I. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы.
Курганский филиал.
Кафедра математических и естественнонаучных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора Курганского филиала РАНХиГС
________________________А.В.Соколов
29 мая 2015 г.
Межсессионное контрольное задание
по дисциплине
«Концепции современного естествознания»
Направление 38.03.04 - «Государственное и муниципальное управление»
Профиль: нет
Направление 38.03.01 – «Экономика»
Профиль: «Национальная экономика»
Направление 40.03.01 - «Юриспруденция»
Профиль: нет
Квалификация (степень) выпускника: «БАКАЛАВР»
Форма обучения: заочная
I. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы.
1.1. Каждый студент в межсессионный период должен выполнить контрольное задание, состоящее из ответов на нижеприведенные вопросы своего варианта задания.
1.2. Вариант задания выбирается в соответствии с первой буквой фамилии.
1.3. Текст контрольной работы набирается в редакторе Word, шрифт Times New Roman, 14 кегль, полуторный интервал.
1.4. Рукописный вариант ответов не допускается.
1.5. Образец титульного листа взять у специалиста по направлению обучения группы. Помимо официальной информации, титульный лист должен содержать номер варианта.
1.6. Структура контрольной работы:
Титульный лист – Содержание - Ответы на вопросы - Использованная литература.
1.7. При ответе на вопросы можно использовать литературу, приведенную в учебной программе по курсу «Концепции современного естествознания», а также электронные источники информации, как приведенные в учебной программе, так и другие.
1.8. Ответ на любой вопрос должен быть убедительным, но при этом достаточно лаконичным. Объем контрольной работы должен быть на менее 12, но не более 25 страниц текста. при полуторном интервале между строками.
1.9. Срок сдачи контрольных работ определяет специалист по направлению обучения. Работы сдаются ему же.
II. Варианты контрольной работы по дисциплине «Концепции современного естествознания»
№ варианта | Инициал фамилии | Контрольные вопросы |
вариант | А,Б | 1. Принципы верификации, и фальсификации? Пример нефальсифицируемого утверждения. |
2. Скорость света. Как было установлено ее значение? В чем отличие поведения света от поведения других материальных объектов? | ||
3. Структура атома и ее экспериментальное подтверждение? | ||
4. Древнейшая жизнь и ее зарождение. | ||
5. Основные стадии антропогенеза и их временные рамки. | ||
6. Периферийная нервная система и ее функции. | ||
7. Наиболее значимые научные достижения прошлого века. | ||
вариант | В,Г | 1. Классическая схема научного познания? Определить входящие в нее понятия. |
2. Описать какой-нибудь экспериментальный факт, подтверждающий реальность релятивистских эффектов. | ||
3. Как образуются звезды и каков их «жизненный» цикл? | ||
4. Корпускулярно-волновой дуализм и его опытное подтверждение. | ||
5. Характерные свойства живых систем. Существуют ли системы промежуточные между живыми и неживыми? Ответ обосновать. | ||
6. Охарактеризовать сходства и различия человека и животных. | ||
7. Какие, на Ваш взгляд, науки будут развиваться наиболее активно и почему? | ||
вариант | Д,Е,Ж | 1. Пояснить высказывание Френсиса Бэкона «Метод - это циркуль»? |
2. Что называется «одновременными событиями»? Почему одновременность двух событий относительна? | ||
3. Как люди определяют расстояние до звезд? | ||
4. Из каких химических элементов состоит, в основном, все живое на Земле? Какие основные типы макромолекул составляют живые организмы? Из каких мономеров они состоят? | ||
5. Факты, подтверждающие реальность эволюции живой природы. | ||
6. Что в ходе антропогенеза появилось раньше сознание или речь? Обосновать ответ. | ||
7. Перечислить и кратко охарактеризовать основные черты современной научной картины мира. | ||
вариант | З,И,К | 1. Привести критерии научного знания. Какие из них характерны для, античной натурфилософии? |
