Границы рыночных отношений. Теории Смита и Коуза
В теории рынка важное значение имеет установление границ действия рыночных отношений. При рассмотрении данного вопроса определяющим условием явл. Возникновение издержек в сфере обмена. В зап. Эк. лит-ре из-держки в сфере обмена получили название трансакционных издержек.Осн. типы:•Издержки, связанные с поиском инф. О рынках•Издержки по определению условий и оформлению сделок•Издержки по выявлению качества товаров•Издержки по защите правового режима с помощью юр.ситемы•Потери за счет необдуманного поведения на рынке.Те оретическое обоснование издержек в сфере обращения фактически сводится к решению проблемы о соотно-шении законов пр-ва и законов распр.: сущ. ли они автономно или первые зависят от вторых. Если мы считаем, что процесс пр-ва не зависит от процесса распр., то трансакционные издержки должны быть=0. Однако в дейст-вительности издержки никогда не бывают нулевыми. Следовательно, распр. Оказывает непосредственное влия-ние на процесс пр-ва, которое осущ. Через рыночный механизм. Чтобы установить уровень этого влияния следует рассмотреть теоремы Смита и Коуза.В соответствии с теоремой Смита добровольный обмен приносит выгоду обеим сторонам. Данная теорема уста-навливает связь рынка,Разделения труда и эффективности пр-ва. Развитие рыночных отношений и обеспечение выгод в процессе обме-на достигается рациональностью предпринимательской деятельности. За счет этого происходит увеличение объ-емов пр-ва и увеличение масштабов обмена. При этом возникает противоречивый процесс. С одной стороны, в целом издержки снижаются за счет специализации, с другой – за счет расширения территориальных границ ры-ночных отношений издержки возрастают. В результате выгоды от разделения труда в силу роста издержек могут быть сведены к нулю=»границы рыночных отношений, в рамках которых выгоды от разделения труда сравни-ваются с издержками, выступают в качестве границ между субъектами рыночных отношений.Сущность теремы Коуза состоит в след.: если права собственности четко определены, то положит. Или отриц. Результаты могут решаться между заинтересованными сторонами без вмешательства гос-ва.Эта терема основана на том, что трансакционные издержки делятся на собственносо стороны гос-ва между заинтересованными сторона-ми=»расширение границ рыночных отношений наталкивается на двойной барьер. Первыйсвязан с издержками по расширению сферы действия режима частной собственности, второй-с издержками по координации,т.е. если стороны прибегнут к помощи гос-ва в виде координации, то затраты резко возрастут, что неизбежно скажется на сужении границ рыночных отношений. Во избежание доп. Затрат по координации стороны решают возникаю-щие проблемы путем негласного решения.
Вопрос #21
Основные модели рыночной экономики: германская, шведская, американская, китайская и др.
К основным современным моделям рыночной экономики относятся:
1. Американская модель или «либеральная модель капитализма». Ее характерными особенностями являются: а) малый удельный вес государственной собственности. В конце 1970-х гг. государственная собственность в акционерном капитале в промышленности и на транспорте составляла: в США — 10%, в ФРГ - 18%, Великобритании - 24%, Италии - 38%, во Франции -34%; б) минимальная регулирующая роль государства в экономике. В начале 1980-х гг. президент США Р. Рейган наметил программу дальнейшего сокращения государственного сектора, отмены регулирования цен, «освобождения личности», сокращения центрального правительственного аппарата и т.п. Осуществление этой программы привело к созданию новой экономической модели, в которой при всемерном поощрении предпринимательства роль рынка выросла, а государства — сократилась, в) резкая дифференциация населения на богатых и бедных; г) большое различие в уровне заработной платы (до 110 раз между главой фирмы и служащими); д) приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.
2. Японская модель. В Японии идет процесс формирования новой модели общественного предпринимательства, отличительной особенностью которой является повышение технико-экономической и социальной эффективности предпринимательства. Оно характеризуется большей автономностью от госбюджета, большей самостоятельностью, большей «коммерциализацией» деятельности. К основным чертам японской модели относятся: а) высокий уровень государственного воздействия на основные направления развития национальной экономики; б) широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах, объединение их общими интересами, преданностью предприятию; в) незначительное различие в уровне заработной платы (до 17 раз между главой фирмы и служащим); г) социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против социального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан в случае болезни, безработицы, ухода на пенсию; д) широкое привлечение работников к управлению и принятию решений.
