Тема №5. Основные субъекты рыночной экономики (2часа)

Глоссарий

Экономический агент;субъекты рынка; домохозяйства;государство; кругооборот благ, доходов; предприятие; организация; фирма; организационно-экономическая форма предприятия; концентрация производства; централизация производства; специализация производства; предпринимательство; кругооборот благ и доходов с участием государства.

ПЛАН

1. Экономические агенты: рыночные и нерыночные. Рынок и его субъекты. Домохозяйство, фирмы и государство как субъекты рыночной экономики. Кругооборот благ и доходов.

2. Домохозяйство и семья как поставщики экономических ресурсов и потребители товаров и услуг. Значение и роль семьи в воспроизводстве рабочей силы и «человеческого капитала».

3. Понятие предприятия, классификация, внешняя и внутренняясреда.Сущность и условия предпринимательской деятельности.

4. Основные организационно-правовые формы предприятий (единоличные, товарищества (кооперативы), акционерные общества (корпорации), их преимущества и недостатки. Открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство.

5. Концентрация и централизация производства. Роль крупных и мелких фирм в современной рыночной экономике, формы их взаимодействия. Венчурный капитал.

6. Особенности предпринимательства в России.

7. Государство как субъект рыночной экономики. Модель кругооборота благ и доходов с участием государства.

Вопросы для обсуждения

1. Особенности истории бизнеса в России.

2. Роль мелкого бизнеса в экономической системе.

3. «Плюсы» и «минусы» крупного бизнеса.

4. Проблемы создания и развития малых предприятий в России.

5. Роль рискового предпринимательства в экономике.

6. Маркетинг как экономическая категория.

7. Менеджмент, теория и практика управления фирмой.

Практические задания

1. Представьте, что из экономической системы исчезли мелкие фирмы. Каковы будут последствия? А если исчезнут крупные фирмы?

2. Вы президент крупной фирмы по производству мебели, отделку которой поставляет мелкая фирма. Собственники последней обращаются за финансовой поддержкой в связи с угрозой банкротства. Ваши действия:

а) окажите финансовую поддержку;

б) купите эту фирму, расширив свое производство;

в) найдете другого поставщика.

3. Представьте, что вы производите верхнюю мужскую одежду. Каждый раз, когда по тем или иным причинам объем продаж падает, вы тратите большие деньги на рекламу, в результате чего сбыт опять увеличивается. Можно ли назвать ваши действия маркетингом?

4. Г. Форд, основатель знаменитой автомобильной фирмы, как-то удивил всех предпринимателей тем, что резко увеличил заработную плату своим рабочим. Как вы думаете, какова стратегическая цель этого шага?

а) показать, что капиталист тоже человек;

б) увеличить рынок сбыта своих автомобилей;

в) поднять производительность и качество труда;

г) получить гарантии против забастовок.

Литература

Основная литература

1. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика учебник / Галина Петровна Журавлева, Николай Александрович Поздняков, Юрий Александрович Поздняков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 440 с.

Дополнительная литература

2. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика учебник / под общ ред. А.В. Сидоровича.-2-е изд, перераб и доп. М.: Дело и Сервис, 2010.-624с.

3. Сажина М. А. Экономическая теория учебник / Муза Аркадьевна Сажина, Георгий Георгиевич Чибриков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФОРУМ, 2012. - 608 с

4. Микроэкономика: бакалавр электронный учебник / под ред. А. Ю. Юданова. - М.: КноРус, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Задания для самостоятельной работы

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Экономические агенты: рыночные и нерыночные. Рынок и его субъекты. Домохозяйство, фирмы и государство как субъекты рыночной экономики. Кругооборот благ и доходов.

2. Домохозяйство и семья как поставщики экономических ресурсов и потребители товаров и услуг. Значение и роль семьи в воспроизводстве рабочей силы и «человеческого капитала».

3. Понятие предприятия, классификация, внешняя и внутренняясреда.Сущность и условия предпринимательской деятельности.

4. Основные организационно-правовые формы предприятий

5. Концентрация и централизация производства. Роль крупных и мелких фирм в современной рыночной экономике, формы их взаимодействия. Венчурный капитал.

6. Особенности предпринимательства в России.

7. Государство как субъект рыночной экономики. Модель кругооборота благ и доходов с участием государства.

Задания

Общие

1.Составьте глоссарий по изучаемой теме. Включите в него следующие термины и категории: экономический агент;субъекты рынка; домохозяйства;государство; кругооборот благ, доходов; предприятие; организация; фирма; организационно-экономическая форма предприятия; концентрация производства; централизация производства; специализация производства; предпринимательство; кругооборот благ и доходов с участием государства.

Внесите дополнительные категории по своему усмотрению.

2.Систематизируйте информацию по изучаемой теме в таблицу.

На основании нижеприведенной таблицы, определите структуру предприятий по формам собственности и хозяйствования. Рассчитайте и сделайте вывод о том, какая форма преобладает.

Таблица - Предприятия Курской области по формам собственности и хозяйствования

Организационно- правовая формы   количество в % к итогу
Открытые акционерные общества  
Закрытые акционерные общества  
Общества (товарищества) с ограниченной ответствен­ностью  
Сельскохозяйственные производственные кооперативы  
Коллективные предприятия  
Государственные унитарные предприятия  
Прочие организации  
Всего

3.Классифицируйте организационно-правовые формы бизнеса в Российской Федерации, используя Гражданский Кодекс РФ.

4.Подготовить модель экономического оборота с участием всех субъектов рыночной экономики (фирмы, домохозяйства, государство) для проведение деловой игры. Подготовьте комментарий.

5.Составьте кроссворд по данной теме.

Индивидуальные

1.Представьте, что из экономической системы исчезли мелкие фирмы. Каковы будут последствия? А если исчезнут крупные фирмы?

2.Вы президент крупной фирмы по производству мебели, отделку которой поставляет мелкая фирма. Собственники последней обращается за финансовой поддержкой в связи с угрозой банкротства. Ваши действия?

3. Представьте, что вы производите верхнюю мужскую одежду. Каждый раз, когда по тем или иным причинам объем продаж падает, вы тратите большие деньги на рекламу, в результате чего сбыт опять увеличивается. Можно ли назвать ваши действия маркетингом? Поясните.

4. Приведите примеры предпринимательской идеи из исто­рии, из окружающей вас жизни.

5. Как вы считаете, какие фирмы, мелкие или крупные уютнее себя чувствуют в современной России? Почему?

6. Чем объясняется том факт, что при централизованной экономической системе «преобладали» крупные промышлен­ные предприятия?

7.Частные фирмы увеличивают производство только до тех пор, пока им это выгодно. Хорошо ли это для общества?

8. Изучить теоретический материал по формам организации производства с целью подготовки к проведению деловой игры по теме ««Модель экономического оборота» .

Вопросы для самопроверки

1. Какова роль домохозяйства в рыночной экономике?

2. Какие условия должны быть созданы для успешного развития бизнеса в стране?

3. Факторы внутренней и внешней среды, влияющие на успех бизнеса?

4. Каковы критерии деления бизнеса на мелкий, средний, крупный в странах рыночной экономики и России?

5. Что собой представляют концентрация и централизация капитала? Пояснить, как данные процессы протекают в России.

Наши рекомендации