График(2) Правило оптимального использования ресурсов
МRР = МRC,
МRP = цена ресурса (при совершенной конкуренции на рынке ресурсов). В условиях совершенной конкуренции на рынке продукта график спроса на ресурс убывает из-за падения его предельной производительности при постоянных ценах на продукт. В условиях несовершенной конкуренции он убывает из-за снижения МР и из-за снижения цены на продукт.
Билет 18
1. В долгосрочный период все ресурсы (и издержки) являются переменными. Фирмы могут расширять объем производственных мощностей, построить (купить) новое предприятие, цех или, наоборот, распродать избыточное оборудование и сооружение.График ATCL – «ухабистая кривая выбора», является кривой долгосрочных издержек фирмы на единицу продукции. Q*3 – минимально эффективный размер фирмы, т.е. объем выпуска, при котором минимальны долгосрочные средние издержки фирмы. В идеале график ATCL представляют сглаженным. Существуют различные варианты его конфигурации.: а) С ростом выпуска наблюдается сначала положительный, потом отрицательный эффект масштаба.граф
б) Отрицательный эффект масштаба проявляется очень быстрограф.
в) Отрицательный эффект масштаба не проявляется очень долгограф.
г) Преобладает постоянный эффект масштабаграф. Положительныйэффект масштаба означает снижение долгосрочных средних издержек фирмы с ростом ее размеров и выпуска.Причины:-углубление специализации труда, управленческого персонала;- более эффективное использование_узкоспециализированного оборудования;
- возможность производства побочных продуктов. Отрицательный эффект масштаба означает рост долгосрочных средних издержек фирмы с ростом ее размеров и выпуска.Причины:
- избыточный бюрократический управленческий и контролирующий штат создает проблемы в передаче информации, что порождает несвоевременные и неверные решения, создает негибкость в приспособлении к изменениям в спросе и поставках ресурсов;- возможность уклониться от исполнения должностных обязанностей Технология, вид оборудования, тип продукции, динамика спроса на него определяют возможности специализации и снижения издержек при массовом серийном производстве и то, насколько будут концентрированы фирмы и сколько их будет в отрасли (на рынке).
2.Риск – возможность отрицательных последствий (потерь) от принятия решения и соответствующего действия.Предпринимательский риск – вероятность потери ценностей (материальных и нематериальных активов) в результате хозяйственной деятельности.Неопределенность- отсутствие полной и достоверной информации обо всех условиях и последствиях действия – является причиной существования риска. Классификация рисков:По уровню:- микрориски(отключат_энергию.забостуют работники)-отраслевые(радиц зарожение)- региональные(стих бедствия)общенациональные(вщйны.революции)глобальные(внешние_войны.природно-экологические проблемы)По источнику_происхождения:-социально-политические(революции.теракты)- административнозаконодательные(изменится налогообложение)производственно-технические(техногенные катастрофы)- коммерческо-финансовые(падение цен.спроса)- природно-экологические(стихийные бедствия)- демографические(старение)- геополитические(вщйны му странами.санкции)
По обоснованности:- обоснованные
- частично-обоснованные- авантюрные
по осознанности- осознанные
- неосознанные По допустимости
- допустимые- критические
- катастрофические По системности:
- несистемные (уникальные)
- системные (общие для всех)По прогнозируемости:-прогнозируемые
-частично прогнозируемые (форс-мажорные) Отношение к риску:
-противник риска- нейтральный к риску- склонный к риску Способы управления и снижения_риска1Уклонение от риска2. Выделение риска3. Диверсификация (продукта, сфер
Неценовые факторы спроса на ресурс:
- изменение спроса и цены продукта
- изменение в производительности ресурса
- изменение цен на другие ресурсы
а) эффект замещения
б) эффект объема выпуска
Факторы эластичности спроса на ресурс:
- темпы снижения предельной производительности (МР), зависящие от технологии
- легкость ресурсозамещения
- эластичность спроса на продукт
- доля издержек на данный ресурс в общих издержках фирмы
- тип конкуренции на рынке продукта
Билет 19
1. В процессе жизненного цикла фирмы постоянно меняют свои границы, определяемые отношениями собственности (принадлежности) определенного имущественного комплекса. Цель изменения границ (расширения или сужения) – получение (сохранение) большей прибыли за счет роста выручки, снижение издержек и приобретения монопольной власти на рынке. Эти цели достигаются за счет концентрации – расширения границ фирмы (увеличении ее абсолютных и относительно рынка размеров), сосредоточение на ней все большего производственного, трудового, рыночного потенциала. Концентрация:1.Внутренюю: Рост фирмы за счет внутренних источников и_кредитов:Внутриотраслевое изменение границ: Реализация положительного эффекта масштаба, снижение ATC производственного характера, большая доля рынка И цель2.внешняя:2.1Горизонтальная интеграция: Рост фирмы за счет добровольного или вынужденного слияния с конкурентами: Внутриотраслевое изменение границ2.2Диверсификация:а)Интеграция по диагонали: Рост фирмы за счет присоединения фирм других, несвязанных с основным производством:Межотраслевое изменения границ:Снижение трансакционных издержек, диверсификация рисков хозяйствованияб) Вертикальная интеграция: вперед(Присоеди-нение (создание) потребителей)И назад(Присоеди-нение (создание) поставщиков): Межотраслевое изменения границ
Показатели концентрациипытаются количественно оценить долю и рыночную власть фирм на рынке (отрасли), определить тип сложившейся рыночной структуры.
