Составьте предложения по образцу, используя слова из обеих колонок
Образец: Conglomerateis formed from gravel.
Sandstone
Rock salt Mineral oil Shale
Peat and coal Igneous rocks
Sedimentary rocks Metamorphic rocks
through the sedimentation
of mineral substances, from sand, from clay minerals, from organic remains, from particles of pre-existing rocks, by the accumulation of plant
remains, from magma, from either igneous or sedimentary
rocks.
20. Употребите данные в скобках глаголы в соответствующей времен
ной форме:
1. There (to be) three main groups of rocks, namely, sedimen
tary, igneous and metamorphic rocks.
2. These rocks (to make up) the crust of the Earth.
3. Sedimentary rocks (to be divided) into: mechanical sediments —
gravel, sand, sandstone, shale, etc; chemical sediments — rock salt,
gypsum, ironstones, etc; organic sediments — peat, coal, etc.
4. The particles of consolidated rocks (to be cemented) firmly to
one another.
5. Gypsum (to be formed) through sedimentation of mineral
substances that (to be dissolved) in water.
6. It is quite obvious that the textures of igneous rocks (to vary) accord
ing to the depth at which rocks (to be formed) many years ago.
7. Exposed igneous rocks (to be formed) at various depths.
21. Переведите предложения, обращая внимание на значение
местоимения either я союза either ... or.
Местоимение | Парный союз |
either тот или другой; и тот, и другой | either ... or либо ... либо; или ... или |
1. Metamorphic rocks have been derived either from igneous or
from sedimentary rocks.
2. Sediments are formed either at the surface or near the sur
face of the Earth by the action of heat, water and the remains of
organisms.
Unit 4_______________________________________________ 97
3. Mechanical sediments can be either consolidated or uncon-
solidated.
4. Igneous rocks are formed as extrusive or as intrusive masses
solidified either at the surface of the Earth's crust or deep under
ground.
5. Either of these rocks are very important because they are of
ten rich in mineral deposits.
22. Переведите предложения, используя следующие слом и сочетания
слов. (Обратите внимание на время и залог глагола-сказуемого.)
to consist (of), to be used as fuel, to be dissolved, substance, fuel, as is known, by the action of, to be formed, the Earth's crust, sedimentation
1. Земная кора состоит из осадочных, изверженных и ме
таморфических пород.
2. Осадочные породы образуются под действием воды,
тепла, холода и органических веществ.
3. Как известно, каменная соль образуется путем осажде
ния минеральных веществ. Эти вещества растворяются в воде.
4. Уголь используется в качестве топлива.
23. а) Найдите в тексте А предложения, в которых сказуемые выражены
глаголами в страдательном залоге. Переведите эти предложения.
Б) Найдите в тексте А предложения, в которых сказуемые выражены модальными глаголами с инфинитивом в страдательном залоге. Переведите эти предложения.
24. Представьте себе, что вы лектор. Расскажите об осадочных
породах, используя следующую схему:
Sedimentary Rocks
mechanical chemical organic
sediments sediments sediments
the destructive the destructive the action
mechanical chemical action of the decay
action of water, of water of the remains
wind, etc. |
of organisms
unconsolidated consolidated rock salt, coal, peat,
(uncemcnted) (firmly cemented) gypsum mineral oil
particles particles
sand, clay, sandstones
gravel
98_________________________________________ Unit 4
25. Подготовьте сообщение аа тему "Sedimentary Rocks", используя следующий план:
1. The characteristic feature of sedimentary rocks.
2. Sediments (mechanical, chemical, organic) and their formation.
3. The practical value of sedimentary rocks.
ГРАММАТИКА
Особенности употребления и способы перевода страдательного
Залога
В английском языке, в отличие от русского, не только прямое, но и косвенное (предложное и беспредложное) дополнение иногда может служить подлежащим пассивной конструкции.
Active Voice Passive Voice
The miners showedus We were shown a new
a new combine. combine.
Шахтеры показали нам A new combine was shown
новый комбайн. to us.
Нам показали новый комбайн.
