem] v содержать (в crack [krek] я трещина; щель; v
себе), вмещать давать трещину; трескаться, рас-

contract [kan'traekt] v сжиматься; калываться

сокращаться dust [dAst] я пыль

Unit 4





expand[iks'psend] v расширяться); увеличивать(ся) в объеме; ex­pansionп расширение; ant con­tract

fissure['ft/a] л трещина (в породе, угле); расщелина; щель

fracture['fnektja] л трещина; из­лом; разрыв; v ломать(ся); раз­дроблять (породу)

freeze[frirz] v замерзать; замора­живать; застывать

gradual['graedjual] а постепенный; graduallyadv постепенно

bard[had] а твердый, жесткий; ant soft;тяжелый (о работе); adv сильно, упорно; hardlyadv едва, с трудом

hole[houl] л отверстие; скважина; шпур; шурф

influence['influans] л влияние; v (on, upon)влиять (не что-л.)

lateral['lateral] а боковой

occur[э'кэ:] v залегать; случаться; происходить; syn take place, happen; occurrence[э'клгэпз] п залегание; mode of occurrenceусловия залегания

penetrate['penitreit] v проникать (внутрь), проходить через (что-л.)

phenomenon[fi'nomman] л явле­ние; pi phenomena

to be subjected toподвергаться

pressure['prejaj л давление; lateral pressureбоковое (горизонталь­ное) давление; rock pressureгор­ное давление, давление породы

rate[reit] л степень, темп; скорость, норма; производительность; сорт; syn speed, velocity

refer[rffa:] v (to) ссылаться (на что-л.); относиться (к периоду, классу)

resist[n'zist] v сопротивляться; противостоять; противодейст­вовать; resistance[n'zistans] л со­противление; resistant[n'zistant] а стойкий; прочный; сопротив­ляющийся

size[saiz] л размер; величина; класс (угля)

solution[sa'lu:J(a)n] л раствор; sol­uble['soljubl] а растворимый; solvent['solvent] л растворитель; а растворяющий

succession[sak'se/(a)n] л последо­вательность, непрерывный ряд; in successionпоследовательно

undergo[.Anda'gou] (underwent, un­dergone) v испытывать (что-л.), подвергаться (чему-л.)

uniform['jurnifaim] а однородный; одинаковый

weathering['wefianrj] л выветрива­ние; эрозия (воздействию, влиянию и т.д.)

28. а) Переведите на русский язык существительные с суффиксом -nesr.

hardness, thickness, softness, effectiveness, darkness

б) Заполните пропуски в предложениях существительными, образовав-от выделенных прилагательных:

1. Soft rocks (mudstone, clay) are easily penetrated with a tool
and do not greatly resist the separation of a part from the mass. The
main property of such rocks is ... .

2. Hard rocks may be strong (sandstone, granite, magnetite) and
very strong (quartzite, diabase, etc.). These rocks have the highest
resistance to penetration with a tool. Their main property is ....

3. The coal seam is thick and its ... is more than three metres.

4.The modern equipment is effective.Its ...is greater than that of the old one.



Unit 4



29. Прочтите следующие сочетания слов. Переведите их:

the contraction and expansion of rocks

the destructive action of water

the solvent action of water

under the influence of heat

fine-grained sand

at an equal rate

external and internal forces

hard conditions

the Earth's surface

mode of occurrence

the layers of oil

the destruction of rocks

lateral pressure

physical and chemical weathering

the consolidation of sediments

to be of unequal hardness

natural waters

considerable transformations

hard rocks

hardly noticeable cracks

bedded deposits

30. Определите значения выделенных слов по сходству их корней с
корнями соответствующих слов в русском языке:

active processes; physical or mechanicalweathering; the change in temperature;different minerals;varied forms; chemical agents; complexchanges; the disintegrationof rocks; cold climate;high mountain peaks;living organisms; to acceleratethe destruction of rocks

31. я) По заголовку ц выделенным словам определите, о чем говорится
в тексте Б.

Наши рекомендации