2. Как с позиций специальной и общей теорий относительности можно обосновать взаимосвязь пространства, времени и материи? | ||
3. Почему на Земле происходит смена зимы и лета. | ||
4. Возможно ли управление процессами самоорганизации систем? Почему? | ||
5. Движущие силы эволюции. | ||
6. Центральная нервная система и ее функции. | ||
7. Какие, по Вашему мнению, новые технологии могут появиться в ближайшем будущем? |
№ варианта | Инициал фамилии | Контрольные вопросы |
вариант | Л,М,Н | 1. Охарактеризовать основные черты науки Нового времени. |
2. Что такое релятивистские эффекты? Наблюдаются ли они в повседневной жизни? Почему? | ||
3. Смысл высказывания Джеймса Джинса «Наши тела состоят из пепла давно угасших звезд». | ||
4. Почему при забивании гвоздей в деревянный брус, они нагреваются? | ||
5. Что такое генетический код? Что кодируется и каким образом? | ||
6. Перечислить и охарактеризовать факторы, способствовавшие появлению человека разумного. | ||
7. Наиболее значимые угрозы и проблемы, стоящие перед человечеством в нашем веке? | ||
вариант | О,П,Р | 1. Научная революция. Типы научных революций. Глобальные научные революции. |
2. Вселенная. Ее размер и строение. | ||
3. Исторические подтверждения теории Большого Взрыва. | ||
4. Фундаментальные физические взаимодействия. Их характеристика. | ||
5. Геологические эры в истории Земли? Их характеристика. | ||
6. Смысл утверждения Тейяра де Шордена «Первым человеком является и может быть только множество людей...»? | ||
7. Основные черты, присущие современной научной картине мира. | ||
вариант | С,Т,У | 1. Основные этапы развития естествознания |
2. Опытные факты (с кратким комментарием), подтверждающие выводы общей теории относительности? | ||
3. Наша галактика, ее характеристики. Положение Солнца в ней. | ||
4. Самоорганизация систем. Причины ее возникновения и существования. Привести примеры. | ||
5. В чем проявляется глобальная функция жизни, как геологической силы, преобразующей облик Земли? | ||
6. Основные отделы головного мозга человека. Какие из них отвечают за высшую нервную деятельность? | ||
7. На Ваш взгляд: какие будущие научные достижения окажут наиболее сильное влияние на жизнь людей? |
№ варианта | Инициал фамилии | Контрольные вопросы |
вариант | Ф,Х,Ц | 1. Какие особые условия способствовали появлению античной науки? |
2. Какие факты и рассуждения противоречат картине вечной неподвижной Вселенной? | ||
3. Как образовалось Солнце? Что будет происходить с Солнцем в будущем? | ||
4. Типы обратных связей: положительная, отрицательная, гомеостатическая. Примеры. | ||
5. Передаются ли по наследству приобретенные признаки? Почему? | ||
6. Структура нервной клетки. Что такое нервные импульсы? | ||
7. Краткое описание ноосферы. | ||
вариант | Ч,Ш,Щ,Э | 1. Является ли астрология наукой и почему? |
2. Возникновение Солнечной системы. Закономерности строения, подтверждающие современную гипотезу происхождения Солнечной системы? | ||
3. Какие опытные факты на рубеже 19-го в 20-го века дали толчок развитию квантовой физики? | ||
4. Можно ли свести («редуцировать») химию и биологию к физическим законам и почему? | ||
5. Генная инженерия. Опасны ли генетически модифицированные продукты и почему? | ||
6. Роль прямохождения в процессе антропогенеза. | ||
7. Что такое экологический кризис? Его возможные последствия. | ||
вариант | Ю,Я | 1. Можно ли сказать, что научный закон – это абсолютная истина? Почему? |
2. Откуда берется энергия свечения звезд? | ||
3. Реликтовое излучение. Как это явление объясняет теория Большого Взрыва? | ||
4. Основные законы сохранения. | ||
5. Строение белков. Их основные функции в организме. | ||
6. Дайте аргументированный ответ - может ли отдельный электрон или атом мыслить? | ||
7. Какие наиболее острые проблемы ожидают человечество в нашем веке? |