Беспредложное косвенное дополнение может стать подлежащим страдательного оборота с такими глаголами, как: to give давать, to offerпредлагать, to showпоказывать, to tellрассказывать, to teachпреподавать и др.
We were offeredНам предложили новую
a new job. работу.
На русский язык такие пассивные конструкции часто переводятся неопределенно-личными предложениями.
Предложное косвенное дополнение может стать подлежащим страдательного оборота с такими глаголами, как: to account for объяснять что-л., to deal withиметь дело, рассматривать (вопрос), to depend on (upon)зависеть от, to look atсмотреть на, to provide forпредусматривать, to refer toссылаться (на), to speak of (about)говорить о, to send forпосылать за, а также с фразеологическими сочетаниями типа to make mention ofупоминать, to make provision forпреду-
Unit 4
сматривать, to make use ofиспользовать, to pay attention toобращать внимание на, to take advantage ofвоспользоваться, to take care ofзаботиться о и др.
The doctor was sent for.A new method was much spoken about.
За доктором поспали. О новом методе много говорили. '
Конструкции такого типа переводятся на русский язык неопределенно-личными предложениями, причем предложение начинается с предлога.
Некоторым английским переходным глаголам в русском языке соответствуют непереходные глаголы: to affectвлиять (на кого-л., что-л.), to answerотвечать (на что-л.), to attendприсутствовать (на чём-л.), to followследовать (за кем-л., чём-л.) и др. Соответствующие русские глаголы не употребляются в страдательном залоге:
The experiment was followedby a test (of the device).
The lecture was attendedby a great number of students.
За экспериментом последовало испытание (прибора).
На лекции присутствовало большое количество студентов.
Модальные глаголы can, may, mustв сочетании с инфинитивом в страдательном залоге переводятся на русский язык словами можно, должен, следует, необходимо, нужно:
The shop must beЦех должен быть
reconstructed.реконструирован.
It must be saidthat... Нужно сказать, что...
2. Количественные местоимения many, much, few, little
Исчисляемые существительные Неисчисляемые существительные |
many few | много мало |
many workers | many mines | |||
много рабочих | много шахт | |||
few miners | few buildings | |||
мало шахтеров | мало зданий | |||
much little | много мало |
l | ||
названия веществ | абстрактные понятия | |
much coal -много угля little coal мало угля | much time много времени little time мало времени |
100______________________________________________ Unit 4
ПРИМЕЧАНИЕ: a little— немного и a few — несколько употребляются • смысле некоторое (хотя и небольшое) количество. Вместо muchмогут употребляться следующие выражения: a lot (of), a great deal(oO, а вместо •оду— a great таву, lots of,a lot of,которые обозначают масса, множество, много.
Примеры:
We didn't spent muchМы истратили не много
money. денег.
Have you got manyУ вас много друзей?
friends?
We spent a lot ofmoney. Мы истратили массу денег.
There's too muchsugar Мой чай слишком сладкий.
in my tea.
Hurry up! We've got Поторопись! У нас мало
littletime. времени.
He has very fewfriends. У него очень мало друзей.
I've got a littlemoney. У меня есть немного денег.
There were only a few В деревне было всего
houses in the village. несколько домов.
ПРЕДТЕКСТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
26. а) Прочитайте вслух следующие слова:
[ее] — ex'pand, con'tract, crack, 'gravel, 'fracture
[л] — des'tructive, des'traction, 'substance, 'colour, re'suit
[i:] — 'equal, 'reason, heat, peak, ma'rine
[e] — 'desert, ac'celerate, sue'cession, 'weathering,
subjected
[э] — 'soluble, 'moderate, phe'nomenon [ju:] — 'uniform, 'uniformly, pure, 'purely
б) Прочитайте следующие слова и запомните их пвошзиовкние:
disintegration [dis,mti'greif(3)n], climate ['klaimit], fissure I'fifa], equal ['i:kwal], unequal [An'i:kwal], marine [ma'ri:n], mountain ['mauntm], mountainous ['mauntmas), phenomenon [ffnomman]
27. Прочитайте следующие слова и сочетания слов 1-2 раза про себя,
затем вслух и постарайтесь запомнить их.
