Объекты прохождения практики.

Учебно-методический комплекс

Для специальности: 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания)»

Рекомендовано кафедрой:

Протокол № 7

«19» мая 2010г.

Зав. кафедрой ____________

Маркевич И.В.

Пермь 2010

Содержание

1. Общие положения

2. Цель и задачи практики

3. Организация практики

4. Содержание практики

5. Порядок подведения итогов практики

Приложения:

1. Титульный лист отчета

2. Дневник практики

3. Директор торговой фирмы

4. Экономист

5. Менеджер

6. Отзыв-характеристика

Общие положения

Программа практики составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования II поколения по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания)» для отрасли торговли, Положением о порядке организации и проведения практики студентов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 24.01.2003 г., Положением о практике студентов РГТЭУ и предназначена для студентов, обучающихся по этой специальности с присвоением квалификации экономист-менеджер.

Кафедра экономического анализа и статистики при организации практики студентов учитывает специфику инфраструктуры отрасли, состоящей из около 1,5 млн. предприятий, основанных на частной собственности и имеющих разные размеры и специализацию.

В составе отрасли малые предприятия (более 80% предприятий в розничной торговле и 90% в оптовой торговле); торговые посредники; крупные супермаркеты; универсамы и универмаги; торговые центры; независимые предприятия и организационные торговые сети; оптовые рынки; крупные холдинги в оптовой торговле; вертикально интегрированные производственно-торговые компании и т.д. Специфической составляющей инфраструктуры отрасли являются предприятия общественного питания, в том числе некоммерческой службы (при образовательных, детских, лечебных учреждениях, на транспорте, по месту работы и т.д.), развитию которых уделяется большое внимание, как фактору, способствующему сохранению здоровья населения.

Деятельность предприятий отрасли регулируется Гражданским, Налоговым, Трудовым кодексами; отраслевыми стандартами для розничной торговли и общественного питания, санитарными и строительными нормами, системой законодательных и нормативных документов по защите прав потребителей и контролю работы предприятий на рынке товаров и услуг.

Вместе с тем вопросы организации и регулирования экономической деятельности предприятия полностью определяются менеджментом предприятия и зависят от уровня его квалификации. А именно эти вопросы влияют на размер издержек предприятия, объем получаемой прибыли и соответственно уровень торговых надбавок. На сегодня уровень издержек в объеме товарооборота по предприятиям торговли России существенно выше, чем в странах с развитой экономикой, что снижает их конкурентоспособность.

Ознакомительная практика студентов направлена на приобретение представления о проблемах, решаемых предприятиями при работе в условиях конкуренции, принципах, методах и средствах управления ими. Предусматривается обязательное ознакомление с должностными обязанностями руководителей предприятия и специалистов. Для сравнения в приложении приведены типовые должностные обязанности директора, экономиста и менеджера согласно Тарифно-квалификационному справочнику (утвержден Минтрудом в 1998 г.).

Обучение студентов должно проводиться учетом привития им навыков использования современных методов управленческой работы – свободного пользования профессиональными компьютерными базами данных, программами, компьютерными технологиями, повышающими производительность управленческого труда.

Цель и задачи практики

Цель учебно-ознакомительной практики состоит в закреплении и углублении теоретических знаний, полученных за три года обучения, подготовка к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Задачи практики: знакомство с организацией и практическими методами управления реальными процессами торговли на разных уровнях; выявление проблем, возникающих перед руководителями разных уровней в текущей деятельности, и путей их решения; формирование профессиональных умений; приобретение навыков работы в коллективе.

Организация практики

Учебно-ознакомительная практика студентов является одной из составленных частей учебного процесса. Продолжительность практики 2 недели по завершении учебы на третьем курсе. В процессе практики студентов подчиняются внутреннему распорядку предприятия – объекта практики.

Объекты прохождения практики.

Практика организуется:

· на предприятиях – базах практики в соответствии с договорами между ПИ (ф) РГТЭУ и торговыми структурами;

· на предприятиях торговли и общественного питания на основе договоров или гарантийных писем- запросов о направлении студента на практику.

Студенты заочной формы обучения, работающие по профилю избранной специальности, организуют практику самостоятельно. Студентам этой формы обучения, имеющим стаж практической работы по вопросам экономической и управленческой деятельности, решением кафедры экономического анализа и статистики может быть зачтена учебно-ознакомительная практика.

Практика может проходить на предприятиях оптовой и розничной торговли, общественного питания, оптовом рынке, в департаментах, регулирующих процессы торговли, в предприятиях, специализирующихся на оказании услуг предприятиям торговли (консалтинговых, аудиторских, дизайнерских фирмах, поставщиках оборудования, программного обеспечения, маркетинговых агентствах, финансовых структурах и т.д.). Кроме этого кафедра может организовать групповые экскурсии в наиболее продвинутые торговые структуры для ознакомления с передовыми технологиями торгового дела, экономикой и управлением фирмой.