1.Y –пороговая доля фирмы на рынке – это ее доля (в %) в объеме продаж товара на данном рынке.
2.Пропорция концентрации (CR) – сумма долей крупнейших фирм на рынке.
CRk = где k = 3,4,5,10,15 фирм; k < n ; n – число всех фирм на рынке3.Индекс Герфиндаля-Хиршмана (HHI) – сумма квадратов долей всех фирм на рынке.
HHI = , где n – число всех фирм на рынке
2 Земля (и все естественные ресурсы), а также тесно привязанная к ней недвижимость, является особым фактором производства: абсолютно ограничена, почти невоспроизводима, немобильна, сильно дифференцирована по качеству (плодородию, продуктивности, местоположению), универсальна. В краткосрочный период имеющееся в стране количество земли не зависит от цены на нее, предложение совершенно неэластично..
Цена земли:1. Прокатная – рента – плата за временное право пользование единицей земли в определенный период.
Экономическая рента – особый тип дохода, основанный на частной собственности на строго ограниченный, свободно невоспроизводимый ресурс. Это разница между ценой спроса и ценой предложения, по которой данный ресурс еще был бы предложен его собственникам.Граф 2. Капитальная – плата за переход права владения единицей земли насовсем. Определяется как капитализированная рента.
Цена земли =
Капитальная цена земли равна денежной сумме, положив которую в банк, бывший собственник земли получал бы процент в размере рентных платежей.
Виды земельной ренты:
1Чистая (абсолютная) земельная рента – плата собственнику за доступ к земле любого качества, доход, приносимый ограниченным ресурсом только в силу его ограниченности и частной собственности. Ограничения и пояснения:- собственник сам не использует свою землю- все земли арендуются- используется только для производства основного продукта питания- все га одинаково плодородны и расположены по отношению к потребителям.Граф 2 Дифференцированная земельная рента – связана с реальными различиями участков земли по плодородию и местоположению, это доход, приносимый жестко ограниченным ресурсом в зависимости от его качества.Граф
Билет 20
1. Конкуренция – «столкновение», экономический естественный отбор, в котором выживает сильнейший. Определяется с помощью нескольких подходов:
Поведенческий подход – процесс борьбы, соперничество между хозяйствующими субъектами за доступ к ограниченным благам, за максимум выгод или минимум затрат для их получения.
Структурный подход – конкуренция – тип рыночной структуры без барьеров для входа на рынок однородной продукции, сочетающий полипсонию и полиполию.
Функциональный подход – конкуренция – главный контрольный механизм, размывающий экономическую власть, средство заставить производителей снижать издержки, внедрять новые технологии, основа свободы выбора и демократии.(раскрывает значение конкуренции) Виды и формы конкуренции По границам рынка:
- внутриотраслевая(м/у произв 1 вида продукции); - межотраслевая (национальная)(м/у произв разн продук,но за 1 «кошелёк» потребитель);- международная(на миров рынке). По легальности: - легальная(законные методы борьбы);- недобросовестная9непорядочные методы,разрушение,воровство).По совершенности:- совершенная;
- несовершенная(качество,реклама,обслуживание).По инструментам(за счёт чего идёт конкуренция): - ценовая;
- неценовая.По стадиям внутри отрасли:- функциональная; - родовая;
- видовая.
2. Рынок труда – взаимодействие спроса и предложения услуг труда определенного вида и на определенной территории, в результате которого формируется рыночная цена единицы услуги труда – ставка заработной платы (W). В зависимости от способа измерения количества затраченного труда заработная плата может быть повременной, сдельной или сочетать обе эти формы. Индивидуальное предложение труда SL инд. Граф
1.Участок АВ показывает, что с ростом W возрастает величина индивидуального предложения отдельного работника (эффект замещения эффект дохода)
2.Участок ВС отражает ситуацию, когда эффект замещения равен эффекту дохода.