contain [kan'tem] v содержать (в crack [krek] я трещина; щель; v
себе), вмещать давать трещину; трескаться, рас-
contract [kan'traekt] v сжиматься; калываться
сокращаться dust [dAst] я пыль
Unit 4
expand[iks'psend] v расширяться); увеличивать(ся) в объеме; expansionп расширение; ant contract
fissure['ft/a] л трещина (в породе, угле); расщелина; щель
fracture['fnektja] л трещина; излом; разрыв; v ломать(ся); раздроблять (породу)
freeze[frirz] v замерзать; замораживать; застывать
gradual['graedjual] а постепенный; graduallyadv постепенно
bard[had] а твердый, жесткий; ant soft;тяжелый (о работе); adv сильно, упорно; hardlyadv едва, с трудом
hole[houl] л отверстие; скважина; шпур; шурф
influence['influans] л влияние; v (on, upon)влиять (не что-л.)
lateral['lateral] а боковой
occur[э'кэ:] v залегать; случаться; происходить; syn take place, happen; occurrence[э'клгэпз] п залегание; mode of occurrenceусловия залегания
penetrate['penitreit] v проникать (внутрь), проходить через (что-л.)
phenomenon[fi'nomman] л явление; pi phenomena
to be subjected toподвергаться
pressure['prejaj л давление; lateral pressureбоковое (горизонтальное) давление; rock pressureгорное давление, давление породы
rate[reit] л степень, темп; скорость, норма; производительность; сорт; syn speed, velocity
refer[rffa:] v (to) ссылаться (на что-л.); относиться (к периоду, классу)
resist[n'zist] v сопротивляться; противостоять; противодействовать; resistance[n'zistans] л сопротивление; resistant[n'zistant] а стойкий; прочный; сопротивляющийся
size[saiz] л размер; величина; класс (угля)
solution[sa'lu:J(a)n] л раствор; soluble['soljubl] а растворимый; solvent['solvent] л растворитель; а растворяющий
succession[sak'se/(a)n] л последовательность, непрерывный ряд; in successionпоследовательно
undergo[.Anda'gou] (underwent, undergone) v испытывать (что-л.), подвергаться (чему-л.)
uniform['jurnifaim] а однородный; одинаковый
weathering['wefianrj] л выветривание; эрозия (воздействию, влиянию и т.д.)
28. а) Переведите на русский язык существительные с суффиксом -nesr.
hardness, thickness, softness, effectiveness, darkness
б) Заполните пропуски в предложениях существительными, образовав-от выделенных прилагательных:
1. Soft rocks (mudstone, clay) are easily penetrated with a tool
and do not greatly resist the separation of a part from the mass. The
main property of such rocks is ... .
2. Hard rocks may be strong (sandstone, granite, magnetite) and
very strong (quartzite, diabase, etc.). These rocks have the highest
resistance to penetration with a tool. Their main property is ....
3. The coal seam is thick and its ... is more than three metres.
4.The modern equipment is effective.Its ...is greater than that of the old one.
Unit 4
29. Прочтите следующие сочетания слов. Переведите их:
the contraction and expansion of rocks
the destructive action of water
the solvent action of water
under the influence of heat
fine-grained sand
at an equal rate
external and internal forces
hard conditions
the Earth's surface
mode of occurrence
the layers of oil
the destruction of rocks
lateral pressure
physical and chemical weathering
the consolidation of sediments
to be of unequal hardness
natural waters
considerable transformations
hard rocks
hardly noticeable cracks
bedded deposits
30. Определите значения выделенных слов по сходству их корней с
корнями соответствующих слов в русском языке:
active processes; physical or mechanicalweathering; the change in temperature;different minerals;varied forms; chemical agents; complexchanges; the disintegrationof rocks; cold climate;high mountain peaks;living organisms; to acceleratethe destruction of rocks
31. я) По заголовку ц выделенным словам определите, о чем говорится
в тексте Б.