Рабочие места прохождения практики определяются в соответствии с примерным календарно-тематическим планом и содержанием практики.

Обязанности студента-практиканта.При прохождении производственной экономической практики студент обязан:

- изучить и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;

- подчиняться действующим правилам трудового распорядка и распоряжениям руководства предприятия, на базе которого он проходит практику;

- выполнять в полном объеме задания, предусмотренные программой, календарно-тематическим планом и графиком прохождения практики;

- вести дневник, в который записывается краткое содержание выполненной работы;

- представить на кафедру отчет о результатах прохождения практики с отзывом руководителя практики от предприятия;

- защитить отчет на кафедре у своего руководителя от института в установленные сроки.

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется вторично на практику в период каникул или отчисляется из университета.

Обязанности руководителя практики.Для руководства практикой студентов приказом директора назначаются руководители от Института, приказом руководителя предприятия (организации) – руководитель практики от предприятия (организации).

Работа руководителя практики направлена на обеспечение условий для овладения студентами практическими навыками работы и профессиональными компетенциями.

Руководитель практики от кафедры должен посещать базы практики не реже одного раза в неделю. Посещения в зависимости от цели могут быть:

а) установочные – осуществляются по всем базам практики в первые дни с целью решения организационных вопросов:

- определение количества студентов, приступивших к практике в установленные сроки согласно распоряжению о направлении студентов на практику;

- проверка наличия у студентов дневника практики.

б) консультационные – проводятся руководителями практики в соответствии с календарно-тематическим планом по вопросам выполнения программы практики, индивидуальных и научно-исследовательских заданий студентов, правильности заполнения студентами дневника практики, написания отчетов.

в) контрольные – осуществляются руководителями практики от кафедры во время посещения баз практики. При этом проводятся:

- беседы с руководством баз практики;

- изучение условий для развития профессиональных компетенций;

- учет выхода студентов;

- оценка качества выполнения студентом-практикантом обязанностей (на основании отзывов руководителей практикой от предприятия (организации) и дневника практики);

-изучение вопроса о наличии вакансий с целью дальнейшего трудоустройства выпускников Института.

После посещения объекта (предприятия, организации – базы практики) руководитель практики должен информировать кафедру на очередном заседании о результатах посещения баз практики не позднее окончания срока прохождения практики.

По завершении практики руководитель от Института должен:

- проверить отчет студента и дать на него отзыв;

- организовать защиту представленного отчета.

Содержание практики

Во время экскурсий в различные торговые структуры и ознакомления с работой фирмы-базы практики студенты должны ознакомиться с целым комплексом вопросов:

  • История создания и развития фирмы, форма собственности;
  • Порядок лицензирования деятельности фирмы и оказываемых услуг, сертификация продукции, обеспечения качества;
  • Вешняя среда, в которой функционирует фирма: уровень конкуренции, постоянные и потенциальные потребители товаров и услуг, системы стимулирования сбыта, конкурентные преимущества фирмы и их развитие;
  • Система взаимодействия с производителями продукции и оптовыми поставщиками, включая заключение договоров, доставку и хранение продукции, устранение возникающих рекламаций;
  • Структура управления, взаимодействие подразделений, права и обязанности их руководителей, должностные инструкции персонала;
  • Система оплаты труда и стимулирования сотрудников;
  • Внутрифирменная система учета и отчетности, экономические показатели, используемые при управлении предприятием;
  • Методы экономического анализа, используемые при выработке управленческих решений;
  • Планирование деятельности фирмы - система показателей фирмы;
  • Используемые информационные технологии;
  • Взаимодействие с органами государственными регулирования;
  • Организация работы маркетинговых и рекламных служб;
  • Участие в ярмарках, выставках, конференциях, семинарах;
  • Система повышения квалификации и переподготовки персонала;
  • Социальная поддержка персонала;
  • Специфические особенности функционирования торговой фирмы.

Примерный календарно-тематический план

№ п/п Наименование тем (задачи) Кол-во дней
Организация и развитие фирмы, взаимодействие с государственными структурами, поставщиками и потребителями
Внутрифирменная организация и управление фирмой
Экономический анализ, практика управленческих решений
Управление персоналом. Система оплаты и стимулирования труда. Социальная программа.
Специфические особенности фирмы
Написание и защита отчета
Итого:

При ознакомлении с работой торговой фирмы студенту необходимо обращать внимание на методы анализа, выработку управленческих решений, способы реализации этих решений. Целесообразно также подробнее рассмотреть структуру и обязанности служб, участвующих в анализе работы и подготавливающих рекомендации руководству, по возможности выявить недостатки и дать предложения по их устранению.

Все эти вопросы отражаются в отчете по практике.

В приложениях 3,4,5 даны примерные характеристики должностей директора, экономиста, менеджера торговой фирмы.

Наши рекомендации