3.Участок СД показывает, что после достижения определенного уровня, дальнейший рост W вызывает сокращение индивидуального предложения (эффект замещения эффекта дохода).Рыночное предложение труда Граф
Рыночное предложение труда складывается из индивидуальных графиков предложения отдельных работников данного вида.Неценовые факторы рыночного предложения труда:- изменение цен на потребительские блага:- рост квалификации и статусных требований работников- изменения в условиях работы, риске, престижности
- изменение количества работников данного вида
График предложения отражает связь между ценой труда (W) и величиной предложения услуг труда на рынке. В то же время, он показывает минимальную цену, по которой работник (работники) еще предложат данное количество труда. Этот минимум определяется стоимостью средств существования и развития работника и его иждивенцев.
На совершенно конкурентном рынке труда:
- большое число фирм конкурируют при найме работников данного вида;
- многочисленные работники одинаковой квалификации и здоровья конкурируют за рабочие места;
- в результате, никто не может влиять на стихийно формирующуюся ставку заработной платыГраф(2) Равновесие фирмы как покупателя трудового ресурса (максимум прибыли) достигается при условии mrp=mrc=w. Предложение труда для совершенно конкурентной фирмы является совершенно эластичным и совпадает с графиком mrc, так как ее спрос на труд составляет мизерную долю рыночного спроса, поэтому изменением количества приобретенного труда она не может влиять на W, сложившуюся на рынке.
При монопсонии (олигопсонии) на рынке труда:
- фирма нанимает регионально и профессионально немобильные виды труда;
- много одинаковых конкурирующих работников;
- является несовершенным конкурентом на рынке готовой продукции;
- является либо единственным покупателем, либо крупнейшим нанимателем занятых данным видом труда на данной территории;
- в результате, фирма – единственный работодатель диктует ставку заработной платы, ее спрос на труд – совпадает с рыночным, поэтому, меняя количество покупаемого труда она влияет на W.Граф Единственный работодатель, сталкиваясь на рынке с вырастающим графиком предложения труда SL, вынужден повышать ставку заработной платы и дополнительному работнику, и всем ранее нанятым, чтобы расширить применение труда. Поэтому MRCL > SL рын., то есть предельные издержки на ресурс выше его рыночной цены.
Условие равновесия фирмы при монопсонии MRP = MRC, QLm – выпуск, максимизирующий прибыль.
Последствия монопсонии на рынке труда:1.QLм QLc, количество нанятых меньше, чем на конкурентном рынке труда.
2) Wм Wc, ставка заработной платы меньше конкурентной и меньше вклада работников в создании продукции (МRPL), то что работодатель недоплачивает работникам, становится его дополнительной монопсонической прибылью. Наемные работники в отсутствии выбора места работы эксплуатируются фирмой.
Билет 21
1. Барьеры для входа – любое препятствие объективного или субъективного характера, затрудняющее вход новичков на рынок. Это затраты, которые несут новички, но не несут аборигены.
Барьеры для выхода – уровень невозвратных издержек Барьеры для входа:1. Стратегические – создаются целенаправленными действиями аборигенов: - стратегическое ценообразование, включая демпинг;
- дифференциация продукта;
- затраты на НИОКР, патенты, лицензии;
- разработка торговых марок и мероприятия по повышению лояльности к ним потребителей;
- криминальные;Созданиестратегических барьеров целесообразно, если сохраненная из-за отсутствия конкурентов прибыль больше, чем затраты на их создание2. Нестратегические – объективные характеристики производства, рынка и его институционального окружения:: - финансовые барьеры, определяемые эффектом масштаба и доступностью финансовых ресурсов;- эластичность, направления и темпы роста спроса;
- институциональные барьеры:
а)административные:-лицензирование;
- внешнеторговые; - государственные требования по защите окружающей среды, охране труда и к качеству продукции;б) наличие и сила профсоюзов;в) деятельность других общественных организаций (экологических, религиозных);
г) неразвитость инфраструктуры;
д) криминальные барьеры (рэкет).Итог: Именно барьеры позволяют реализовать монопольную власть высококонцентрированных продавцов на рынке, присваивать экономическую прибыль на постоянной основе.
2. В развитой рыночной экономике цены на ресурсы формируются за счет взаимодействия спроса и предложения, но под сильным влиянием нерыночных, институциональных факторов
издержки на ресурс – прирост общих издержек фирмы, который связан с привлечением дополнительной единицы переменного ресурса.