3. Немецкая модель по своему социально-экономическому содержанию близка к японской модели. В немецкой модели государственное воздействие на экономику больше всего проявляется при решении социальных проблем; в обеих моделях решающая роль отводится банкам. При этом центральному банку предоставлена полная автономия. Различие в уровне заработной платы, как и в японской модели, является незначительным и составляет между
главой фирмы и служащим 23:1. На предприятиях все служащие объединены общими интересами и преданностью предприятию.
4. Шведская модель. Отличительными особенностями шведской модели являются социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения. Иногда шведскую модель называют второй моделью социализма. Швеция отличается высоким уровнем жизни и обеспечения гражданских прав. Государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. В Швеции за последние 110 лет (с 1870 по 1980 гг.) валовой национальный продукт в расчете на душу населения ежегодно возрастал в среднем на 2,5%. Для шведской модели характерным является низкий уровень безработицы, которая в период 1945-1970 гг. составляла всего 2%. В Швеции весьма высока доля государственного сектора. В 1988 г., например, общая сумма государственных расходов составила 62% от общего объема валового национального продукта. В Швеции сформировалась концепция: «государственный сектор, если уж он начал расти и достиг определенных размеров, может начать развиваться «сам по себе», на основе собственной, внутренней логики и политического механизма принятия решений».
Вопрос #22
Рыночная конкуренция: сущность, виды и формы. Совершенная и несовершенная конкуренция.
Сущность. Под конкуренцией, с одной стороны, понимается экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности; борьба товаропроизводителями за более выгодные условия хозяйствования, за получение наивысшей прибыли. С другой стороны, конкуренция — это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства и сбыта продукции, а также в сфере приложения капитала. Формой существования конкуренции является общественная система норм и правил организации, имеющая в своей основе государственные директивы и рыночные методы функционирования структурных подразделений народного хозяйства в виде государственных и частных предприятий и организаций.
Монополистическая, несовершенная конкуренция. Термин «монополия» в буквальном смысле слова означает единственного продавца товара. В современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания. В настоящее время он используется для обозначения различных разновидностей рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Основными признаками монополизма являются монопольные цены и монопольные прибыли. Монопольное положение фирмы может быть «естественным» (когда фирма владеет редкими, уникальными, не воспроизводимыми ресурсами), но может быть создано и искусственно (когда фирма использует организационные приемы). В конце XIX в. сферы возникновения монополий были ограничены, но постепенно процессы монополизации приобретают характер закономерности, что было обусловлено условиями производства, конкуренции, усилением организующего начала. Анализируя проблему монополистической конкуренции, следует иметь в виду, что в условиях монополии существуют несколько видов конкуренции: монопсония, олигополия, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия.
Монопсония. Тип рыночной структуры, когда существует монополия единственного покупателя определенного товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает монопольную прибыль, поскольку продавец теряет часть доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть несовершенной конкуренции.
Олигопсония. Тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавцами.
Олигополия. Тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между бой преимущественно неценовую конкуренцию.
Дуополия. Тип рыночной структуры, при которой имеется только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Дуополия — наиболее простой случай олигополии.
Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) — тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого (объединенного) потребителя (потребление электроэнергии, водоснабжение, газоснабжение).
В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит весьма сложный характер. Во-первых, в современных условиях монополия обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей. Это обусловлено тем, что для крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию-контрагента. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли.
Свободная конкуренция (совершенная) основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Обычно совершенно конкурентный рынок предполагает выполнение следующих условий:
а) объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;
б) реализуемые каждым производителем товары являются однородными;
в) покупатели хорошо информированы о ценах, и повышение производителем цен на товар означает снижение спроса на него;
г) какие-либо договоренности продавцов относительно цен на товары не допускаются, они действуют независимо друг от друга;
д) фирмы-производители могут свободно входить в отрасль и выходить из нее.
Соблюдение условий реализации обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния.
Преимущества конкуренции. Рыночная конкуренция:
а) способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;
б) обусловливает необходимость гибкой реакции и быстрой адаптации производителей к изменяющимся условиям производства;
в) создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрению новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством;
г) обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
д) нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров и услуг.
К недостаткам конкуренции относятся следующие:
а) рыночная конкуренция не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, рыбные запасы морей и океанов);
б) отрицательно сказывается на защите окружающей среды;
в) не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);
г) не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;
д) не гарантирует право на труд, на доход, на отдых;
е) не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
Вопрос #23